Коммерсантъ >> Биометрия заходит с ВТБ. В других банках не торопятся с внедрением технологии
Расширение сбора и использования информации Единой биометрической системы (ЕБС) откладывается на неопределенный срок, но отдельные попытки расширить применение и популярность ЕБС есть. Так, банк ВТБ согласился тестировать верификацию операций граждан с помощью биометрических данных (вместо СМС, push-сообщений и пр.). Желающих последовать его примеру пока нет — проект скорее имиджевый, востребованность услуги неочевидна, считают эксперты.
Ассоциация «Финтех» (АФТ) разослала своим участникам письмо «Статус реализации проекта "Удаленная идентификация"» (есть в распоряжении “Ъ”). В нем отмечается, что согласование изменений в законопроект, расширяющий сбор и использование биометрии, не завершено. Высок риск не успеть вынести второе чтение проекта на июльскую сессию (см. “Ъ” от 2 июня).
Тем не менее работа над распространением биометрии продолжается. В частности, банком ВТБ в июле—августе реализуется пилотный проект по верификации физлиц — подтверждению операций в дистанционных банковских каналах обслуживания (ДБО) — с использованием данных ЕБС. Такая верификация должна заменить использование СМС, push-уведомлений, звонков в контакт-центр.
ЕБС позволяет физлицам, сдавшим биометрические данные (изображение лица и запись голоса) в одном банке, не проходить идентификацию в другом. Достаточно подтвердить свои данные с помощью смартфона, планшета или компьютера. По информации ЦБ, сбор данных в ЕБС осуществляют 236 банков.
В ВТБ “Ъ” сообщили, что в настоящее время ожидают от «Ростелекома» окончания доработки технологии для дальнейшего ее использования в сервисах ВТБ: в мобильном приложении для подтверждения высокорисковых операций и в офисах банка для верификации на входе, навигации по залу, при обслуживании на фронт-линии. «В итоге повышается безопасность осуществления операций и сокращается время обслуживания»,— заявили в ВТБ.
Как отмечается в письме АФТ, ВТБ не единственный банк, который мог бы внедрить данный сервис: «Хотелось бы расширить число участников тестирования». «Информацию о тестировании тех или иных сценариев применения биометрии корректнее уточнить у самих участников»,— отметили в АФТ.
Впрочем, пока желающих последовать примеру ВТБ на банковском рынке обнаружить не удалось. «Мы сочли нецелесообразным использование ЕБС для подтверждения операций, так как для этих целей проще использовать собственные решения, не завязанные на внешние интеграции с государственными системами,— говорит член совета директоров РНКО "Платежный центр" Александр Погудин.— Использование любых дополнительных систем и усложнение схемы работы — это всегда повышение рисков в части отказоустойчивости». В Тинькофф-банке отметили, что не заинтересованы в участии в пилоте. «Банк уже использует распознавание речи в колл-центре как дополнительный фактор верификации и в момент подтверждения трансакций, а в ближайшее время мы запустим подтверждение трансакций в мобильном банке по лицу,— уточнили там.— Собственная база фотоизображений и голосовых слепков у "Тинькофф" сейчас многократно больше, чем в ЕБС». Аналогичная позиция у всех крупных банков, опрошенных “Ъ”.
По мнению экспертов, внедрение подобной верификации слишком затратно, а плюсы его неочевидны. «Финансовые организации понимают, что затраты таких систем будут исчисляться миллионами рублей, и не готовы вкладывать средства на данном этапе,— говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.— Им необходимо четко понимать, что затраты окупятся и услуги действительно будут востребованы клиентами, не заставит ли подобное нововведение россиян нервничать». Некоторые банки и вовсе настроены радикально: они не приемлют сбор личных данных, так как опасаются утечек информации, поскольку это огромный репутационный ущерб, продолжает эксперт. «Есть и технологические проблемы: из-за отсутствия недостаточно точно настроенных систем зачастую клиентам приходится проходить биоидентификацию несколько раз — ЕБС не распознает изображение лица или звук голоса»,— указывает партнер и директор компании «Интеллектуальный резерв» Павел Мясоедов. Удаленная идентификация и сбор данных клиентов нуждаются в масштабных инвестициях, и если крупнейшие банки такими средствами располагают, то для средних участников рынка такого рода проекты являются крайне затруднительными с точки зрения реализации, заключает главный аналитик ГК АЛОР Алексей Антонов.
Ксения Дементьева
Газета "Коммерсантъ"
08.07.2020