Коммерсантъ >> НПФ попросили прибавку к пенсии. Фонды хотят оказывать гражданам сопутствующие услуги
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) хотят стать для своих клиентов агентами, предлагая им продукты не только финансовых организаций, но и компаний, оказывающих различные социальные услуги. Так фонды смогут упростить возможность создания комбинированных пенсионно-финансовых продуктов, а также предлагать сервисы при выходе на пенсию. За эти функции НПФ будут брать комиссионное вознаграждение, хотя и обещают снизить стоимость сторонних продуктов.
Национальная ассоциация НПФ (НАПФ) и Ассоциация НПФ (АНПФ) прислали свои предложения в ответ на письмо комитета по финансовому рынку Госдумы, который ранее предоставил им для сбора мнений поправки в закон «О НПФ» (см. “Ъ” от 16 октября). С письмами ознакомился “Ъ”, их отправку подтвердили в НАПФ и АНПФ. В частности, предложения касаются отмены для фондов исключительного вида деятельности.
Сейчас НПФ по закону могут осуществлять только деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) и обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Агентская деятельность для них запрещена. По данным ЦБ, на середину 2020 года у НПФ было 37,2 млн клиентов по ОПС и 6,2 млн клиентов по НПО. Пенсионные СРО предлагают наделить фонды правом заключать от имени и за счет клиентов НПФ договоры с банками и некредитными финансовыми организациями (НФО), а также совершать подобные действия от имени банков и НФО. В дополнение к этому для клиентов по НПО такие же действия предлагается осуществлять с «организациями, осуществляющими деятельность в области здравоохранения и социальных услуг». Кроме этого, считают авторы писем, фонды должны иметь право оказывать информационные и консультационные услуги для физлиц и компаний.
В случае одобрения предложенных изменений, по мнению АНПФ, фонды смогут представлять интересы клиентов в кредитных организациях для получения банковских карт, открытия счетов и вкладов для перевода на них пенсий или выкупных сумм, помогать оформлять кредиты со специальными условиями. Также упростится возможность создания комплексных пенсионно-страховых продуктов, НПФ получат возможность приобретать для клиента за счет пенсионных выплат услуги в области здравоохранения, ухода и других социальных услуг.
По мнению НАПФ, меры облегчат процесс взаимодействия частных фондов с их клиентами, так как при их «реализации НПФ будет восприниматься в качестве "единого окна"». Кроме того, принятие законопроекта создаст условия к потенциальному увеличению охвата трудоспособного населения добровольными программами «в комплексе с иными социальными и сопутствующими финансовыми услугами».
Изменения позволят выровнять статус НПФ и других участников финансового рынка, дать фондам сопоставимые возможности для создания более гибких продуктов, считает руководитель пенсионного дивизиона ГК «Регион» Галина Морозова. Как отмечает гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская, «НПФ смогут комбинировать продукты НПО и продукты страхования, снижая стоимость для клиента за счет одного окна продаж и повышая тем самым их привлекаемость». Меры могут сделать «рентабельным обслуживание клиентов с низкими счетами, так как у фондов появится дополнительный источник дохода», отмечает руководитель центра анализа НПФ «Сафмар» Евгений Биезбардис.
О дополнительных доходах от агентской деятельности НПФ в письмах ассоциаций прямо не упоминается. Говорить о суммах комиссионных вознаграждений пока преждевременно, отмечает президент АНПФ Сергей Беляков. Руководитель комитета НАПФ по стратегии пенсионного рынка Аркадий Недбай считает, что «доход каждого НПФ от оказания подобных услуг не должен будет превышать 40% от его вознаграждения в рамках НПО и ОПС».
По словам собеседника “Ъ”, участвовавшего в разработке концепции законопроекта, при его доработке предполагается внести ограничение в 50% от вознаграждения по добровольным и обязательным пенсионным программам. В банковской отрасли, уточняет Евгений Биезбардис, доля комиссионных доходов в общей структуре доходов на уровне 15–20% считается нормой, для НПФ величина может быть сопоставимой.
Илья Усов
Газета "Коммерсантъ"
03.11.2020