Коммерсантъ >> Новый рейтинг нашел себе компанию. Ответственное развитие трудно приживается на рынке
УК «Тринфико» первой из российских компаний получила российский рейтинг так называемого ответственного развития (ESG). Как правило, в таких рейтингах заинтересованы публичные компании, размещающие долговые обязательства. Финансовым институтам они могут потребоваться как для их зарубежных акционеров, так и для клиентов, которые с ними работают. Для российского рынка подобное рейтингование пока не слишком актуально, признают его участники.
Национальное рейтинговое агентство (НРА) присвоило ESG-рейтинг УК «Тринфико» на уровне B1.esg. Рейтинг ESG (Environmental, Social, Governance, «экологичность, социальность, корпоративность») представляет собой экспертное мнение агентства в отношении подверженности компании экологическим и социальным рискам бизнеса, а также рискам корпоративного управления. «Если компания следует принципам ответственного инвестирования и создает ESG-фонд, то она должна иметь соответствующий рейтинг в качестве внешней верификации со стороны профсообщества»,— считает гендиректор управляющей компании Егор Кротков.
В управляющей компании и агентстве отказались назвать стоимость услуги. Как отметила гендиректор НРА Алина Розенцвет, она сопоставима со стоимостью присвоения рейтингов надежности и качества услуг управляющих компаний. По оценкам нескольких участников рынка, затраты могли составить 400–600 тыс. руб.
«Тринфико» стала первой российской компанией, получившей ESG-рейтинг не у иностранного, а у российского рейтингового агентства. Отчасти это связано с тем, что методологии появились недавно: в конце прошлого года ее представило «Эксперт РА», в июне ее зарегистрировало НРА, в сентябре — АКРА. Старший директор, руководитель группы оценки рисков устойчивого развития агентства АКРА Максим Худалов рассказал, что в настоящее время оказание услуги ESG-оценки проходит согласование с ЦБ. Как отмечает младший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Юлия Катасонова, рейтинг ESG в первую очередь необходим крупным эмитентам, которые хотят быть легко идентифицированы инвесторами. «Финансовым институтам, заинтересованным в "озеленении" своих кредитных портфелей, требуются независимые оценки ESG их клиентов»,— отмечает господин Худалов.
Интерес «Тринфико» к рейтингу мог быть связан с потребностями новых акционеров, считают участники рынка. Осенью прошлого года ИГ «Тринфико» продала 20% акций немецкой группе KGAL и фонду Thunderbolt Partners. По мнению гендиректора «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимира Кириллова, если немецкие акционеры ставят задачу выводить российскую УК или ее продукты на внешние рынки, то тема ESG очень важна: «При консультировании западных клиентов соблюдение принципов ESG — одно из ключевых требований, наши иностранные партнеры регулярно проводят due diligence на соблюдение этих требований».
Для российских инвесторов тема ESG имеет слабое значение. По словам гендиректора «Альфа-Капитал» Ирины Кривошеевой, исследования показывают, что для российских клиентов важнее всего надежность управляющей компании, уровень сервисов, результаты по доходности. «Для управляющих компаний важнее конкретные действия в области популяризации инвестиций в ESG-фонды, нежели получение соответствующего рейтинга»,— подчеркивает главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов.
Вместе с тем ряд крупных УК не исключили возможность получения подобного рейтинга. «Мы рассматриваем получение ESG-рейтинга как на компанию, так и на отдельные наши продукты. Мы видим растущий интерес клиентов к тематике ESG, также получение такого рейтинга соответствует реализуемой в Сбербанке политике следования факторам ESG»,— отметил гендиректор «Сбер Управление активами» Евгений Зайцев. «Можно подумать о получении рейтинга, если методологии российских агентств будут соответствовать критериям наших западных клиентов»,— говорит Владимир Кириллов. «На фоне растущей конкуренции на рынке значимость поиска целевых клиентских подсегментов будет нарастать»,— резюмировала госпожа Кривошеева.
Виталий Гайдаев
Газета "Коммерсантъ"
13.11.2020