Новости >>  Все новости >> 

Финансовая газета >> Россияне опасаются использовать цифровые каналы управления финансами

Цифровые каналы управления личными финансами помогают пользователям финансовых услуг грамотнее распоряжаться своими деньгами. Так считают 88% представителей финансовых организаций.

Об этом говорится в совместном докладе аналитического центра НАФИ, Российского микрофинансового центра и Фонда Citi, подготовленном на основе проведенного в январе исследования.

При этом под «цифровыми каналами» имеются в виду как личный кабинет на сайте, так и мобильное приложение в телефоне.

Впрочем, среди клиентов финансовых организаций доля оптимистов ниже – лишь 57% из них считают, что цифровые способы управления им помогают экономить доходы.

Представители банков и микрофинансовых компаний (МФК) отмечают, в частности, что клиенты чаще всего используют личный кабинет и мобильное приложение для того, чтобы осуществить денежный перевод (54%) и произвести оплату обязательных платежей (52%). Кроме того, по их мнению, каждый третий пользователь (34%) ведет учет доходов и расходов.

При этом по результатам опроса банковских клиентов обнаружилось, что учет личных доходов и расходов ведут лишь 19%, а в электронном виде – и вовсе 6%. 40% указали, что отслеживают расходы и доходы «в уме», а почти столько же – 41% – и вовсе не ведут учета.

В то же время подавляющее большинство пользователей – более 80% – положительно относятся к цифровым каналам предоставления финансовых услуг и высоко оценивают такие их преимущества, как оперативность, доступность, прозрачность.

«Под влиянием “цифры” финансовая грамотность из абстрактного понятия обрела вполне осязаемое определение. У людей формируются устойчивые навыки, помогающие самостоятельно осуществлять поиск, оценку и выбор финансовой услуги с целью повышения качества жизни. А это означает, что пользователи финансовых услуг становятся более информированными, ответственными и избирательными в своих финансовых решениях», – отмечает директор Российского микрофинансового центра Елена Стратьева.

С ней согласна и руководитель направления HR-исследований аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова, убежденная в необходимости и дальше развивать этот тренд.

«Нужно привлекать новых пользователей, разрабатывать понятные и доступные цифровые сервисы для различных групп клиентов, помогая им безопасно осваивать цифровые технологии и повышать уровень финансовой грамотности, рассказывать о возможностях эффективного управления финансами с помощью цифровых каналов», – сказала она.

В то же время, как показало исследование, значительная доля граждан – 77% из числа респондентов – считают, что использование цифровых каналов делают финансовые операции менее осязаемыми, поскольку человек не видит реальных наличных денег.

Среди представителей кредитных учреждений такие тоже есть, но в три раза меньше – 26%. Большинство же финансистов, признавая, что определенные риски существуют, убеждены, что они не критичны.

«По мнению 40% риски в потреблении финансовых услуг онлайн и офлайн примерно одинаковы, а каждый третий представитель финансовых организаций полагает, что при пользовании финансовыми услугами в онлайн-среде риски полностью или по большей части отсутствуют», – говорится в обзоре.

«Развитие финтеха, с одной стороны, ускоряет доступ к финансовым инструментам, а с другой – сокращает время на обдумывание при их выборе. Причем сложность продуктов, которые предлагают купить буквально в “один клик”, может быть очень высокой. А потому у потребителя всегда есть риск столкнуться с мисселингом или попросту ошибиться», – указывает заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ, эксперт проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности Ростислав Кокорев.

Эксперт предлагает никогда не забывать простую истину, что между навыками использования цифровых технологий и финансовой грамотностью не всегда стоит знак «равно».

Павел Еськов
Финансовая газета

Дата публ./изм.
01.03.2019