Профиль >> Чтобы не было богатых: почему у россиян мало шансов увеличить пенсию с помощью НПФ
Независимые пенсионные фонды (НПФ) уже долгое время пребывают в глубоком кризисе. В понимании большинства россиян этот институт оказался не самым эффективным, во всяком случае, он определенно не гарантирует безбедной старости. Этот вывод подтверждают результаты свежего исследования «Эксперт РА», согласно которому в 2021 году показатели доходности большинства НПФ с большой долей вероятности окажутся хуже прошлогодних. Аналитики ожидают дальнейшего замедления прироста средств пенсионных накоплений НПФ. По их оценкам, по итогам текущего года рост не превысит 3,5%. Таким образом, объем пенсионных накоплений составит около 3,06 трлн рублей. Происходящее имеет вполне логичные объяснения.
За последние 20 лет, наверное, ни в одной сфере не было инициировано столько реформ, сколько их было в пенсионной системе. Несмотря на все попытки властей изменить жизнь «серебряного поколения» к лучшему, до сих пор не решены две основные задачи: сокращение дефицита Пенсионного фонда и обеспечение достойного размера выплат.
Современной России досталась в наследство советская пенсионная система, которая при всей социальной направленности существовала по принципу «от каждого по способностям, каждому по труду». Пенсии в СССР были разные – кто-то получал 20 рублей, кто-то – 132 рубля, а кто-то и больше. Не всегда выплаты соответствовали уровню жизни и минимальным потребностям человека. Но в то время у граждан СССР альтернативы самостоятельно повлиять на размер пенсионных выплат не существовало.
Рыночная постсоветская пенсионная система, пережив четыре реформы, так и не смогла выработать инструменты, которые бы мотивировали граждан активно участвовать в формировании своей будущей пенсии. Хотя такая возможность формально вроде бы есть. С этой целью как раз и были созданы негосударственные пенсионные фонды. Однако этот институт, в целом успешно работающий в развитых странах, к российским реалиям оказался мало пригоден. Многие НПФ не выдержали конкуренции, другие, допустившие нарушения в процессе своей деятельности, были закрыты регулятором. Вдобавок ко всему фонды меняли организационно-правовую форму, порядок деятельности.
Это явно не добавляло доверия к ним со стороны россиян. До 2008 года – период, который принято называть «тучными» годами, – количество НПФ постоянно росло и на пике достигло 103. Но мировой финансовый кризис жестко ударил по российской экономике. Не все фонды выдержали это испытание. И все же большая часть смогла выполнять свои обязательства перед инвесторами и государством.
Роль НПФ в формировании индивидуальных пенсионных накоплений тогда была достаточно весома, люди в них как минимум хотели верить. Неудивительно, что если в первой половине нулевых годов НПФ привлекли всего около 1 млрд рублей, то через 10 лет совокупный портфель составил уже 1 трлн рублей. Огромная сумма – около 3,8% ВВП страны.
К сожалению, власти не способствуют укреплению позиций и развитию системы негосударственных пенсионных фондов. Причем многие нововведения направлены против человека труда. Кажется, чиновники профильных министерств и ведомств, перманентно меняющие правила игры, озабочены главным образом тем, чтобы у нас не было богатых пенсионеров. К январю 2021 года на рынке оставалось всего 33 НПФ, в которых 37,3 млн человек формируют пенсионные накопления. С одной стороны, это больше половины населения РФ трудоспособного возраста. С другой – миллионы граждан окончательно разуверились в возможности таким путем обеспечить свою безбедную старость.
Между тем в странах с рыночной экономикой ответственность за достаток и благополучие представителей старшего поколения солидарная. Большие пенсии на Западе – заслуга не столько государства, сколько самих граждан. Например, в Швеции и Швейцарии только 40% размера будущей пенсий зависит от уровня зарплаты. В Канаде 33,9% пенсии – добровольные пенсионные накопления, в Чехии показатель и того выше – 39,2%. Все это – результат самостоятельных программ инвестирования и накоплений, а не подарок от государства.
