Коммерсантъ: Биометрия ушла на базу. Сбербанк не передает собранные данные в единую систему
Как выяснил “Ъ”, Сбербанк, объявивший о начале сбора данных граждан для Единой биометрической системы (ЕБС), пока ограничивается лишь наполнением собственной базы. ЕБС дает клиентам возможность, сдав данные, проходить удаленную идентификацию для получения услуг любых банков, но внутренняя база — нет. В результате граждане, поверившие заявлениям Сбербанка, сталкиваются с тем, что в ЕБС их не идентифицируют, и это вызывает недоверие ко всей системе. Действия банка не слишком этичны, отмечают юристы и эксперты, но легальны.
Сотрудники Сбербанка, официально объявившего 13 декабря о начале сбора биометрических данных для ЕБС по проекту ЦБ, 14 и 15 декабря ничего не знали об этом. В колл-центре банка нескольким сотрудникам “Ъ” на вопрос, в каких отделениях можно сдать биометрию для ЕБС, ответили, что в любом. Однако в пресс-службе Сбербанка “Ъ” пояснили, что он принимает биометрию для передачи в ЕБС в шести отделениях Москвы.
Общий перечень мест, где можно сдать биометрию, для ЕБС приведен на сайтах «Ростелекома» и ЦБ. Однако по состоянию на 14 декабря ни в одном из этих списков отделений Сбербанка не указано. В «Ростелекоме» (оператор ЕБС) не смогли назвать адреса отделений банка, где можно сдать биометрию, в ЦБ не ответили на запрос “Ъ”. В Сбербанке отказались разъяснить причину расхождений в информации.
О запуске сбора биометрии для ЕБС 13 декабря объявил глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, банк собирает данные «вовсю — и для ЕБС, и в значительно более продвинутой стадии для собственной биометрической системы». Эксперты отмечают, что в данном случае расхождение слова с делом имеет особый аспект: клиенты могут не разобраться в нюансах и, сдав данные в Сбербанке, рассчитывать на возможность получения удаленных услуг через ЕБС в любых кредитных организациях.
Такие прецеденты уже есть. Как рассказали “Ъ” в Почта-банке, там сталкивались со случаями, когда клиент говорит, что не может удаленно открыть счет с помощью ЕБС, используя сданный ранее в другом банке биометрический шаблон.
«Потом выяснялось, что гражданин сдавал биометрию не в ЕБС, а для внутренней системы банка, но не знал этого, поэтому при приеме биометрии банк обязательно должен объяснять клиенту, что и для чего он сдает, чтобы не возникало путаницы и неоправданных ожиданий»,— говорят в Почта-банке. Жалобы граждан, которые сдали биометрию в Сбербанке, но не могут воспользоваться удаленным получением услуг через ЕБС, уже появились и на портале Banki.ru.
Биометрия позволяет гражданам получать финансовые услуги дистанционно в любом банке. Для этого нужно сдать цифровой слепок лица и голоса в уполномоченном банке, который отправит данные в ЕБС. После этого можно дистанционно, пройдя верификацию через телефон или компьютер, открыть счет, вклад или получить кредит в любом банке.
По словам зампреда правления Совкомбанка Алексея Панферова, ситуация, когда клиент вводится в заблуждение относительно того, в какую именно базу он отдает биометрические данные, является серьезнейшим риском для развития всего направления дистанционных цифровых сервисов в банкинге. «Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо законодательно обязать все банки одновременно со сбором любой биометрии для своих нужд собирать ее и для ЕБС»,— считает он.
Ситуация осложняется еще и тем, что не все клиенты могут пересдать биометрию повторно без дополнительных затрат. «Некоторые граждане постоянно проживают за пределами России, но заинтересованы в удаленных операциях, поэтому биометрию они сдают в отделении банка во время посещения РФ, например на выходных или в отпуске»,— отмечает руководитель отдела противодействия мошенничеству Тинькофф-банка Артем Харченко. Причем, по словам замдиректора по операционной деятельности Росбанка Марины Фроловой, количество желающих сдать биометрию растет именно из-за простоты и удобства дистанционного получения услуг в любом из банков-участников, а не в том, где уже открыт счет.
В то же время формальных нарушений в действиях Сбербанка может и не быть, признают юристы. По словам управляющего партнера ЮБ U&Partners Андрея Андреева, чтобы судить об этом, надо смотреть не на заявления и пресс-релизы, а на условия конкретного соглашения, подписываемого клиентами при передаче данных. Если клиент, пусть и введенный в заблуждение на словах, подписал соглашение на передачу данных в личную базу данных банка, подтверждает зампред правления «Ренессанс Кредита» Сергей Королев, то поведение кредитной организации «можно считать некрасивым, неэтичным, но незаконным оно не будет».
Вероника Горячева
Газета "Коммерсантъ" №232 от 17.12.2018
17.12.2018