Финансовая газета >> Покупатели ИСЖ подпишут дисклеймер
С этой недели Банк России меняет правила игры на рынке инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). 1 апреля вступает в силу указание, обязывающее страховщиков информировать клиентов о рисках и существенных условиях договоров.
Этот вид страхования был драйвером рынка, и он же вызывал наибольшие нарекания – клиенты часто не понимали, что покупают. Совершенно не факт, что новых требований будет достаточно, чтобы люди перестали обманываться, но прежними темпами наращивать продажи полисов уже не получится.
Продажи «в темную»
То, чем был обеспечен подъем страхового рынка в последние годы, совершенно не секрет. Из данных ЦБ следует, что, например, в 2018 году 60,2% прироста сборов обеспечило страхование жизни. Само оно выросло на треть, и это еще был неудачный год. В 2017 году сборы здесь выросли на 53,7%, а в 2016 году – на 66,3%. Еще пять лет назад на «жизнь» приходилось 11% всех страховых премий, а уже в прошлом году – 30,6%.
Главным драйвером этого сегмента рынка, в свою очередь, было ИСЖ. На него, по расчетам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в прошлом году пришлось 61% сборов по страхованию жизни. Однако такой оглушительный успех сопровождался одним неприятным моментом – покупатели думали, что приобретают что-то другое.
К ИСЖ относят страховые продукты, которые, помимо выплат в случае смерти, предлагают возможность получения инвестдохода. Здесь возможен выбор клиентом стратегии вложений, но, даже если он окажется удачным, доход будет меньше, чем, например, при инвестициях через ПИФ схожего типа.
Дело в том, что инвестируется лишь часть внесенных клиентом средств. Помимо суммы, достающейся самому страховщику, что-то уходит и на другие цели – в первую очередь, на оплату агентов, привлекающих клиентов. В прошлом году, по данным ЦБ, средняя комиссия, выплачиваемая по ИСЖ банкам, которые и были этими агентами, составляла 8%, а порой доходила и до 13%. Даже на то, чтобы просто «выйти в ноль», в таких условиях требуется время и довольно существенная доходность.
Можно, в принципе, рассматривать это, как дополнительную плату за страхование жизни – полис в этом случае имеет шансы показаться очень недешевым. Но клиенты страховщиков обычно думали вообще о другом. Страховку им продавали банки, для которых такой бизнес был по очевидным причинам весьма прибылен. Люди, покупавшие полисы, были вкладчиками, которых стало разочаровывать снижение ставок.
Банки же обещали им более высокие проценты, забывая сообщать о принципиальной разнице такого комбинированного продукта и депозита. Так, в прошлом году КонфОП провел мониторинг 9 банков, предлагавших ИСЖ – 7 обещали гарантированный доход, а 8 рассказывали о надежности таких инвестиций. Прошло время, срок действия этих договоров начал истекать – результатом стал нарастающий поток жалоб в ЦБ от бывших вкладчиков.
Полис недоступности
В 2018 году Банк России проанализировал среднюю доходность по полисам крупных страховщиков, которые продавали ИСЖ в 2012–2015 годах, а в 2017–2018 годах произвели выплаты по окончании срока действия договора. По трехлетним она составила 3,3% годовых, а по пятилетним – 2,4% годовых. Параллельно он оценил среднюю доходность по действовавшим на тот момент полисам – она составила в 0,9% и 1,6% годовых для трехлетних и пятилетних соответственно.
До депозитов это, мягко говоря, не дотягивало. Между тем, как сообщалось в опубликованной ЦБ в связи с этим в прошлом году «Концепции по совершенствованию регулирования инвестиционного страхования жизни», вкладчикам зачастую обещали все 10–20% годовых.
Выявились и другие проблемы. Так, в том же документе Банк России отметил, что банки умалчивали о том, что средства клиентов не будут защищены Агентством по страхованию вкладов. При этом потребители были убеждены в наличии возможности полного досрочного возврата средств, переданных страховщику. На деле же они могли рассчитывать лишь на указанную в договоре выкупную сумму. Она обычно устанавливалась отдельно для каждого года, поначалу бывая даже равной нулю, но постепенно повышаясь, хотя и не достигая 100% от страховой премии.
ЦБ счел ситуацию неприемлемой, особенно в связи с тем, что «до недавнего времени основными покупателями полисов ИСЖ являлись достаточно обеспеченные граждане, однако в настоящее время на рынок стали выводиться продукты с низким порогом входа, рассчитанные на клиентов со средним и ниже среднего уровнями дохода». В «Концепции…» он перечислил ряд мер, которые могут изменить ситуацию, первой из которых должно было стать издание нормативного акта, устанавливающего требования к ИСЖ.