Надо признать, все, что связано с накоплениями НПФ, крайне выгодно для правительства. Десятки и сотни миллиардов рублей, которые аккумулируются в пенсионных фондах, – это длинные деньги, которыми граждане могут распорядиться только после определенного срока. До этого средства, поступающие на персональные счета, инвестируются в экономику. Классическая схема: чем больше взносов отчисляет работник в НПФ и чем длиннее период до начала выплат, тем это выгоднее будущему пенсионеру – он может успешно работать при низкой инфляции, стабильном курсе национальной валюты и высокой доходности инвестиций НПФ. К сожалению, в нашем случае с этим не всегда получается.
На протяжении многих лет из-за двузначных показателей темпов роста потребительских цен фонды не могли обеспечивать приемлемую доходность. Часто прибавка практически никак не компенсировала потери от инфляции. Плюс к этому – перманентное обесценивание рубля. Только в 2020 году наша национальная валюта ослабла перед долларом и евро примерно на треть. При таком раскладе инвестирование в будущую пенсию на горизонте 20–30 лет, кажется, не имеет никакого смысла. Физический размер дополнительных выплат по мерам сегодняшнего дня, конечно, будет выглядеть достойным, но покупательная способность денег, скорее всего, окажется весьма символической.
Вернуть доверие к НПФ, а заодно восстановить их «положительный баланс» пытаются Ассоциация негосударственных пенсионных фондов «Альянс пенсионных фондов» (АНПФ) и Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Не так давно они вышли с инициативой к правительству и Госдуме увеличить отдельный пенсионный налоговый вычет. Сейчас получить кешбэк можно с добровольных взносов, которые делают граждане. Это один из видов социальных налоговых вычетов. Его можно оформить с ежегодных отчислений в НПФ, но сумма ограничена 120 тыс. рублей. Поскольку возврату подлежит только 13%, то речь идет не более чем о 15,6 тыс. рублей. Ассоциации пенсионных фондов предлагают рассмотреть возможность увеличить вычет до 52 тыс. рублей. Таким образом у работника, добровольно участвующего в формировании своей будущей пенсии, вроде бы появится дополнительная мотивация существенно увеличить отчисления. Ведь максимальный кешбэк в этом случае рассчитают с 400 тыс. рублей.
Все было бы прекрасно, если бы не одно обстоятельство: данная инициатива ориентирована на крайне ограниченную целевую аудиторию – высокооплачиваемых работников, имеющих доходы в несколько сотен тысяч рублей в месяц, причем строго подтвержденные по 2НДФЛ. Между тем, согласно статистике, в настоящее время не более 7% (около 5 млн) россиян могут похвастаться «белой» зарплатой на уровне от 100 тыс. рублей и выше.
Очевидно, что не каждый из них готов каждый месяц отчислять в НПФ по 10 тыс. рублей, чтобы по итогам года сумма оставила 120 тыс. рублей, ради того, чтобы вернуть 15,6 тыс. рублей уплаченного налога на доходы физических лиц. Еще меньше желающих найдется, чтобы отдавать ежемесячно более чем по 33,3 тыс. рублей.
Другой важный момент. Высокооплачиваемые работники – в подавляющем большинстве ведущие менеджеры крупных компаний. Они наверняка подкованы в плане финансовой грамотности, умеют считать свои деньги, понимают выгоды и риски вложений в те или иные финансовые продукты. Как представляется, для «топов» более привлекательной альтернативой НПФ могут быть индивидуальные инвестиционные счета (ИИС). По ним и доходность потенциально может быть выше, и налоговый вычет в размере до 52 тыс. рублей полагается.
Причем если пенсионными накоплениями можно начать распоряжаться только после выхода на заслуженный отдых, то средства, направленные на ИИС, доступны для снятия уже через три года. Соответственно, эти деньги можно либо потратить, либо снова разместить на ИИС и на законных основаниях получать новые налоговые вычеты.
Людмила Иванова-Швец
Журнал "Профиль"
Автор – доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова
22.04.2021