Новости >>  Все новости >> 

Коммерсантъ >> Планы на старое будущее. Чем привлекают пенсионные фонды новых клиентов

Тенденцией этого года на рынке НПФ стало активное развитие индивидуальных пенсионных планов (ИПП). За неполные девять месяцев негосударственные фонды привлекли по этим программам больше средств, чем за два полных предыдущих года. В денежном выражении они пока выглядят незначительными, однако количество привлеченных лиц по итогам года может приблизиться к 100 тыс., что превысит число граждан, которые переведут в НПФ пенсионные накопления. В случае стимулирования подобных программ государством количество розничных клиентов фондов может вырасти многократно.

Индивидуальный подход к массам

Индивидуальные пенсионные планы нельзя назвать новым продуктом. Однако в 2020 году у этого направления открылось второе дыхание — и благодаря росту активности прежних участников, и благодаря выходу на рынок новых игроков.

По итогам девяти месяцев НПФ Сбербанка уже заключил почти 35 тыс. договоров ИПП, в полтора раза превысив результат всего прошлого года. «ВТБ Пенсионный фонд» к этому времени заключил около 10 тыс. договоров ИПП, почти удвоив результат 2019 года. Аналогичное число договоров по итогам года добавит к своему портфелю «Газфонд Пенсионные накопления».

Недавно к активному продвижению ИПП присоединились еще два крупных фонда — «Эволюция» и «Сафмар». В частности, последний до конца года планирует привлечь несколько тысяч клиентов. По итогам года количество привлеченных клиентов может приблизиться к 100 тыс. человек, превысив количество граждан, которые переведут в НПФ пенсионные накопления.

В денежном выражении результаты выглядят не менее успешно. За девять месяцев объем привлеченных средств по трем крупнейшим фондам составил около 7,3 млрд руб., в 1,6 раза превысив результат всего прошлого года.

Безусловно, в масштабе сектора негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) — 1,7 трлн руб. пенсионных резервов — это незначительная величиной. Но на фоне стагнации других секторов пенсионного рынка любая положительная динамика выглядит как прорыв. «Обязательное пенсионное страхование заморожено, развитие корпоративных пенсионных планов затрудняется ограниченной емкостью рынка — не так много компаний, которые готовы и могут развивать корпоративное НПО»,— поясняют в НПФ «Благосостояние».

Судя по динамике переходной кампании по переводу пенсионных накоплений, по итогам года может произойти нетто-отток клиентов из системы НПФ. По словам гендиректора НПФ Сбербанка Александра Зарецкого, с одной стороны, наблюдается охлаждение в сегменте обязательного пенсионного страхования (ОПС), а с другой — довольно «низкий уровень проникновения добровольных пенсионных программ в розничном сегменте». «В нынешней ситуации ИПП — это естественный путь развития, особенно учитывая действующий алгоритм расчета страховой пенсии, который усредняет размер обязательной пенсии и не позволяет клиенту с заработной платой выше среднего рассчитывать на иной размер пенсионных выплат»,— соглашаются в «ВТБ Пенсионном фонде».

Первые опыты продвижения ИПП были еще три-четыре года назад, но, несмотря на ряд достижений, массового продолжения не получили. Так, на рубеже 2016–2017 годов в этот сегмент еще при прежнем менеджменте вышел НПФ Сбербанка (см. “Ъ” от 25 мая 2018 года). Продажи розничного продукта НПО через сеть материнского банка проходили в связке с ОПС, что позволяло окупить его. При этом продукт характеризовался незначительным минимальным взносом — 1–1,5 тыс. руб.

Хотя фонду удалось привлечь таким образом 1,5 млн новых клиентов, реальный объем привлеченных средств был невелик. Кроме того, фонд столкнулся с проблемой стимулирования новых участников платить последующие взносы, а также с большим объемом расторгаемых договоров (см. “Ъ” от 14 мая).

В 2018–2019 годах начали тестировать розничное привлечение еще два крупных НПФ, также используя банковский канал продаж. «Газфонд Пенсионные накопления» распространял ИПП с первоначальным взносом 30–50 тыс. руб. «ВТБ Пенсионный фонд» первоначально вышел в премиум-сегмент с первоначальным взносом 300 тыс. руб., но в этом году добавил и массовый сегмент с первоначальными взносами от 3 тыс. и 30 тыс. руб.

План против депозита

В сравнении с банковским депозитом у ИПП есть несколько весомых преимуществ, отмечают представители пенсионных фондов. Например, можно вносить любую сумму без ограничений по размерам первого и последующих взносов. Часть взносов можно вернуть, оформив социальный налоговый вычет, который ограничен 120 тыс. руб. Кроме того, доход начисляется при любом сроке действия договора. Может быть интересно и то обстоятельство, что пенсионные средства не включаются в состав совместно нажитого супругами имущества и защищены законодательно от взысканий со стороны третьих лиц (см. “Ъ” от 24 апреля 2018 года).

