Финверсия >> Опека или дискриминация? Закон о категоризации инвесторов планируют принять этим летом
Инициаторы введения ограничений для частных инвесторов считают, что заботятся об их благосостоянии в русле общемировой практики. Однако профессиональные участники фондового рынка уверены, что в России вообще нет социального запроса со стороны общества на такой шаг, искусственные препятствия для инвестирования только выдавят инвесторов на иностранные торговые площадки и приведут к ухудшению, а не к улучшению инвестиционного климата в стране.
Информация к размышлению
Законопроект о категоризации инвесторов будоражит российский фондовый рынок с декабря 2018 года, когда он был внесен на рассмотрение в Госдуму РФ как поправки к закону о рынке ценных бумаг (законопроект № 618877-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 29 мая 2019 года. 1 июня 2020 года, на Финансовом онлайн-марафоне Finversia-TV, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что законопроект будет рассмотрен и принят в весеннюю сессию парламента, до августа 2020 года.
Последняя редакция законопроекта с учетом замечаний и рекомендаций крупнейших российских ассоциаций профессиональных участников финансового и фондового рынков, а также ведущих игроков, была обнародована 10 июня 2020 года.
Как следует из названия, которое получил законопроект, он вводит категории для частных инвесторов – физических лиц, подразделяя их на квалифицированных и неквалифицированных. Это мировая практика, подобное разделение практикуют на финансовом рынке в США, Канаде, в Евросоюзе, Австралии, Гонконге. Участники рынка находят в основных принципах законопроекта о категоризации инвесторов сходство с европейским MIFID II.
Дьявол, как обычно, кроется в деталях.
Пояснительная записка к законопроекту разъясняет, что он «направлен, прежде всего, на повышение уровня доверия граждан к финансовому рынку с целью дальнейшего притока частных инвестиций в экономику и в целом на повышение благосостояния граждан посредством предоставления им возможности использовать надежные и понятные инвестиционные инструменты. При этом использование гражданами инструментов финансового рынка в первую очередь должно быть направлено на удовлетворение их потребностей и осуществляться с обеспечением надлежащего уровня защиты прав потребителей финансовых услуг».
Однако, как считают участники рынка, механизм защиты инвесторов в законопроекте выстроен таким образом, что «удовлетворять потребности» многие уже не смогут, поскольку лишатся возможности приобретать большое количество ликвидных финансовых инструментов.
Без ограничений приобретать ценные бумаги будут только квалифицированные инвесторы, которые, как считается, обладают опытом, знаниями и финансовыми ресурсами, которые позволяют им трезво оценивать риски инвестирования в рискованные инструменты фондового рынка. Сейчас критерии для получения статуса квалифицированного инвестора прописаны в законе о рынке ценных бумаг с учетом нормативных указаний ЦБ. Присваивает статус «квала» брокерская или управляющая компания после того, как клиент предоставит документы, подтверждающие, что он соответствует минимум одному из критериев:
- наличие имущества в виде ценных бумаг, производных инструментов, средств на счетах или на депозитах не менее чем на 6 млн рублей;
- не менее 3-х лет опыта работы в организации, которая заключала сделки с ценными бумагами или производными инструментами;
- не менее 2-х лет опыта работы в организации со статусом квалифицированного инвестора;
- на протяжении года заключали сделки не реже раза в месяц и ежеквартально совершали не меньше 10 сделок на общую сумму не менее 6 млн рублей (либо заключали договоры, которые являлись производными финансовыми инструментами, на аналогичную сумму);
- высшее экономическое образование аккредитованного вуза;
- наличие одного из квалификационных аттестатов – специалиста финансового рынка, аудитора, страхового актуария;
- наличие одного из сертификатов– Financial Risk Manager (FRM), Chartered Financial Analyst (CFA), Certified International Investment Analyst (CHA).
Все инвесторы, которые будут являться квалифицированными инвесторами на момент введения новых требований в действие, сохранят свой статус квалифицированного инвестора без привязки к опыту работы на финансовом рынке («дедушкина оговорка»).
