Коммерсантъ >> Гендиректор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева: «Индустрия инвестиций — единство и борьба противоположностей»
В беседе с «Деньгами» генеральный директор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева рассказывает о трансформации инвестиционного рынка, проводя аналогии с культурными явлениями и социальными феноменами.
— Вам не кажется парадоксальной ситуация на мировых биржах? С одной стороны, многолетний рост индексов, с другой — в глобальной экономике копятся риски, хотя внешне ничего не видно, как в «Черном квадрате» Малевича…
— Если продолжить параллели с искусством, то, наверное, можно позволить себе скорее вспомнить парадоксальность и сюрреалистичность Сальвадора Дали, выставка которого как раз сейчас проходит в Москве. Взгляните на его картины — необычное сочетание форм, смесь реальности и фантастики. Некоторые события в экономике и политике, задающие рыночные тренды, зачастую в последнее время также выглядят достаточно противоречивыми, в чем-то даже сюрреалистичными. Внутри инвестиционной индустрии, нам кажется, тоже взаимодополняют друг друга тенденции противоположного характера.
— В чем это выражается?
— Например, мы видим, что по мере роста благосостояния усиливается дифференциация доходов населения как в развитых, так и в развивающихся странах. Концентрация частного капитала возрастает, однако в то же самое время благодаря цифровой революции происходит повышение доступности, «демократизация» финансовой инфраструктуры. Если раньше бенефициарами роста фондовых рынков становились прежде всего состоятельные люди, то теперь необходимые для этого инструменты имеются у более широкой аудитории. Эти два процесса, находящиеся, условно говоря, на разных полюсах, задают вектор развития нашей отрасли.
— Единство и борьба противоположностей…
— В некотором роде. Нивелируется дистанция между элитарным и массовым, на смену устоявшимся формам инвестирования приходят новые, цифровые, рассчитанные на легкую доступность и максимальный охват. В этот контекст органично вписывается и та активизация притока российских частных инвесторов на рынок, которую мы наблюдаем.
— Какая динамика по клиентам у «Альфа-Капитала»?
— Суммарное количество клиентов-физлиц на начало года составило 1,18 млн. При этом вырос вклад онлайн-канала продаж в расширение клиентской базы — число инвесторов, открывших счета дистанционно, с помощью удаленной идентификации, уже превышает 55 тыс. По количеству состоятельных клиентов с портфелями на сумму от $1 млн преодолели знаковую отметку в 5 тыс. человек.
— Главный драйвер притока новых инвесторов — низкие ставки по депозитам?
— Для вкладчиков это, безусловно, мощный стимул к поиску альтернативных инструментов выгодного вложения средств. Тем не менее существенную роль играют и другие факторы, в первую очередь развитие и популяризация цифровых каналов. Дополнительным драйвером притока, очевидно, была убедительная динамика биржевых индексов — в прошлом году рынок акций вырос на 28% в рублевом выражении. На этом фоне наша отрасль ставила рекорды: активы всех открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов (ПИФов) увеличились почти в полтора раза — до 478 млрд рублей, средства физлиц в доверительном управлении (ДУ) приблизились к 700 млрд рублей.
— Меняется ли портрет типичного инвестора?
— На базе розничных фондов и цифровых каналов продаж формируется фактически новый для индустрии клиентский сегмент — массовая аудитория. Кстати, по этой причине происходит снижение среднего счета нового пайщика — у нас это около 100 тыс. рублей.
Исторически «Альфа-Капитал» фокусировался на двух бизнес-линиях в работе с частными лицами: клиенты с активами от $1 млн и состоятельная розница со средним чеком 500 тыс. рублей. У каждой из групп свои социальные характеристики и модели инвестирования, которые мы стремимся изучать, анализировать и понимать. Сейчас важно оценить и поведенческие черты, приоритеты аудитории нового типа, что само по себе довольно непростая задача. Онлайн-клиенты практически не взаимодействуют с консультантами, все операции проводят дистанционно, поэтому мы в буквальном смысле не видим людей в лицо. Конечно, что в этой группе кардинально высока доля молодежи.
— Очевидно и то, что новые клиенты не имеют большого опыта на фондовом рынке и, возможно, не до конца понимают свойственные ему риски…
— Именно поэтому работаем над повышением уровня знаний, информированности клиентов, защитой новых клиентов от возможных типичных ошибок, которые чаще всего приводят к получению негативного опыта.
Кстати, здесь у управляющих очевидное преимущество перед брокерами. Модель самостоятельного инвестирования на бирже предполагает, что ответственность за выбор торговых идей и контроль над рисками ложится полностью на плечи клиента, получающего технический доступ к торгам. Продукты управляющих компаний, дополненные новыми цифровыми решениями, снимают часть этого бремени. Даже в массовом сегменте применяем механизмы индивидуального, точечного подбора портфеля под задачи конкретного клиента — это результат технологизации процесса консультирования, развития робоэдвайзинга. После сбора первичных данных и анализа риск-профиля инвестора мы определяем, какие инструменты целесообразно предложить клиенту, чтобы он смог достичь своих целей и не разочаровался в фондовом рынке.
— Есть ли изменения в поведении на противоположном полюсе аудитории — у состоятельных клиентов?
— В поведенческом плане растет степень личной вовлеченности в управление портфелями, требований к надежности и максимальной детализации и прозрачности данных. Инвесторы становятся более опытными и требовательными к качеству. Также состоятельные клиенты все активнее пользуются цифровыми сервисами, что соответствует глобальному тренду. В «Альфа-Капитале» 79% состоятельных клиентов подключили себе личный кабинет на сайте или в мобильном приложении.
