Новости >>  Все новости >> 

Коммерсантъ >> Регистраторы заработали на акционерах. Организация собраний подняла показатели профучастников

Регистраторская отрасль оказалась наиболее рентабельной из всех сегментов профучастников рынка ценных бумаг, следует из обзора ЦБ. По мнению участников рынка, такой результат обусловлен, с одной стороны, наличием на рынке нескольких высокомаржинальных компаний, с другой — более высокой диверсификацией регистраторского бизнеса по сравнению с другими сегментами. Кроме того, на показателе сказался сезонный фактор, связанный с оплатой организации собраний акционеров.

Рентабельность собственного капитала (ROE) у компаний-реестродержателей (регистраторы) в среднем по рынку значительно выше, чем у представителей других сегментов рынка, следует из опубликованного на днях на сайте ЦБ «Обзора ключевых показателей профучастников рынка ценных бумаг». Согласно данным обзора, ROE у регистраторов в среднем по рынку по итогам третьего квартала 2018 года составила 12,5%, в то время как по всем профучастникам данный показатель всего 3%. При этом, по словам гендиректора регистратора «Статус» Людмилы Мироновой, высокомаржинальных (с ROE до 40%) регистраторов на рынке единицы, остальные же показывают рентабельность на уровне ключевой ставки (в настоящее время 7,75%). Отсюда — высокое среднее значение ROE в целом по отрасли. «Рост рентабельности капитала объясняется сезонностью проведения собраний — основная прибыль формируется во втором-третьем квартале при проведении собраний акционеров, а четвертый квартал часто приносит убыток. Поэтому годовой показатель ROE по регистраторам, скорее всего, будет ниже»,— указывает гендиректор АО ДРАГА Максим Мурашов.

Операционная эффективность складывается из соотношения расходов и доходов. «Чем ниже расходная составляющая в доходах, тем эффективнее компания,— рассуждает руководитель департамента финансовых рейтингов Национального рейтингового агентства Карина Артемьева.— Расходы профучастников из других секторов значительно выше в силу постоянного ужесточения регулирования. Все новое, что появляется в регулировании для прочих секторов, несопоставимо по затратности с регулированием регистраторского сегмента».

Самые значительные изменения в третьем квартале 2018 года произошли в части показателя объема активов. Так, в отчетный период он составил 12,6 млрд руб., что на 33% ниже, чем кварталом ранее. «Столь драматичное снижение объясняется тем, что в конце второго квартала 2018 года на счетах одного из регистраторов были аккумулированы денежные средства, предназначенные для дивидендных выплат крупной нефинансовой компании»,— указывается в обзоре. Этот факт повлиял и на структуру активов и пассивов: доля денежных средств в активах за квартал снизилась с 48% до 36%, а доля средств в кредитных организациях и банках-нерезидентах возросла с 28% до 39%. В структуре пассивов доля средств клиентов снизалась с 44% до 13%, а доля чистой нераспределенной прибыли увеличилась с 24% до 38%.

В целом данный сегмент категории профучастников — один из наиболее устойчивых и стабильных. Так, количество участников рынка (35 компаний) осталось неизменным с 2017 года. Чистая прибыль по сегменту за девять месяцев 2018 года составила 1,1 млрд руб. (по сравнению с 1 млрд руб. год назад и с 0,99 млрд руб. два года назад). Чуть меньше половины участников рынка (15 компаний) показали высокую доходность в расчете на один реестр — более 16,9 тыс. руб. Еще десять компаний оказались в среднем диапазоне — 5,6–16,9 тыс. руб. за один реестр. При этом еще десять компаний показали доход вблизи нуля или вообще убыток. «Основа доходов регистратора — это абонентская плата за обслуживание реестра. Кроме того, отрасль зарабатывает на комиссиях за операции в реестрах и дополнительных услугах — собраниях, рассылках, выплате дивидендов, чего может вообще не быть»,— поясняет госпожа Миронова. По словам представителя другой регистраторской компании, часто компании берут клиентов на обслуживание за очень низкую абонентскую плату в расчете на то, что будут зарабатывать на дополнительных услугах. И нередко этот расчет не оправдывается — никаких услуг клиент не заказывает, при этом затраты на его обслуживание не окупаются. Таким образом, реестр становится убыточным.

Мария Сарычева
Газета "Коммерсантъ", №54 от 28.03.2019

Дата публ./изм.
28.03.2019