Сейчас в России у квалифицированных инвесторов тоже существуют некоторые возможности, недоступные простому смертному: например, они могут покупать иностранные ценные бумаги, не включенные в котировальные списки российских бирж, структурные ноты, вкладываться в еврооблигации, ADRи GDR, в хедж-фонды, ETF. Однако законопроект о категоризации инвесторов вводит новые ограничения, которые резко сужают возможности неквалифицированных инвесторов. Ограничение, которое наиболее сильно может ударить по частным инвесторам, – запрет на покупку ценных бумаг иностранных эмитентов.
Неквалифицированные инвесторы смогут без ограничений покупать ценные бумаги из котировальных списков бирж, облигации российских эмитентов с определенным уровнем кредитного рейтинга (устанавливает ЦБ) за исключением структурных облигаций, облигации иностранных эмитентов (при соблюдении ряда условий), российские госбумаги, инвестиционные паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, биржевых паевых инвестиционных фондов, покупать на бирже валюту и драгметаллы. В законопроекте отмечено, что «неквалам» разрешат приобретение «иных ценных бумаг, соответствующих критериям, установленным нормативным актом Банка России.
Чтобы торговать другими финансовыми инструментами, «неквал» должен пройти тестирование. Успешное тестирование откроет «неквалу» доступ к иностранным ценным бумагам, включенным в международно признанные фондовые индексы, перечень которых установит ЦБ; к производным финансовым инструментам, к маржинальным сделкам (на заемные средства), договорам займа ценных бумаг, полисам инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) без защиты капитала либо сроком более пяти лет.
– Предлагается предусмотреть освобождение от тестирования также ценные бумаги, допущенные к обращению на бирже, хотя и не включенные ни в один из котировальных списков, но включенные соответствующей биржей в список ликвидных ценных бумаг, – отмечает в интервью Finversia.ru Роман Горюнов, президент Ассоциации «НП РТС». – При этом предусматривается, что Банк России вправе устанавливать требования к критериям ликвидности таких ценных бумаг...
Неквалифицированному инвестору будет не нужно проходить тестирования по тем финансовым инструментам, с которыми они совершали сделки за год до вступления закона в силу – не менее десяти сделок на общую сумму 2,5 млн рублей.
Если неквалифицированный инвестор не смог пройти тестирование, но все равно хочет приобрести сложный финансовый инструмент из закрытого для него списка, он может воспользоваться правом «последнее слово всегда за клиентом» и приобрести желаемое, но не больше чем на 100 тыс. рублей в год. При этом клиенту в обязательном порядке должны предъявить «уведомление о рисках, связанных с совершением указанных в поручении сделок», а клиент должен подписать заявление о принятии рисков.
Законопроект повышает ответственность брокера перед клиентами-неквалифицированными инвесторами за убыточные сделки. Речь идет о проведении сделок с финансовыми инструментами для квалифицированных инвесторов, если неквалифицированный инвестор либо не пройдет, либо провалит тестирование, либо тестирование проведут с нарушениями требований (которые пока никто толком не понимает), а брокер все равно выполнит его поручение на сумму более 100 тыс. рублей. Если сделка окажется убыточной, брокер обязан компенсировать клиенту все расходы по ней.
Что касается торговли на Forex, то требование об активах на сумму не менее 1,4 млн рублей отсекает от торговли от 80% до 90% клиентов, считают форекс-дилеры, поскольку средний размер депозита российского клиента, по их данным, около 160 тыс. рублей.
Инвесторы, которые заключали сделки с форекс-дилерами до вступления закона в силу, смогут торговать на рынке еще два года, после чего им надо будет либо получить статус квалифицированного инвестора, либо прекратить торговлю – такое разъяснение от ЦБ получил РБК в октябре 2019 года. Это переходная норма, позволяющая пользователям и сервис-провайдерам в спокойном режиме либо закрыть позиции, либо подготовиться и пройти квалификацию.
