Коммерсантъ: Паевые фонды успеха. Инвесторы вложили в розничные фонды более 86 млрд рублей
За минувший год рынок коллективных инвестиций привлек рекордный объем средств у частных инвесторов — 86 млрд руб., но потерял в темпах роста. Управляющие не унывают и для поддержания высокого интереса активно осваивают цифровые каналы продаж. Большие надежды возлагают на биржевые фонды, которые уже давно популярны во всем мире за счет низкой стоимости обслуживания и высокой диверсификации вложений.
Массовый приток средств инвесторов в открытые паевые инвестиционные фонды (ПИФ), зафиксированный в первой половине прошлого года, к концу второй сменился оттоком. По расчетам «Денег», основанным на данных Investfunds, в ноябре частные инвесторы вывели из ПИФов более 2 млрд руб. В прошлый раз оттоки превышали покупки лишь в июле 2015 года — тогда пайщики забрали из открытых фондов около 700 млн руб. В декабре отток замедлился и составил 1,1 млрд руб.
Впрочем, на фоне более чем трехлетнего притока инвестиций в розничные продукты управляющих оттоки ноября—декабря выглядят незначительными — за предыдущие три с половиной года пайщики вложили около 184 млрд руб. При этом почти половина этих поступлений пришли именно в 2018 году (около 90 млрд руб.). Тем самым рынок коллективных инвестиций смог обновить рекорд 2017 года (73 млрд руб.). Однако темпы привлечений упали по сравнению с предшествующим годом более чем в 25 раз, до 17%.
Фонды не той доходности
Основной причиной снижения темпов роста рынка стало падение спроса всего на одну категорию фондов, но популярную в последние годы — облигационные фонды. Если в первом полугодии чистый приток в фонды данной категории превышал 12 млрд руб. в месяц, то уже в июле показатель упал втрое, а в августе произошел первый с июля 2015 года отток, который составил 4 млрд руб. В последующие четыре месяца инвесторы вывели из подобных фондов почти 13 млрд руб. Это существенно сказалось на итогах. Всего за год в фонды данной категории поступило 56 млрд руб., что на четверть ниже показателя 2017 года.
Поведение инвесторов определялось геополитической обстановкой в отношениях между США и Россией. В августе группа сенаторов внесла в Конгресс США законопроект о новых антироссийских санкциях, затем с дополнительными ограничениями выступил Госдеп страны. Предложенные санкции оказались жесткими и вызвали обвал на российском валютном и облигационном рынке. Это отразилось на доходностях облигационных фондов. «Ослабление рубля усилило инфляционные риски, что повысило вероятность повышения ключевой ставки ЦБ. Тем самым не сработала идея ее снижения, закладываемая инвесторами в облигационные фонды, что разочаровало»,— отмечает директор департамента управления активами «Альфа-Капитала» Виктор Барк. «Облигационные фонды были самым востребованным у инвесторов инструментом. Именно в них сосредоточен основной объем активов тех, кто переходил из депозитов. В условиях нервозности на долговом рынке они предпочитают переложиться в другие финансовые инструменты»,— говорит управляющий директор «Сбербанк Управление активами» Василий Илларионов.
Усугубляло ситуацию снижающихся доходностей облигационных фондов одновременное повышение ставок по вкладам. По данным ЦБ, в период с сентября по декабрь 2018 года средняя максимальная ставка крупнейших банков по депозитам выросла на 0,88 процентного пункта, до 7,43% годовых. Отдельные банки подняли ставки даже выше отметки 8% годовых. Эти шаги привели к притоку средств розничных клиентов во вклады, в том числе и из ПИФов.
Впрочем, не все деньги возвращались на депозиты, часть средств перекладывалась в другие категории фондов, в первую очередь фонды акций и смешанных инвестиций. По данным Investfunds, по итогам 2018 года объем вложенных средств в такие фонды превысил 30 млрд руб. По словам начальника управления продаж и маркетинга «Райффайзен Капитала» Константина Кирпичева, инвесторы покупали «накопленную» доходность. Особенно это заметно по фондам широкого рынка акций и фондам сырьевого сектора, которые выросли за прошлый год на17–40%.
