Новости >>  Все новости >> 

Коммерсантъ >> «Алмазная осень» осталась при своих. АЛРОСА не смогла продать свой НПФ

Аукцион по продаже негосударственного пенсионного фонда (НПФ) «Алмазная осень», принадлежащего компании АЛРОСА, не состоялся. В закрытом конкурсе принял участие лишь один покупатель. По данным источников “Ъ”, им был НПФ «Газфонд Пенсионные накопления». Других претендентов — ВТБ и Сбербанк — не устроила минимальная цена за НПФ, а также некоторые требования к покупателю. Набсовет алмазной монополии рассмотрит возможность продажи НПФ единственному претенденту. При условии смягчения требований возможно проведение и второго раунда аукциона, полагают эксперты.

Закрытый аукцион по продаже НПФ «Алмазная осень», на который принимались заявки до 17 февраля, признан несостоявшимся, рассказали в компании АЛРОСА. Причиной стала единственная поданная заявка. «К участию в закрытом аукционе были приглашены несколько претендентов»,— ранее говорили в АЛРОСА. При этом круг потенциальных покупателей акций «Алмазной осени» был ограничен пенсионными фондами, «имеющими наивысший рейтинг надежности, значительный объем активов, стабильно высокую доходность и опыт работы по направлениям деятельности фонда», отмечали в компании.

К участию в аукционе были приглашены группы Сбербанка и ВТБ, а также «Газфонд Пенсионные накопления», рассказывали источники “Ъ”, близкие к интересантам на «Алмазную осень». Однако в итоге заявки не подали ни Сбербанк, ни ВТБ, а единственным претендентом оказался «Газфонд ПН», отмечают собеседники “Ъ”. «"ВТБ пенсионный фонд" не принимал участия в данном аукционе, так как предложенные условия нас не заинтересовали»,— рассказал представитель группы ВТБ. В Сбербанке и его НПФ отказались от комментариев, в «Газфонд ПН» не ответили на запрос “Ъ”.

Мажоритарным акционером созданного в 1995 году НПФ «Алмазная осень» является АЛРОСА с долей 99,92% акций, еще 0,08% у профсоюза работников компании. На основе фонда формируется корпоративная программа алмазодобытчика. Обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) фонда на начало года составляли 26,8 млрд руб., по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) — 3,4 млрд руб. Количество участников фонда по НПО было 28,9 тыс., клиентов по ОПС — 33,8 тыс.

АЛРОСА давно задумалась о продаже НПФ. Тогда также основными претендентами на актив называли тех же игроков, в адрес которых и были в итоге направлены приглашения (см. “Ъ” от 17 сентября 2018 года). В декабре прошлого года набсовет АЛРОСА принял решение о продаже принадлежащих компании акций «Алмазной осени» в форме закрытого аукциона. С победителем аукциона должно было быть заключено акционерное соглашение, в соответствии с которым НПФ нельзя будет ликвидировать или реорганизовать, а также продать его акции третьим лицам, говорилось в сообщении АЛРОСА. Источники “Ъ” рассказывали, что по условиям акционерного соглашения «Алмазную осень» несколько лет невозможно было присоединить к НПФ покупателя. Также алмазодобытчик должен был «сохранить за собой контроль при принятии наиболее важных для деятельности фонда решений и представительство в совете директоров НПФ», говорилось в сообщении АЛРОСА.

Собеседники “Ъ” рассказывают, что ни ВТБ, ни Сбербанк не устроила высокая стартовая цена аукциона. «В данном случае вы покупаете хорошую корпоративную программу»,— говорит человек, близкий к одному из претендентов. И не факт, что в будущем эта корпоративная программа не перейдет к другому участнику рынка. «Программа рассчитана на несколько лет, но она, может, и не будет продолжена»,— отмечает другой собеседник “Ъ”. Затруднения вызвало поставленное условие о неприсоединении фонда к опорному НПФ. По словам двух источников “Ъ”, ВТБ и Сбербанк не готовы были дать за «Алмазную осень» более 5–6% от активов (1,7–2 млрд руб.). Человек, близкий к «Газфонд ПН», утверждал, что фонд оценил риск перевода корпоративной программы в другой фонд как минимальный и готов был выкупить его по цене до 10% от активов.

«Возможность реализации актива единственному претенденту будет рассмотрена набсоветом»,— говорит представитель АЛРОСА. Не исключена возможность и второго раунда аукциона, предполагает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «С учетом того, что потенциальный перечень интересантов может быть шире, чем те, кому из-за строгости требований были направлены приглашения на участие в закрытом аукционе, при условии смягчения этих требований со стороны АЛРОСА не исключен второй раунд, в котором сможет принять участие более широкий спектр потенциальных покупателей»,— говорит он.

Илья Усов, Дарья Андрианова
Газета "Коммерсантъ"

Дата публ./изм.
27.02.2020