Также упоминалось, что Центробанк может рассмотреть допуск непрофессиональных инвесторов на Forex при условии ограничения размера кредитного плеча, если форекс-сообщество разработает стандарт защиты потребителя с ограничением плеча, сообщил Сергей Швецов, первый заместитель председателя Банка России в сентябре 2019 года. Ассоциация форекс-дилеров подготовила такой стандарт и направила в ЦБ, обсуждалось максимальное плечо для неквалифицированных инвесторов 1 к 20 и для квалифицированных – 1 к 30. Действующее законодательство устанавливает для физических лиц без статуса индивидуального предпринимателя максимальный размер кредитного плеча на форекс на уровне 1 к 50. Впрочем, форекс-дилеры считают, что даже при положительном решении этого вопроса интерес к торговле на Forex через легальные российские площадки все равно снизится, учитывая, что по их данным, 95% российских инвесторов уже переместились на иностранные площадки после ужесточения правил работы форекс-дилеров в 2015 году. И это далеко не способствует улучшению инвестиционного климата в стране, так как выводит большой объем денежных средств за ее пределы в неподконтрольные государству организации, жалобы на которые все возрастают.
Итоги опроса Finversia-TV, июнь 220 года, более 500 респондентов
Как вы относитесь к закону о категоризации частных инвесторов в России??
- резко отрицательно – он мешает частным инвесторам – 52%
- скорее отрицательно – он сужает возможности инвесторов – 31%
- нейтрально – 11%
- скорее положительно – он снизит риски инвесторов – 5%
- очень положительно – он обеспечит качественную защиту инвесторов – 2%
Оргмоменты
Законопроект о категоризации инвесторов возлагает на брокеров и управляющие компании обязанности бесплатно тестировать клиентов для повышения до статуса квалифицированного инвестора и контролировать соответствие клиентов установленным требованиям.
Принимать экзамены разрешено Московской бирже, а также саморегулируемым организациям финансового рынка (НАУФОР, АФД, НФА, ПАРТАД и др.). Инвестиционным советникам проводить тестирование не разрешили. ЦБ объясняет это так: отрасль инвестсоветников слишком молода, нужно накопить опыт работы. Сдавать экзамен разрешается неограниченное число раз. Брокер имеет право провести повторное тестирование, если посчитает, что клиент подвергает себя высокому риску.
– На мой взгляд, главная проблема – отсутствие базового стандарта, который установит все необходимые положения для проведения тестирования клиентов. Это – сложная работа и крайне важно, чтобы она была завершена как можно раньше, – считает Роман Горюнов. – После этого участникам рынка будет необходимо встроить процедуру тестирования во все свои бизнес-процессы, что потребует перестройки практически всех существующих систем: фронт-, мидл– и бэкофис у брокеров, а также торгово-клиринговой инфраструктуры...
Законопроект планируется ввести в действие в апреле 2021 года. В ЦБ разъяснили, что закон не будет иметь обратной силы: непозволительные для неквалифицированных инвесторов по новым правилам финансовые инструменты, которые принадлежат им на момент вступления закона в силу, продавать будет не надо и можно будет продолжить совершать операции с ними.
Профессиональные участники фондового рынка соглашаются с ЦБ, что неквалифицированных инвесторов нужно просвещать и ограждать от повышенных рисков инвестирования в сложные структурные продукты посредством тестирования, в этой части Россия идет в фарватере мирового регулирования.
– Кроме того, на мой взгляд, правильным движением с точки зрения развития инвестиционного климата является расширение спектра финансовых инструментов, подлежащих судебной защите, – считает Роман Горюнов. – И мы еще дальше уходим от пережитков конца прошлого века и начала нынешнего, когда многие финансовые инструменты, без какого-либо разбора, фактически признавали по своей сути аналогичными азартным играм…
Однако законопроект в его нынешнем виде, введенный в действие в запланированные сроки, ухудшит, а не улучшит инвестиционный климат и положение частных инвесторов в стране, приведет к повышению для них рисков и издержек, уверена большая часть профессионального сообщества.
