Коммерсантъ >> ПИФы проходят проверку на падение. Управляющие компании внедряют дистанционное обслуживание
Высокий интерес частных инвесторов на инвестиционные продукты побуждает управляющие компании активнее работать с банками-агентами, используя не только офлайновые каналы продаж, но и дистанционные. На этой неделе розничные ПИФы стали доступны инвесторам в самом массовом онлайн-канале Сбербанка. До конца года в банке рассчитывают на увеличение доли продаж онлайн с 0 до 20%. Однако для достижения таких результатов необходима комплексная работа по информированию клиентов, так как основной клиент банков имеет низкую финансовую грамотность.
Фондовый рынок принес убытки
Конец зимы оказался провальным для большей части инвестиций на рынке коллективных инвестиций. По оценке “Ъ”, основанной на данных Investfunds, три четверти всех розничных фондов зафиксировали снижение стоимости пая. В предыдущие месяцы перевес был на стороне прибыльных фондов. В феврале аутсайдерами стали отраслевые фонды, инвестирующие в компании нефтегазового сектора, электроэнергетики и потребительского рыков. По оценкам “Ъ”, вложения в такие фонды обесценились за месяц на 6,5–13%. Небольшой убыток принесли вложения в облигационные фонды. По оценкам “Ъ”, основанным на данных Investfunds, за минувший месяц вложения пайщиков в них снизились на 0,2–1% (для фондов с активами свыше 50 млн руб.).
Положительный результат зафиксировали фонды, декларация которых ориентирована на валютные активы — ПИФы драгоценных металлов и еврооблигаций. По данным Investfunds, паи таких фондов подорожали за февраль на 1–5,3%. Положительный результат был обеспечен за счет роста курса доллара. По данным Московской биржи, курс американской валюты вырос в феврале на 4,6%, до 66,88 руб./$.
Несмотря на падение доходности ПИФов, розничные инвесторы продолжили активно наращивать вложения. Согласно данным Investfunds, по итогам февраля чистый приток средств в российские паевые фонды превысил 28,5 млрд руб., что более чем на 2,3 млрд руб. выше показателя предыдущего месяца и второй по величине результат за всю историю отрасли. Больший объем средств был инвестирован только в прошлом декабре (более 32 млрд руб.).
Сокращение дистанции
Пока основным каналом привлечения остается банковская сеть продаж, но растет доля продаж через удаленные каналы. На нынешней неделе о выходе с розничными ПИФами в «Сбербанк Онлайн» (сайт и мобильное приложение) объявила старший вице-президента банка Наталья Алымова. Клиентам будут доступны к покупке 18 открытых ПИФов управляющей компании «Сбербанк Управление активами». «Открытие ПИФов онлайн на 1% выгоднее, чем в отделениях, за счет отмены комиссии за вход»,— заявила госпожа Алымова. Согласно планам Сбербанка, к концу года на данный канал продаж будет приходится 20% всех продаж. Во второй квартале линейка инвестиционных продуктов доступная в режиме онлайн будет расширена за счет ИИС и стратегий доверительного управления.
Расширение канала продаж за счет возможностей родственного банка — один из самых эффективных способов увеличения продаж, считают участники рынка. «С одной стороны, именно у банков есть большая база вкладчиков, которые недовольны текущими ставками по депозитам и готовы рассматривать альтернативные варианты размещения денежных средств, а с другой стороны, маржинальность по вкладам существенно ниже, чем комиссионный доход от привлечения клиентов в ОПИФ»,— отмечает начальник управления инвестиционных продуктов и технологий УК «Открытие» Евгений Горбунов. По словам заместителя гендиректора «РСХБ Управление активами» Константина Кирпичева, клиентам удобно совершать операции через банковский дистанционный канал, где есть сервисы покупки, погашения и обмена паев.
Клиенты ценят внимание
Впрочем, само по себе появление предложения инвестиционных услуг в мобильном приложении или личном кабинете банка еще не означает стремительного роста привлечения клиентов. По словам гендиректора «Альфа-Капитала» Ирины Кривошеевой, в России еще не до конца сформировался рынок спроса на такую услугу со стороны массового клиента, поэтому помимо присутствия в цифровом канале нужны дополнительные целенаправленные усилия. Особенно это касается клиентов пока не имеющих практики инвестирования. «По нашему опыту, важно специально обратить внимание, дать дополнительную информацию (с помощью рассылок, "колокольчиков"), возможность получить ответы на вопросы. Это может быть автоматизированный помощник в выборе стратегии или онлайн-чат со специалистом»,— отмечает госпожа Кривошеева. Неплохим маркетинговым ходом может стать снижение комиссионного вознаграждения, но оно не будет ключевым при выборе клиентов. «Основным стимулом остается историческая доходность по фонду, которая нивелирует и комиссии за приобретение/погашение, и инфляцию, и девальвацию»,— отмечает Евгений Горбунов.
Виталий Гайдаев
Коммерсантъ
10.03.2020