Вместе с тем по сравнению с большинством инвестиционных инструментов ИПП защищен от потерь. Так, согласно закону «О негосударственных пенсионных фондах», доходность по добровольным программам по итогам года не может быть отрицательной. Некоторые НПФ по ИПП устанавливают минимальную норму доходности. К тому же, как указывают в НПФ «Благосостояние», «с 2020 года будет взиматься налог на процентный доход по вкладам, а с ИПП — нет».

Тем не менее, всего этого еще далеко не достаточно для удовлетворения потенциального клиента. В частности, вопросы есть к вариативности пенсионных продуктов. В основном она касается минимального первоначального взноса, наличия и уровня минимального гарантированного дохода, различных возможностей расторжения договора и получения выкупной суммы, а также формы выплаты пенсии. В отличие от тех же депозитов, доходность зависит от результатов инвестирования управляющими компаниями фонда и, соответственно, конъюнктуры рынка, а также профессионализма самих УК. К тому же средства на пенсионных счетах, в отличие от банковских вкладов, не застрахованы государством.

В ожидании гарантий и вычетов

Однако пенсионные фонды связывают слабое распространение ИПП не только с перечисленными факторами. Продвижение таких продуктов через банки сдерживает их низкая маржинальность. «В первую очередь она обусловлена тем, что программы НПО носят добровольный характер и требуют значительных и регулярных инвестиций в развитие — в разработку новых интересных для разных категорий граждан программ, создание удобной для клиентов инфраструктуры, продвижение»,— говорят в фонде «Благосостояние».

По мнению НПФ «Открытие», для повышения маржинальности ИПП необходимо введение для НПО постоянной части вознаграждения (см. подробнее “Ъ” от 16 октября), направление остатков выкупных сумм по ИПП в капитал, а не в страховой резерв, а также снижение затрат на эквайринг при внесении взносов по ИПП.

Согласно действующему законодательству, НПФ может в качестве вознаграждения претендовать лишь на 15% от полученного инвестиционного дохода, что в условиях падения ставок – не слишком большая величина. В частности, поэтому фонды стремятся наравне с агентским каналом развивать онлайн-продажи, которые не предполагают комиссионных вознаграждений посреднику. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» за девять месяцев этого года привлек так 20% новых клиентов по ИПП. В марте этого года продукт был поставлен на продажу в приложении «Сбербанк Онлайн», что позволило привлечь НПФ Сбербанка дополнительно 11 тыс. человек, то есть почти треть от общего числа привлеченных.

Кроме того, чтобы ИПП стал более интересен клиенту, как считают фонды, нужны государственные стимулы и гарантии. По мнению «ВТБ Пенсионного фонда», прежде всего необходимо «создание отдельного пенсионного вычета и освобождение от НДФЛ негосударственных пенсий, сформированных за счет третьих лиц». В крупных фондах полагают, что такой отдельный вычет по размеру может быть аналогичен вычету по ИИС первого типа, то есть ограничен инвестированием 400 тыс. руб. в год.

В НПФ «Открытие» предлагают не вводить новый, а повысить социальный налоговый вычет. «Средний возраст нашего клиента по ИПП сегодня — 49 лет. Это люди, у которых не такой большой период для накопления, поэтому они делают взносы гораздо выше, чем 120 тыс. руб. в год, и им не хватает существующего порога»,— отмечает заместитель гендиректора «Газфонд Пенсионные накопления» Антон Шпилев.

Также заинтересованность потенциальных клиентов увеличит система гарантирования через АСВ, концепция которой была представлена ЦБ год назад (см. “Ъ” от 3 декабря 2019 года). «На примере банковских вкладов видно, что появление системы гарантирования простимулировало многих граждан использовать вклады как долгосрочный инструмент сбережения»,— говорит Антон Шпилев. «В условиях отсутствия таких стимулов, как гарантирование, значительный налоговый вычет или софинансирование, большинство россиян не будут заинтересованы в формировании долгосрочных пенсионных накоплений»,— соглашаются в НПФ «Сафмар».

Тем не менее, как считает член совета Ассоциации НПФ Алексей Морозов, НПФ будут стремиться завоевать рынок добровольных розничных пенсионных программ, даже действуя на грани рентабельности. По его оценке, в следующем году возможно привлечение фондами около 120–150 тыс. новых договоров ИПП. В дальнейшем, считает эксперт, все будет зависеть от того, смогут ли фонды выторговать для себя хорошие условия по НПО. Если маржинальность продукта повысится и он сможет конкурировать со многими другими финансовыми продуктами на банковской полке, поясняет господин Морозов, можно ожидать увеличения розничных продаж НПО в 1,5–2 раза.

Илья Усов
Газета "Коммерсантъ"

Дата публ./изм.
30.10.2020