– Если честно, закон сам по себе иррационален, – говорит в интервью Finversia.ru Владислав Кочетков, президент-председатель правления группы компаний «ФИНАМ». – На него не было социального запроса, он вреден для рынка, регулятор и законодатели даже не просчитали его последствий. Очень похоже на то, что авторы закона исходят из целого ряда ложных предпосылок: что организованный финансовый рынок – это плохо, что российские ценные бумаги более безопасны, чем иностранные, что гражданин России не может самостоятельно решать, куда вложить законно заработанные средства, и пр. Так что у меня предложение одно: отказаться от этого закона в принципе…
Предыстория
В Думу законопроект о категоризации инвесторов внесли председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, депутаты Госдумы Игорь Дивинский, Алексей Лященко, Олег Николаев и член Совета Федерации Николай Журавлев.
Однако вдохновителем законопроекта считается Центральный банк России, а еще точнее – Сергей Швецов, первый заместитель председателя. Он остается его главным идеологом и лоббистом с момента обнародования. По мнению Швецова, частные инвесторы нуждаются в защите на государственном уровне от риска разорения из-за неспособности оценить риски, которая приводит к их разорению. Еще в 2016 году Швецов резко раскритиковал профессиональных участников рынка – брокерские и управляющие компании за их практику работы с частными инвесторами: «За девять месяцев человек полностью теряет свои накопления, но так как у нас 140 млн человек, брокерам есть что перемалывать дальше. Они через «инквизицию» привлекают новых граждан». По мнению первого зампреда ЦБ, правильный подход выглядит так: «Прежде чем продать финансовый продукт, продавец должен понять, а действительно ли он подходит потребителю. Если это не так, то надо разъяснить, как работает продукт, или отказаться от его продажи».
Именно такую практику и призваны развивать правила, которые устанавливает законопроект о категоризации инвесторов. Изначальный вариант, принятый в первом чтении, предполагал четырехступенчатую систему деления частных инвесторов:»неквалифицированный особо защищаемый», «неквалифицированный простой», «квалифицированный простой» и «квалифицированный профессиональный» инвесторы.
Причем большая часть частных инвесторов подпадала под категорию «неквалифицированный особо защищаемый», который хотели оставить такой скудный набор финансовых инструментов как акции, облигации и ETF из котировальных списков 1-го и 2-го уровней; инвестиционные паи фондов, не имеющих ограничений на обращение; покупка валюты и драгметаллов на бирже. Все остальные торгующиеся на бирже инструменты разрешалось покупать в рамках утешительного «права на последнее слово» на смехотворную сумму не более чем 50 тыс. рублей в год, чтобы «оградить от принятия несоразмерного риска в случаях, когда по результатам тестирования брокер не выявил достаточного понимания инвестором сути инструмента», как пояснял РБК представитель ЦБ.
Более высокая категория «неквалифицированный простой инвестор» предполагала наличие не менее чем 400 тыс. рублей собственных средств и это требование сразу вызвало шквал критики со стороны брокеров и управляющих компаний, представители которых отмечали, что у большей части их клиентов активы на счетах составляют 300-350 тыс. рублей.
«Неквалифицированные простые инвесторы» получали доступ к ценным бумагам котировального списка 3-го уровня, коммерческим облигациям и к торговле с плечом с ограничением потерь в размере суммы средств клиента, предоставленных брокеру. Для приобретения более рискованных, по мнению авторов законопроекта, финансовых инструментов, неквалифицированный простой инвестор был обязан пройти тестирование: сдать квалификационный онлайн-экзамен по каждому инструменту на официальном сайте биржи либо саморегулируемой организации в сфере финансового рынка. Но при этом финансовые инструменты, которые пожелал бы прибрести неквалифицированный простой инвестор должны были признать соответствующими его инвестиционному профилю.
