Коммерсантъ >> Ближе к вкладу — больше денег. Клиенты предпочли накопления инвестициям
В 2019 году новым драйвером на рынке стало накопительное страхование жизни (НСЖ), потеснившее пятилетнего лидера — инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). В 2020-м дальнейшему взлету НСЖ помешает коронавирус: потребительская способность граждан снижается, как и их накопления. Удержать позиции прошлого года НСЖ поможет снижение депозитных ставок и введение НДФЛ по вкладам.
Главным драйвером роста в 2019 году стало НСЖ, которое принесло страховым компаниям 110 млрд руб., что на 64% больше, чем годом ранее. По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в первом квартале 2020 года сборы по страхованию жизни увеличились до 108,6 млрд руб., что на 15% больше, чем в январе—марте 2019-го. Одной из главных причин роста рынка жизни стало снова НСЖ: за первые три месяца 2020-го премии по этому виду страхования выросли на 54%, до 28,8 млрд руб. Интерес к этому типу страховок увеличивается, в частности, из-за снижения среднерыночных ставок по депозитам, популярность продукту обеспечивает и включение в него рядом страховщиков выплат в результате смерти по любой причине, в том числе и от коронавируса.
Полис НСЖ — это долгосрочный инструмент, который позволяет накопить необходимую сумму к определенному сроку, чаще всего он рассчитан на 5–15 лет. Поэтому дополнительным драйвером роста рынка в первом квартале могла стать волатильность фондовых рынков в марте, вызванная распространением коронавируса. Согласно данным ЦБ, индексы полной доходности госбумаг и корпоративных облигаций, которые часто являются базовыми активами для инвестиционных и накопительных программ по страхованию жизни, в марте снизились на 8% и 4% соответственно по сравнению с февралем. Инвесторы хотели приобрести упавшие в стоимости активы, в том числе и через продукты страхования жизни.
Трансформация накоплений
В 2017–2018 годах и первой половине 2019-го население было ориентировано на увеличение потребления, поэтому склонность к накоплению у граждан была невелика. Однако в последние месяцы 2019 года появился заметный рост интереса к сбережениям на фоне спада популярности кредитов. В декабре 2019-го—январе 2020-го число граждан, намеренных приобрести накопительное страхование жизни, увеличилось на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, приводит “Ъ” свои расчеты Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России.
Поворот модели поведения от жизни «в кредит» к накоплению, а также неопределенность с пенсионной системой стали стимулами спроса на накопительные продукты страховщиков. Впрочем, коронавирус и вынужденная изоляция могут все изменить: платежеспособность населения снизилась из-за макроэкономической ситуации в стране, к тому же во время карантина и самоизоляции сократился поток клиентов в банки, которые является основными агентами по продажам НСЖ.
Согласно опросу крупнейших страховщиков жизни, который провел “Ъ”, средняя доходность НСЖ в 2019 году была выше инфляции и примерно равна доходности банковских вкладов. При этом гарантированная доходность по полису была на уровне 3,5–7%. Ключевая ставка только за первое полугодие 2020-го снизилась с 6,25% до 4,5%, за этим последовало и снижение банковских ставок: сбережения на депозитах стали не очень выгодными для граждан. Потенциальное распространение НДФЛ на доходы от депозитов свыше 1 млн руб. также будет стимулировать интерес россиян к НСЖ.
В апреле был принят закон, который разрешает продавать полисы страхования жизни онлайн. По словам главы компании «Сбербанк страхование жизни» Алексея Леоненко, цифровая среда предъявляет к продуктам НСЖ серьезные требования: «Наши клиенты давно привыкли к тому, что депозит в мобильном банке открывается за пару кликов. Также просты и интуитивно понятны должны быть и онлайн-продукты по накопительному страхованию жизни. Правильный продукт для онлайна — это конструктор, в котором клиент сам выбирает нужные именно ему условия договора, риски, дополнительные сервисы».
