Новости >>  Все новости >> 

Коммерсантъ >> Клиенты НПФ задержались на переходе. Информация о них не поступает из ПФР

Пенсионный фонд Росси (ПФР) задерживает передачу в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) информации по ушедшим и пришедшим клиентам, что грозит лицензионными рисками и финансовыми потерями. В ПФР объясняют фондам отсрочку не работающей должным образом системой передачи данных. Однако участники рынка связывают ее с кулуарными переговорами руководства ПФР с бенефициарами НПФ «Открытие», которые пытаются минимизировать уход клиентов.

НПФ до сих пор не получили из ПФР уведомления о внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц (ЗЛ), сообщили “Ъ” в 12 фондах, работающих с пенсионными накоплениями (восемь из них входят в десятку крупнейших по обязательствам по ОПС). В частности, об этом рассказали в НПФ Сбербанка, «Газфонд пенсионные накопления», «Сафмар», Национальный НПФ, «Роствертол». В двух фондах (один из топ-10, другой из топ-30) рассказали, что получили только «тестовые уведомления», данные в которых могут отличаться от официальных. Участники рынка отмечают, что обычно документы приходят в первой декаде марта. «За последние три года получали уведомление не позже 9 марта»,— отметили в Национальном НПФ. «В прошлом году уведомления пришли 7 марта»,— уточняют сотрудники ряда других НПФ.

В рассылаемых ПФР уведомлениях содержится информация об одобренных заявлениях, как по пришедшим в НПФ гражданам, так и по покинувшим их. Помимо личной информации по каждому клиенту указывается, из какого фонда пришел или в какой уходит, досрочный или срочный переход (т. е. теряет ли гражданин накопленный инвестдоход или нет), а также признак реорганизации фонда (если человек уходит из фонда в связи с реорганизацией, он не теряет доход в случае досрочного перехода) (см. “Ъ” от 3 апреля 2018 года).

По словам нескольких источников “Ъ”, задержка с передачей данных связана с тем, что руководство банка «ФК Открытие» ведет переговоры с руководством ПФР по поводу переходной кампании прошлого года, по итогам которой НПФ «Открытие» столкнулся с массовым оттоком клиентской базы (см. “Ъ” от 6 марта). Первоначально руководство банка хотело провести ревизию переходной кампании (см. “Ъ” от 24 января), однако, как указывают источники “Ъ”, сделать это не удалось. ПФР дал время группе «Открытие», чтобы собрать данные о возможном неправомерном характере перевода клиентов, говорит один из собеседников “Ъ”. «Наших клиентов уже обзванивают представители НПФ "Открытие" на предмет правомерности их перевода в прошлом году»,— рассказали менеджеры трех других фондов. «Задержка с передачей уведомлений создает серьезнейшие проблемы деятельности НПФ. Никаких объективных причин в такой задержке нет»,— говорит президент НАПФ Константин Угрюмов. По его словам, если кто-то недоволен результатами кампании, то для этого есть правовые механизмы решения вопроса, которые не приемлют кулуарных соглашений, в результате которых страдает отрасль. В банке «ФК Открытие» отказались от комментариев, в НПФ «Открытие» не ответили на запрос “Ъ”.

При этом, по словам участников рынка, ПФР в общении с НПФ ссылается на то, что не может передать уведомления по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), хотя передача данных должна была быть давно налажена (см. “Ъ” от 17 января). «На нашей стороне все готово, СМЭВ налажен и работает на прием»,— говорят представители нескольких фондов, которые не получили даже тестовых уведомлений. В ПФР не ответили по существу на заданные вопросы.

Согласно нормативным требованиям, ПФР должен отправить соответствующие документы в негосударственные фонды до 31 марта. Однако, как указывает гендиректор НПФ «Роствертол» Елена Хвостикова, «сложность в том, что и срок для передачи накоплений фондом в ПФР и другие НПФ — также до 31 марта». С учетом того, что до передачи денег осталось всего восемь рабочих дней, фонд «стоит перед фактом невольного нарушения законодательного срока передачи накоплений, так как средства предварительно необходимо подсчитать и успеть вывести из доверительного управления», жалуется топ-менеджер. Представитель «Газфонд ПН» также указывает на «значительные временные затраты» для «осуществления обязательств по передаче средств пенсионных накоплений новому страховщику». «Проблема еще в том, что управляющие компании не знают, в каком объеме реализовывать активы для передачи НПФ средств другому страховщику»,— указывает топ-менеджер одного из НПФ. По его словам, в такой ситуации активы могут быть реализованы не в интересах застрахованных лиц.

«Система переходов, в которой центральную роль играет ПФР, предельно несовершенна и нетранспарентна — не удивительно, что у участников рынка возникают к ней вопросы»,— считает управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Ситуация усугубляется тем, что ее механизмы связаны с «тяжелым оброком» в виде потери инвестдохода, который оплачивают застрахованные лица, говорит эксперт.

Сложности перехода

Передача данных по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) между Пенсионным фондом России (ПФР) и негосударственными пенсионными фондами (НПФ), работающими с пенсионными накоплениями, до конца не реализована, заявил в конце прошлой недели на встрече с участием представителей НПФ, ЦБ, Минцифры предправления ПФР Антон Дроздов. Об этом рассказали “Ъ” два участника совещания. В частности, к СМЭВ-3 (именно через эту версию системы должно происходить взаимодействие) полностью подключены лишь 29 из 35 НПФ, работающих с накоплениями. Согласно действующему закону «О НПФ», именно через СМЭВ в однодневный срок должно происходить оповещение фондов о приходящем к нему или уходящем от него клиенте. Между тем только через Единый портал госуслуг (ЕПГУ) было подано более 9 тыс. заявлений о смене страховщика, а значит, требования закона об оперативном информировании текущего и будущего страховщика могли быть нарушены. На встрече было решено, что сотрудники ПФР будут связываться с НПФ, у которых наблюдаются сложности в обмене данными по СМЭВ для устранения неполадок. Также господин Дроздов рассказал, что с начала года в ЕПГУ было зарегистрировано более 0,5 млн обращений о сумме теряемого гражданином дохода от 13 тыс. клиентов НПФ. При этом один из клиентов делал запрос более 11 тыс. раз. В ПФР полагают, что подобным образом обращаются боты, и хотят ограничить число таких действий через ЕПГУ. В ПФР не ответили оперативно на запрос “Ъ”.

Илья Усов
Газета "Коммерсантъ", №48 от 20.03.2019

Дата публ./изм.
20.03.2019