Для тех, кто не смог пройти тестирование также оставалось право «на последнее слово»в пределах все тех же 50 тыс. руб.
«Квалифицированный простой инвестор» должен был иметь активы не меньше 10 млн рублей, либо иметь не меньше одного года опыта совершения сделок с ценными бумагами на сумму не менее 6 млн рублей (не менее одной сделки в месяц, не менее десяти сделок в квартал). По сути, покупать позволялось почти все, с условием подписи уведомления о рисках на часть финансовых инструментов.
Для «профессионального квалифицированного инвестора» планка по активам и вовсе устанавливалась заоблачной: не менее чем на 50 млн рублей, либо опыт совершения сделок с ценными бумагами не менее трех лет на сумму более 6 млн рублей (не менее одной сделки в месяц, не менее десяти сделок в квартал).
Законопроект с момента своего обнародования стал объектом пристального внимания и острой критики профессиональных участников фондового рынка. Крупнейшие российские финансовые СРО – НАУФОР, НФА, Ассоциация форекс-дилеров, представители ведущих игроков рынка неоднократно вносили свои предложения по совершенствованию законопроекта, неоднократно участвовали в его обсуждении совместно с Комитетом Госдумы по финансовому рынку, однако большинство возражений против ограничения возможней частных инвесторов в ЦБ не восприняли.
23 июля 2019 года на рабочем совещании по обсуждению законопроекта о категоризации инвесторов под председательством Анатолия Аксакова, было принято решение внести поправки, подготовленные ЦБ, главной из которых стало сокращение число категорий с четырех до трех. Решили оставить одну общую категорию квалифицированных инвесторов, без деления на простых и профессиональных. Требование по лимиту активов оставили на уровне 10 млн рублей, что все равно было выше действующих 6 млн рублей.
Одновременно предложили еще больше повысить имущественный ценз для неквалифицированных простых инвесторов с прежних 400 тыс. рублей до 1,4 млн рублей. Также Сергей Швецов согласился с предложением отложить вступление в силу закона с 1 января 2021 года хотя бы до 1 марта 2021 года, а вот предложенную рынком отсрочку в 2-3 года даже не стали обсуждать. Эти поправки были представлены 23 сентября 2019 года в виде новой редакции законопроекта.
9 октября 2019 года НАУФОР и НФА направили новый пакет предложений по совершенствованию законопроекта о категоризации инвесторов, наиболее важным из которых было предложение разрешить неквалифицированным инвесторам приобретать любые финансовые инструменты, торгующиеся на российских биржах, соответственно, и акции иностранных компаний.
В конце октября ЦБ презентовал новую редакцию законопроекта о категоризации инвесторов, в которой появилось несколько существенных изменений, смягчающих изначальные требования. И главное из них: инвесторов решили делить на две категории – квалифицированные и неквалифицированные, сохранив основные требования.
В ответ на критику рынка ЦБ предложил «размен фигур»: в обмен на разрешение допустить неквалифицированных инвесторов к торговле сложными финансовыми инструментами без тестирования возложить на брокеров и управляющие компании обязанность покрывать за свой счет их убытки от таких инвестиций (за свой счет выкупить приобретенные финансовые инструменты и возмещать все расходы по проведенной сделке). Аналогичную ответственность предложили ввести и за нарушение порядка тестирования.
В этой же редакции был установлен срок вступления законопроекта в силу с 1 апреля 2021 года, которая остается актуальной на сегодня. ЦБ пошел на уступки рынку, расширив перечень финансовых инструментов, доступных неквалифицированным инвесторам, в том числе, приоткрыл доступ к бумагам иностранных компаний.
Очередная редакция закона о категоризации инвесторов была выпущена в конце декабря 2019 года. Были сделаны еще несколько уступок рынку: для квалифицированных инвесторов сняли требования помимо уже указанных в законе о рынке ценных бумаг, а неквалифицированным инвесторам разрешили обойтись без тестирования, если за год до вступления закона в силу они совершили не менее десяти сделок на общую сумму 2,5 млн рублей. И, наконец, подняли сумму покупки финансовых инструментов в рамках «последнего слова».
