Коммерсантъ >> Вперед и с пенсией. Граждане вновь занялись перекладыванием накоплений
Активность фондов по привлечению клиентов в 2021 году будет восстанавливаться по сравнению пандемийным 2020 годом. НПФ успели наладить операционные процессы и переформатировали работу с агентами. Граждане между тем по-прежнему подают в основном досрочные заявления на перевод пенсионных накоплений, теряя инвестиционный доход. Впрочем, в этой кампании потеря дохода будет только за один год.
К 1 июня заявления на перевод пенсионных накоплений между страховщиками подали 42 тыс. граждан, сообщил Пенсионный фонд России (ПФР). Данных на ту же дату 2020 года нет, однако с учетом действующих в апреле—мае прошлого года жестких ограничений, по оценке собеседников “Ъ” на пенсионном рынке, для сравнения можно брать данные за первый квартал, когда о намерении сменить страховщика заявили всего 23,2 тыс. человек. Сохраняется тенденция на возврат застрахованных лиц в ПФР — на них пришлась почти половина заявлений. В первом квартале прошлого года доля составляла 78,6%.
Вместе с тем возросла доля заявлений о смене одного НПФ на другой — с 13,6% до 35,7%. Выросло и количество желающих перейти из ПФР в НПФ. К началу лета такое желание выразили 5,7 тыс. граждан (13,6%) по сравнению с 1,4 тыс. (6%) в первом квартале 2020 года.
Пока далеко не все фонды фиксируют рост активности клиентов. «Уровень переходов клиентов по ОПС существенно снизился за последние годы и представляет собой малую величину по отношению к количеству участников в системе»,— указывают в НПФ Сбербанка. «Мы пока не наблюдаем увеличения, по нашим данным, активность сохраняется на уровне первого квартала 2020 года»,— отмечают в НПФ «Открытие». «В масштабах рынка, что 3 тыс., что 30 тыс. клиентов — это малая погрешность»,— говорит управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.
В последние годы ЦБ целенаправленно вводил меры по ограничению переходных кампаний, которые были направлены, в частности на ограждение граждан от потери накопленного инвестиционного дохода. С 2015 по 2019 год в результате досрочных переходов граждане потеряли свыше 108 млрд руб. (см. “Ъ” от 8 августа 2019 года). Сейчас каждое заявление о переводе накоплений должен подписывать руководитель НПФ в трех экземплярах. Кроме того, фонды не могут пользоваться услугами агентов, которыми раньше выступали в основном банки.
Безусловно, возрастание объемов привлечения связано с отсутствием режима самоизоляции, вводимого в прошлом году, отмечают участники рынка. Кроме того, к началу этого года НПФ освоились с новыми регуляторными требованиями. «Сейчас фонды адаптировали операционные процессы. Договоры даже из региональных филиалов отправляются в центральный офис, которые потом возвращают их клиентам по почте»,— отмечает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Кроме того, фонды нашли способ обойти жесткое требование об упразднении института агентов. «К концу прошлого года они уже понимали, что, например, будут принимать на работу сотрудников не как агентов, но для выполнения агентских функций»,— поясняет господин Околеснов.
Вместе с тем по-прежнему превалируют заявления на досрочные переходы, которые превышают 90% от их общего количества. Поменять страховщика досрочно в этом году решились уже почти 39 тыс. чел. По словам собеседников “Ъ”, это не критичный показатель, так как в текущем году начался новый пятилетний цикл накопления, то есть при переходе по итогам этого года граждане рискуют потерять только инвестдоход, накопленный за один год. В прошлом году был возможен переход без потери инвестдохода, напоминает Сергей Околеснов. «Реально следить за пятилетним сроком на безболезненный переход никто не будет, да и население о нем в основном не знает»,— говорит Павел Митрофанов.
По итогам этого года, как ожидают эксперты, результаты переходной кампании будут гораздо лучше прошлогодней. Сергей Околеснов оценивает количество поданных заявлений на перевод накоплений «в несколько сотен тысяч». Это не только превысит прошлогодний показатель, когда было подано 130 тыс. заявлений, но может достичь результата 2019 года, когда 345 тыс. человек изъявили желание сменить страховщика.
Оксана Коткина
Газета "Коммерсантъ"
17.06.2021