Финансовая газета >> Центробанк хочет предоставить контролерам профучастников рынка новые полномочия
Центробанк хочет установить нормативные требования по внутреннему контролю профучастников финансового рынка в рамках закона об инсайде и манипулировании.
Как указывается в опубликованном проекте указания Банка России, закрепляющего нововведения, службы внутреннего контроля и должностные лица, единолично выполняющие функции контролера компаний-профучастников финансового рынка, получат новые полномочия в рамках закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком».
Напомним, что к профучастникам финансового рынка регулятор относит брокеров, дилеров, депозитарии, регистраторы, доверительных управляющих и банки с соответствующими лицензиями.
О планах разработать новые нормы директор департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ РФ Валерий Лях говорил еще в октябре 2018 года.
Исторически служба комплаенс-контроля у профучастника зачастую воспринималась как номинальная структура. И такая ситуация, по мнению регулятора и самих участников рынка, нуждалась в исправлении. В предложенном документе устанавливается необходимость разработать правила внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, а также требования к содержанию этих правил.
Так, в частности, правила должны содержать перечни функций, обязанностей и прав контролера. К его компетенции должны относиться организация выявления, анализа, оценки и мониторинга потенциальных рисков, возникающих из-за действий инсайдера, управление регуляторным риском, осуществление контроля за доступом к инсайдерской информации, организация и участие в процессе выявления нестандартных сделок, информирование Центробанка об этих сделках и др.
Среди основных прав контролера – право требовать от руководящих лиц информации и разъяснений, необходимых для выполнения служебных функций, а также право передавать регулятору любую информацию, связанную с внутренним контролем, без предварительного уведомления руководства компании или согласия на ее передачу.
«Мы стремимся дополнительно обеспечить необходимую независимость и объективность функции внутреннего контроля, что в конечном счете служит интересам компании и ее клиентов», – указывают в Центробанке.
По сути нормативное установление таких прав призвано предотвратить саботаж комплаенс-контроля со стороны бизнес-подразделений.
«В небольших компаниях это довольно распространенное явление. Отчеты в Банк России направляются только после визирования топ-менеджерами, которые сами могут быть недобросовестными инсайдерами. Они не заинтересованы в том, чтобы в отчете сообщалась достоверная информация», – отмечает сотрудник службы внутреннего контроля одного из профучастников.
По мнению руководителя комплаенс-контроля компании «Атон» Ирины Грековой, регулятор пытается показать рынку, что означает риск-ориентированный подход к контролю.
«Эффективный контроль – это не означает наличие ответственного лица и документа. В первую очередь, это уровень осознанности людей, принимающих решения в рамках своих ежедневных процессов», – говорит она.
По словам эксперта, компания сама должна быть заинтересована в создании благоприятной среды для сотрудников, в том, чтобы выработать и четко описать процесс контрольных действий. Контролер же разрабатывает и внедряет данный механизм, задает границы добросовестного поведения компании и сотрудника, вовлекает в контрольные мероприятия и несет ответственность именно за это.
«Но за недобросовестные действия, если правила озвучены, отвечает каждый сотрудник персонально. Так что документ важен и с точки зрения разграничения ответственности», – резюмирует госпожа Грекова.
Павел Еськов
Финансовая газета
27.03.2019