Отличительная особенность страхования жизни от продуктов, предлагаемых управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами (НПФ), это страховая составляющая, позволяющая получать выплаты в различных жизненных ситуациях. Кроме того, продукты страхования жизни предполагают гарантирование внесенной суммы при соблюдениях сроков инвестирования, указанных в договоре. По сравнению с программами НПФ у НСЖ есть существенные преимущества, рассказывает вице-президент ВСС Виктор Дубровин: возможность делать комбинированные продукты с медицинскими рисками и сервисами, рисковым страхованием. Однако «гарантированный пенсионный план» (ГПП), концепция которого была предложена Минфином и Банком России осенью 2019 года, может стать серьезным конкурентом НСЖ, говорит он: «На стороне ГПП дополнительные налоговые преференции, поддержка, в том числе информационная, со стороны государства, а это колоссальный ресурс для продвижения».
Важнейшим вопросом для будущего развития рынка страхования жизни является включение этой отрасли в систему гарантирования, говорит гендиректор «Капитал лайф страхование жизни» Евгений Гуревич. В конце 2019 года ЦБ разработал концепцию этой системы: она будет строиться на тех же принципах, что и программы страхования депозитов и пенсионных накоплений и может «включиться» не ранее 2021 года. Предполагается, что в случае банкротства страховщика его обязательства перед физическим лицом по договору страхования жизни в пределах 1,4 млн руб. будут исполнены за счет гарантийного фонда.
Пандемия сыграла в полис
В конце 2019 года «Эксперт РА» прогнозировал замедление совокупного падения сегментов ИСЖ и НСЖ в 2020-м до 3–5%, однако из-за пандемии коронавируса сокращение будет более значительным — примерно на 10–15%, говорит старший директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Ольга Любарская. При этом отдаленные негативные последствия эпидемии могут проявиться и позже, в том числе и в 2021 году.
«Чтобы страхование жизни стало привлекательным, население должно быть настолько уверено в уровне своего дохода и макроэкономической стабильности, чтобы быть готовым откладывать сбережения без возможности их использовать в первые 5–10 лет после начала инвестирования»,— соглашается директор аналитической группы по страховому сектору Fitch Ratings Анастасия Литвинова.
Виктор Дубровин считает, что в 2020 году рынок НСЖ, несмотря на падение в период пандемии, сможет восстановиться за счет снижения ставки и введения налогообложения депозитов и останется на уровне 2019-го, аналогичная ситуация сохранится и в 2021-м. В компаниях надеются, что коронавирус все же заставит граждан задуматься о накоплениях. Директор по стратегическому анализу компании «Росгосстрах Жизнь» Иван Чубарь ожидает, что сборы по НСЖ по итогам 2020-го будут не ниже прошлогодних — около 110 млрд руб.: «Из-за ситуации с пандемией люди задумаются о страховании жизни. Кто-то купит страховку от болезни или несчастных случаев, кто-то задумается о том, что будет с его близкими в случае потери основного кормильца».
В «Сбербанк страхование жизни» отметили, что клиенты в 2020 году начали заключать более долгосрочные договоры НСЖ: наибольшее количество договоров (43%) было заключено на срок от шести до десяти лет, еще 20% — на 11–15 лет. Впрочем, с точки зрения абсолютных объемов продаж НСЖ вряд ли в ближайший год догонит рынок ИСЖ, отмечают в компании «Югория-Жизнь»: слишком велика разница в среднем размере полиса. Так, если в ИСЖ средний чек при единовременном платеже составляет около 300 тыс. руб. в массовом сегменте и 500 тыс. руб. и выше в сегментах премиум, то в НСЖ, как правило, регулярные ежегодные платежи составляют 50 тыс. и 150 тыс. руб. соответственно.
Как заявили “Ъ” в ЦБ, регулятору уже поступают жалобы на НСЖ. За февраль—декабрь 2019 года Банк России принял 525 жалоб, связанных с проблемой некорректных продаж полисов, в среднем — около 50 жалоб в месяц. По итогам первого квартала таких жалоб насчитывалось уже почти 140. «Я не ожидаю взрывного роста НСЖ,— говорит глава департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.— ЦБ будет внимательно смотреть за тем, как продают НСЖ. Хотя бы затем, чтобы под видом НСЖ не начали продавать ИСЖ».
Дарья Калинина
Коммерсантъ. Приложение "Страхование"
09.07.2020