Страховщики заметили проблему давно, и возникающая перспектива им не слишком понравилась. Они начали публично говорить о ситуации с ИСЖ больше года назад, перекладывая ответственность за нее на рыночную ситуацию и на банки, в погоне за сверхприбылью обманывающие клиентов. Повышенное внимание регулятора их, естественно, радовать не могло, так что страховщики постарались показать сознательность, а заодно упредить ЦБ в разработке требований к ИСЖ.
В начале 2019 года вступил в силу разработанный ВСС стандарт по страхованию жизни. Он предписывал информировать клиентов о важных условиях: выкупных суммах, инвестиционных рисках, периоде охлаждения и т. п. «Мы убеждены, что вступление в силу стандартов по страхованию жизни позволит свести практически к нулю количество жалоб граждан, которые купили такой полис в банке, услышав от банковского клерка, что это что-то вроде депозита. Соблюдение жестких требований по донесению информации до страхователей в конечном итоге сделает этот вид страхования популярнее и повысит доверие к страхованию в целом», – заявлял тогда президент ВСС Игорь Юргенс.
Бумажная стена
Судя по всему, ЦБ был с этим утверждением не вполне согласен. Во всяком случае, планы менять он не стал и зарегистрировал в Минюсте нечто подобное стандарту ВСС, но уже в виде указания регулятора. С 1 апреля оно вступает в силу. В случае с этим документом говорить о снижении числа жалоб можно будет с еще большим основанием, однако будет ли оно сопровождаться пропорциональным увеличением удовлетворенности клиентов – пока вопрос.
Указание предполагает появление в стопке документов, которые предложат подписать покупателю полиса, еще одного – таблицы «Информация об условиях договора добровольного страхования». Она будет содержать такие полезные данные, как размер или отсутствие гарантированного дохода, информацию о страховщике и договоре, указание на то, что полис не является вкладом. В нем можно будет найти информацию о том, что прошлая доходность полисов и активов не определяет будущую. Здесь можно будет узнать размер агентского и комиссионного вознаграждений, а также еще много чего полезного.
Проблема в том, что подпись клиента под этим дисклеймером, – а ее наличия требует указание ЦБ – гарантией понимания не является. А вот человеку, письменно признавшему, что его обо всем предупредили, жаловаться в Банк России станет труднее.
Совершенно очевидно, что заметная часть покупателей ИСЖ – из тех, кто подписывают документы, не глядя. Но даже те, кто все же прочтет дисклеймер, должны будут обладать определенным уровнем финансовой грамотности, чтобы понять, что 10% вознаграждения банку очень снизят доходность. Вот только такие люди вообще не будут рассматривать ИСЖ, как вариант инвестиций, вне зависимости от размера комиссионных.
Да и сообщения типа «вклад – не полис» не слишком эффективны. Если люди подписывали договор со страховщиком, где черным по белому написаны все условия, но считали это депозитом под 20% годовых, то это проблема не финансовой, а скорее функциональной грамотности. Надеяться же на то, что теперь банковские клерки станут активно разъяснять клиентам, как невыгоден предложенный ими же договор, едва ли имеет смысл.
Тем не менее есть шансы, что они хотя бы не будут очень уж активно обманывать граждан. Во всяком случае, ЦБ утверждает, что теперь он намерен за этим следить. «Контроль будет осуществлять Служба по защите прав потребителей Банка России, – сообщил в интервью «Российской газете» руководитель департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния. – В том числе с помощью контрольных закупок, которые она имеет право проводить».
В принципе, рынок инвестиционного страхования жизни очень концентрирован. На топ-10 компаний приходится 93% всех премий. Агентами также выступают зачастую крупные банки, так что уследить за этим теоретически можно. Другое дело, что продажи ИСЖ банками хотя, вероятно, и сократятся, но не исчезнут, а значит, останутся и недовольные клиенты, которые продолжат жаловаться. Впрочем, у ЦБ есть варианты.
«Если по каким-то причинам результата не будет, и мы это увидим, – заявил в том же интервью Филипп Габуния, – то, вполне возможно, вернемся к каким-то более жестким мерам, включая запрет на продажу инвестиционного страхования жизни агентами».
Глеб Баранов
Финансовая газета
01.04.2019