Новый лидер
В минувшем году в рейтинге компаний, занимающихся привлечением средств розничных инвесторов в открытые ПИФы, произошло изменение: многолетний лидер — компании бизнеса «Сбербанк Управление активами» уступили место компаниям бизнеса «ВТБ Капитал Управление активами», которые за минувший год нарастили привлечения почти в девять раз, до отметки в 27,5 млрд руб. Компании бизнеса «Сбербанк Управление активами» тоже увеличили привлечения, но лишь на 2%, доведя их до 25,4 млрд руб. Тройку лидеров замыкает «Альфа-Капитал» с показателем в 14,7 млрд руб.
Высокие результаты привлечений «ВТБ Капитал Управление активами» объяснили созданием единого бизнеса «ВТБ Капитал Инвестиции» на базе управляющей компании и департамента брокерского обслуживания ВТБ. «Для клиентов заработало "единое окно", что позволило сосредоточиться на создании качественных индивидуальных решений»,— отмечает руководитель департамента брокерского обслуживания банка ВТБ, главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов. Важную роль сыграло взаимодействие с банковской сетью продаж сегмента «Привилегия», что стало проще сделать после присоединения ВТБ 24 к ВТБ. В результате розничная сеть объединенного банка превысила 1340 отделений. О факторах, способствовавших активизации продаж инвестиционных продуктов, «Деньгам» рассказал заместитель президента — председателя правления банка Анатолий Печатников.
Продажа инвестиционных продуктов через родственные банковские сети остается ключевым каналом продаж для управляющих компаний. Согласно опросу «Денег», на него приходится 50–98% всех привлеченных средств.
Цифровое будущее
В последние годы все большее значение для продвижения продуктов управляющих компаний приобретают дистанционные каналы продаж. Это не только сайты и личные кабинеты, но и мобильные приложения, маркетплейсы. В «Альфа-Капитале» в 2018 году привлекли посредством цифровых каналов 4 млрд руб., что в шесть раз выше показателя 2017 года. В «ВТБ Капитал Управление активами» привлечения через онлайн-канал за прошлый год выросли на 170% и превысили 600 млн руб., а количество зарегистрированных пользователей увеличилось в 3,5 раза.
В прошлом году в распоряжении российских инвесторов появился новый продукт — биржевой фонд, который можно купить только удаленно (через биржевого брокера). Первый фонд данной категории в сентябре запустил «Сбербанк Управление активами», им стал БПИФ на «Индекс Московской биржи». В декабре «Альфа-Капитал» вывела на Московскую биржу биржевой фонд «Технологии 100», ориентированный на индекс NASDAQ 100. Частные инвесторы с интересом отнеслись к новинкам. По оценкам «Денег», основанным на данных Investfunds, в декабре эти фонды привлекли почти 400 млн руб. и 670 млн руб. соответственно. Это впечатляющий результат для принципиально нового продукта. С начала года «Сбербанк Управление активами» запустил новый биржевой фонд «Индекс Мосбиржи государственных облигаций», который инвестирует в ценные бумаги, входящие в состав одноименного индекса. В ближайшие месяцы «Альфа-Капитал» планирует фонд на индекс S&P 500. Запуск биржевых фондов рассматривают и другие крупные управляющие компании.
Впрочем, в ближайшие годы агентская сеть банка останется ключевым каналом продаж. Причина этого кроется в том, что основной объем средств поступает от начинающих инвесторов, которые плохо знакомы с инвестиционными продуктами, а потому нуждаются в помощи консультантов. Со временем же вклад удаленного канала продаж будет усиливаться. По оценкам «Альфа-Капитала», к 2020 году привлечение более 50% общего числа клиентов должно осуществляться посредством удаленных каналов. «В 2019 году мы продолжаем развивать все каналы продаж, сохраняя фокус на цифровых ресурсах. В том числе за счет реализации удобного способа покупки ПИФ через цифровые ресурсы ВТБ»,— поделился планами Владимир Потапов.
Иван Евишкин
Коммерсантъ. Приложение "Деньги" от 14.02.2019
14.02.2019