Новости >>  Все новости >> 

ФГ: ПИФы акций показали лучшие результаты в 2018 году

2018 год вновь стал успешным для рынка коллективных инвестиций: заработать сумели как пайщики, так и управляющие компании, ставившие рекорды по привлечению средств инвесторов. Из 225 открытых паевых инвестиционных фондов (ПИФ) с активами выше 10 млн руб., данные по которым отслеживает портал investfunds.ru, 186 показали положительный результат, причем более половины – сумели переиграть как инфляцию, так и ставки по вкладам.

Акции были выгоднее

В прошлом году российский рынок акций показал один из лучших результатов в мире – прирост Индекса Московской биржи превысил 12%. И не вызывает удивления то, что среди первой десятки ПИФов по доходности первые восемь мест приходятся на фонды, ориентированные в большей степени на вложения в акции. При этом стратегия инвестирования лучших четырех ПИФов предусматривала преимущественно покупку акций нефтегазового сектора.

Нефтяным фондам добиться слабого результата было бы сложно: практически весь год цена на нефть росла, а рубль дешевел, что создавало просто тепличные условия для роста недооцененных акций российского нефтегазового сектора. Неслучайно среди самых доходных акций прошлого года первые три места занимают бумаги нефтяных компаний: «Новатэк» (+63%), «Татнефть» (+51%) и «Роснефть» (+45%). Таким образом, достигнутые ПИФами результаты были, скорее, следствием благоприятных рыночных факторов для данной структуры активов фонда, нежели заслугой управляющих активами.

Само же качество управления не впечатляет. Из 80 крупных фондов акций лишь 58 закончили год в положительной зоне. То есть более четверти из них принесли убыток при крайне благоприятном рынке. Более того, Индекс Московской биржи сумели переиграть лишь 25 ПИФов, то есть меньше трети. А лучше отраслевого Индекса Московской биржи нефти и газа показали результат лишь первые три фонда в итоговом рейтинге. Для пайщиков результаты еще печальнее, поскольку приведенные результаты не учитывают вознаграждение самой УК, которое взимается от стоимости чистых активов фондов и не зависит от результатов управления. А еще есть оплата услуг депозитария и прочие расходы, которые в совокупности могут отобрать у обозначенных в рекламных материалах доходностей еще 2–5%.

Если к этой цифре прибавить надбавки и скидки, то есть разовое вознаграждение при покупке и продаже паев, то общие результаты будут намного печальнее: более половины фондов станут убыточны. Впрочем, скидки и надбавки взимают далеко не все УК. Некоторые компании вводят их для того, чтобы мотивировать агентов на привлечение клиентов, а также стимулировать вкладчиков держать средства длительное время.

Маркетинговые фонды

Многие крупные управляющие компании имеют целую линейку ПИФов акций, деньги которых вкладываются в акции компаний той или иной отрасли. Расчет делался на то, что в один год наибольший прирост покажут акции металлургического сектора, в другой – нефтегазового, в третий – электроэнергетики и т.п. Таким образом, один из фондов конкретной УК практически при любом раскладе рынка будет в числе лучших, и это можно будет использовать как маркетинговый ход для привлечения новых клиентов. Такой подход вполне оправдан для управляющих компаний, ведь размер их заработка зависит в первую очередь от объема клиентских средств, а не от результатов управления.

В отраслевых или близких к ним по идеологии фондах роль управляющего невелика. Поэтому нет необходимости содержать большую аналитическую команду или вкладываться в разработку стратегий технического анализа, что снижает внутренние расходы УК.

Не должно вызывать удивления, что разные фонды под управлением таких лидеров рынка, как «ВТБ Капитал управление активами», «Альфа-Капитал» и «Сбербанк управление активами», как лидируют по доходности за прошлый год, так и входят в десятку худших с объемом потерь свыше 10% за год.

Замыкают рейтинг доходности ПИФов в этом году фонды, ориентированные на внутреннее потребление. Это связано с тем, что в прошлом году на фоне продолжения падения доходов населения сектор компаний, ориентированных на внутренний рынок чувствовал себя не лучшим образом. Впрочем, в январе именно акции этих компаний показали одни из лучших результатов, что несколько сгладит печальную картину прошлого года.

В отличие от управляющих для пайщиков отраслевые фонды – не лучшее решение. В конечном результате присутствует большой элемент случайности, при этом в неблагоприятный для его сектора период времени управляющий не может не только купить акции растущих отраслей, но и даже распродать бумаги и полностью вывести фонд «в деньги».

Некоторые УК говорят, что создали отраслевые ПИФы в большей части для «продвинутых» клиентов, чтобы они могли купить бумаги той или иной отрасли экономики в периоды ее роста, а после начала спада переложиться в акции эмитентов более перспективного сегмента экономики. Действительно, при обмене паев одного фонда на другой в рамках одной и той же УК, как правило, дополнительных расходов не возникает. Вот только те клиенты, которые знают – или думают, что знают, – бумаги эмитентов какой отрасли экономики принесут наибольший доход, уже давно торгуют через брокеров.

Возможно, именно злоупотребление созданием отраслевых фондов и падение интереса населения к индустрии коллективных инвестиций во второй декаде нынешнего века привело к падению качества управления. Среди фондов акций доходность лишь единиц можно хотя бы гипотетически рассматривать как следствие искусства управляющего.

Инвестиции на годы

В чем нельзя поспорить с маркетологами управляющих компаний, так это в том, что паевые фонды созданы для многолетнего вложения средств. Поэтому и выбирать фонды целесообразно опираясь на долгосрочную историю управления. При этом мировая практика показывает, то на протяжении длительных периодов – многие годы и даже десятилетия – наивысшую доходность, как правило, приносят акции. И похоже, многие инвесторы начали понимать, что на многолетнем промежутке фонды акций могут дать огромную доходность.

На эту мысль наводит тот факт, что в прошлом году объем покупки паев ПИФов акций составил 19,5 млрд против 3,1 млрд руб. в 2017 году, а доля вложений возросла с 4,2% от всех инвестиций в ПИФы до 22,5%. Однако здесь играет большую роль выбор «правильного» фонда: ряд отраслевых фондов крупнейших УК по итогам трех лет потеряли свыше 20%, что еще раз подтверждает рискованность вложения всех средств в бумаги какого-то одного сектора экономики.

Доходность вложений в ПИФы можно улучшить самому, используя стратегию трейдеров «покупка на просадках». Суть ее заключается в том, что при падении рынка акций, например, на 10%, трейдер значительно увеличивает объем акций в портфеле. Если рынок падает дальше на 5–10%, то делается еще одна покупка акций. Покупка паев фондов акций в моменты сильной просадки биржевых индексов работает и при инвестировании в ПИФы.

Январь показал, что интерес к российским акциям, в том числе со стороны нерезидентов, присутствует и он неплохой. За первый месяц Индекс Московской биржи прибавил в капитализации порядка 5%, а иностранцы завели на российский фондовый рынок около $500 млн. Это позволяет рассчитывать, что и в нынешнем году наилучшие результаты вновь покажут ПИФы акций. При этом нет сомнений, что в течение года мы увидим не одно сильное падение рынка, что даст шанс увеличить доход, инвестируя средства в паи в периоды просадки рынка. Но, как и ранее, очень многое все-таки будет зависеть от правильного выбора фонда.

Борис Соловьев
Финансовая газета

Дата публ./изм.
04.02.2019