Оценки и прогнозы
Сохраняются разногласия между Банком России и консолидированной позицией НАУФОР и участников рынка, требующие дальнейшего обсуждения ключевых вопросов, связанных с допуском бумаг и тестированием неквалифицированных инвесторов.
В НАУФОР считают избыточными требование о тестировании для неквалифицированных инвесторов для приобретения допущенных к организованным торгам российских и иностранных ценных бумаг, не включенных в котировальные списки, а также ограничение доступных иностранных ценных бумаг включенными в одобренные Банком России индексы. Неквалифицированные инвесторы должны иметь доступ к ценным бумагам, обращающимся на российском организованном рынке без тестирования, уверено руководство ассоциации.
НАУФОР считает необоснованными изменения, предполагающие в качестве дополнительного условия допуска акций иностранных эмитентов, включение их в расчет хотя бы одного фондового индекса, перечень которых будет определен Банком России. НАУФОР предлагает сохранить действующий порядок допуска иностранных ценных бумаг к организованным торгам в России.
«Количество ценных бумаг, включенных в индексы меньше, чем количество ценных бумаг, включенных в списки, при этом создание и прекращение расчета фондовых индексов происходит постоянно, равно как и изменение состава входящих в них ценных бумаг. В результате, введение такого критерия как включение акций в индекс, ограничит круг иностранных ценных бумаг, которые могут обращаться на российском организованном рынке, заставит менять нормативные акты Банка России для того, чтобы включить или исключить из них фондовые индексы, постоянно менять список ценных бумаг, обращающихся на российском организованном рынке в зависимости от их включения или исключения в разрешенные фондовые индексы. Это в свою очередь заставит инвесторов пересматривать свои портфели, лишая их долгосрочного характера», – поясняется в письме НАУФОР, направленном в Госдуму России 4 апреля 2020 года.
НАУФОР отмечает, что широкий круг инструментов, доступный российским инвесторам – условие их финансовой безопасности, которую обязаны обеспечивать регулятор и индустрия. Не менее важно то, что инвестируя в иностранные финансовые инструменты, допущенные к публичному обращению в России, инвесторы, в первую очередь розничные, получают доступ к ним по единым с российским рынком правилам, через российские финансовые организации и под надзором Банка России.
Роман Горюнов,
президент Ассоциации «НП РТС»:Регулятор, который предлагает в законопроекте установить критерием допуска неквалифицированных инвесторов вхождение бумаги в индекс, подразумевая, что наличие бумаги в индексе тождественно ликвидности, надежности и понятности инструмента. Такой подход не соответствует действительности. Например, акции Tesla являются одними из самых ликвидных и популярных акций в мире, не входя в индекс S&P50. То же относится к распискам ALIBABA и множеству других акций. В результате, такой подход ограничит доступ российских частных инвесторов к огромному числу популярных и ликвидных инструментов, заставив их уйти из российской юрисдикции и пользоваться услугами иностранных финансовых посредников.
При этом участники рынка считают, что уровень листинга носит формальный характер и не имеет отношение к оценке ликвидности и понятности инструмента. Поэтому нужно, в большей степени, привязываться к оценке ликвидности бумаг, если клиенты хотят торговать менее ликвидными бумагами, а также тестировать клиентов на понимание рисков. При этом торговля ликвидными бумагами, вне зависимости от уровня листинга, не должна подлежать тестированию.
Также мы считаем, что инвестор должен иметь право на последнее слово вне зависимости от суммы заявки. Если инвестор выразил готовность принять риски и понимает, что инструменты не до конца понятны, но готов своими деньгами рискнуть, при этом подписывает свое соглашение о рисках, то зачем его ограничивать суммой в 100 тыс. рублей. При этом предложения Регулятора еще будут вынуждать, при подаче каждой заявки проходить тестирование. Подобного механизма нет нигде в мире. Участники рынка считают эту норму излишней, поэтому необходимо сохранить последнее слово за клиентом.