Традиционно именно эта аудитория была наиболее консервативна в отношении цифровых сервисов, нацелена на личное обсуждение любых вопросов с консультантом. Однако преимущества онлайн-технологий трудно переоценить, а главное — они гармонично могут комбинироваться с офлайновыми форматами коммуникаций. Я имею в виду омниканальность или phygital — сочетание квалифицированного физического и удобного цифрового взаимодействия с клиентом.
— Происходят ли сдвиги в инвестиционных предпочтениях этой аудитории?
— Если семь-десять лет назад акцент смещался в сторону более консервативных, защитных инструментов, то в последние четыре года растет востребованность умеренно агрессивных стратегий. Усиливается географическая диверсификация портфелей: хотя российский риск клиентам в целом понятнее, привлекательные инвестидеи в других регионах мира, в частности в других странах БРИКС, тоже вызывают интерес. В структуре вложений HNWI порядка 58% приходится на российские еврооблигации, 42% — на долю иностранных бумаг. Помимо этого растет интерес к альтернативным инвестициям, структурированию активов путем создания персональных фондов.
— Появились за последний год какие-то принципиально новые продукты на рынке?
— Да, количество инвестиционных решений существенно возрастает, разнообразие предложений в последнее время вызывает искренний интерес экспертов. К слову, в полном реестре продуктов нашей компании, с учетом исторически накопленных, свыше 186 инвестиционных продуктов, около 4 тыс. различных ценных бумаг, инструментов в составе портфелей наших клиентов.
И приведу эмоционально близкий пример одной из новых стратегий ДУ с фокусом на социально-преобразующие инвестиции. Портфель формируется из бумаг компаний, которые ведут деятельность с соблюдением принципов Environmental, Social, Governance: заботятся об экологии, демонстрируют высокий уровень социальной ответственности и внедряют лучшие практики корпоративного управления. Проект имеет особое значение для «Альфа-Капитала» не только в силу того, что в российской практике аналогов не было, но и по причине приверженности нашей команды ESG-принципам. Хотелось бы поступательно работать над созданием сообщества клиентов, разделяющих с нами ценности ответственного инвестирования.
— Разделяете ли вы мнение, что главный риск для мирового рынка акций — замедление роста глобального ВВП?
— Это, безусловно, значимый фактор, который лежит на поверхности. Но не будем забывать, что та впечатляющая динамика, которую демонстрировали рынки, отчасти была обусловлена мерами центробанков как раз по стимулированию экономического роста. Прогнозы по финансовым активам на 2020 год менее оптимистичные, поэтому требуется более дифференцированный, вдумчивый подход при анализе инструментов, включаемых в портфели.
— С какими вызовами для бизнеса сталкиваются сами управляющие компании?
— Многие глобальные вызовы так или иначе связаны с трансформацией структуры конкуренции. С одной стороны, в индустрию приходят представители технологического сектора с низкозатратными технологиями автоматических инвестиций, робоэдвайзинга, с другой — участники рынка запускают продукты с минимальной и даже нулевой маржинальностью, что в конечном счете отражается на рентабельности всех компаний. Перед отраслью стоит задача по поиску новых моделей «монетизации», механизмов зарабатывания на аналитическом сопровождении, дополнительных сервисах, востребованных клиентами.
Мы понимаем, что в уязвимом положении находятся участники рынка с низкой адаптивностью к изменениям среды, поэтому одними из первых занялись диджитализацией, апробированием новых для индустрии продуктовых и технологических решений. Конечно, это требует значительных инвестиций в человеческий капитал, нарабатывания сильной экспертизы не только на рынке ценных бумаг — не случайно за последний год практически вдвое в компании увеличили штат именно IT-специалистов.
— Как вы оцениваете перспективы управления активами с помощью алгоритмов, без участия человека?
— Искусственный интеллект — интересное направление, в котором мы ведем работу, в том числе своего рода исследовательскую. Тем не менее рано говорить о возможностях стопроцентной автономизации алгоритмов, тем более что некоторые стратегии в принципе трудно алгоритмизировать. На данном этапе эффективна интеграция искусственного интеллекта в инвестиционный процесс с участием управляющего — тоже в какой-то степени phygital, сочетание «цифры» и человеческого интеллекта.
— Вполне в духе времени.
— Колебание между двумя противоположными явлениями и одновременность их использования — это ведь отличительная черта метамодернизма, как уже называют наступающую эпоху. Черты метамодернизма можно увидеть во взаимодействии цифрового и физического, глобального и локального, в стирании граней между элитарным и массовым. Индустрия инвестиций развивается примерно в той же парадигме, что и общество в целом.
Например, разве не парадоксально, что поколению центениалов, которому развитие биотехнологий и фармацевтики, вероятно, позволит жить до 100 лет, лучше всего приступать к формированию долгосрочных накоплений уже сейчас? Механизмы солидарного пенсионного обеспечения не всегда работают, на фоне демографического сдвига ситуация едва ли улучшится. Если же человек несколько десятилетий будет откладывать и эффективно инвестировать долю заработка, то с высокой вероятностью обеспечит себе даже большее замещение текущих доходов, чем рекомендуется Международной организацией труда — а это 40%.
То есть нам кажется, что как никогда актуальной становится тема формирования собственных накоплений для комфортного будущего, а значит, и задача управляющих — предложить клиентам эффективные новые механизмы, востребованные и качественные инвестиционные решения.
Виталий Гайдаев
Коммерсантъ. Приложение "Деньги"
19.03.2020