Владислав Кочетков,
президент-председатель правления группы компаний «ФИНАМ»:Об улучшении инвестиционного климата речи не идет, искусственные ограничения никогда не шли ему на пользу. Надуманные пороги приведут к тому, что инвесторы будут переходить к иностранным брокерам. Как результат, мы получим очевидный отток капитала и снижение уровня правовой защиты участников торгов. Если говорить о более далеких последствиях, то, скорее всего, инвесторы, открывшие счет у иностранного брокера, будут более активно работать на зарубежных площадках, доступ к которым им будет предоставлен. Сами инвесторы, скорее всего, останутся в выигрыше. Проиграют российские финансовые компании и фондовый рынок в целом. Получается классический кейс про бомбежку Воронежа.
Есть большие сомнения, что регулятор успеет принять все необходимые подзаконные акты, согласовать формат тестирования и прочее, то есть, в начале 2021 года рынок может оказаться парализован. Опять же, большая нагрузка будет и на брокерах. Скажем, достаточно сложно администрировать «последнее слово» в его текущей реализации. Плюс есть много непонятных моментов: 100 тыс. рублей допускается потратить один раз в год или таких случаев может быть неограниченное количество, распределение этих случаев между брокерами и пр.
Анатолий Гавриленко,
председатель наблюдательного совета группы компаний «АЛОР»:Я считаю, что, несмотря на длительное обсуждение этого документа, с рыночным сообществом консенсуса не достигнуто и рыночные инфраструктурные организации не готовы принять этот закон в предложенной ЦБ редакции. Серьезным аргументом неприятия этого закона является крайне отрицательное отношение к нему самих конечных пользователей биржевого рынка, ради защиты прав которых этот документ и задуман. На мой взгляд, подготовленные к принятию документы имеют признаки нарушения статьи 34 Конституции РФ о свободном использовании имущества. И, по моему мнению, отдельные предложенные инициативы не отвечают сегодняшнему моменту, противоречат стремлению правительства России повысить экономическую активность граждан и ограничивают доступность приобретения населением финансовых инструментов.
На рынке авторам законопроекта приписывают лоббирование интересов российских компаний, поскольку они явные бенефициары, а также интересов Московской биржи (по словам Сергея Швецова, простым неквалифицированным инвесторам будут доступны порядка 89% всех инструментов, которые представлены на Московской бирже) в ущерб Санкт-Петербургской, где сосредоточена торговля иностранными ценными бумагами (в мае 2020 года количество иностранных ценных бумаг, по которым инвесторы заключали сделки, составило 1291).
Большая часть иностранных ценных бумаг в России допущена к обращению на Санкт-Петербургской бирже (принадлежит НП РТС), это более 1200 финансовых инструментов, в котировальных списках нет ни одной из них. На Московской бирже в котировальные списки входит 28 таких инструментов и те де-факто являются бумагами российских компаний, эмитированными за рубежом для торговли на иностранных площадках.
По данным Санкт-Петербургской биржи, за май 2020 года 193,44 тыс. активных клиентов заключили сделки с ценными бумагами, не входящими в индекс S&P 500 за май 2020 года, суммарный объем торгов ценными бумагами иностранных эмитентов составил $11,2 млрд.
Примерно на 30% может сократиться число активных частных инвесторов, торгующих через российские организации, которые перетекут к иностранным брокерам из-за ограничений, которые накладывают поправки к закону о рынке ценных бумаг, которые планируют принять в этом году, считает Роман Горюнов. По его мнению, эти инвесторы столкнутся с невозможностью торговать частью бумаг из-за необходимости делистинга, при этом их количество постоянно увеличивается и к моменту вступления в силу закона явно возрастет.
Ольга Сенаторова
Finversia.ru
18.06.2020