Коммерсантъ >> Малый бизнес дорос до инвестиций. Остатки на счетах пошли в финансовые продукты
Ряд участников финансового рынка — управляющих и брокерских компаний — стали выделять предприятия МСБ в отдельную категорию клиентов. Традиционно такие компании держат минимальный остаток на расчетных счетах, однако в непростых экономических условиях часть из них смогла накопить существенные средства. В условиях низких ставок по банковским продуктам такие компании готовы направлять средства в инвестиционные инструменты. Но из-за ограниченного числа таких клиентов не все участники рынка готовы с ними работать.
Как рассказали “Ъ” в «Альфа-Капитале», компания начала активно работать с предприятиями малого и среднего бизнеса. По словам гендиректора УК Ирины Кривошеевой, на фоне формирования спроса со стороны МСБ на услуги доверительного управления было создано соответствующее подразделение. К настоящему времени на обслуживании находятся 38 предприятий с суммарным объемом средств на счетах 8 млрд руб. По словам Ирины Кривошеевой, в активном общении находится еще около 150 клиентов. «Чаще всего это компании, которые перестали расти по каким-то причинам, и на их счетах образовались остатки в десятки или сотни миллионов рублей. После 2020 года число таких компаний выросло, так как многие не видят возможности для развития»,— отмечает топ-менеджер крупной УК.
Более чем из 600 клиентов «ВТБ Капитал Брокера» около половины приходится на сегмент МСБ. Средний размер активов на брокерских счетах таких клиентов — около 150 млн руб. «В основном это средний сегмент МСБ, география — почти все регионы»,— рассказал главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов.
Исторически управляющие компании работали с розничными инвесторами, объединяя их средства в пулы по типам стратегий, и с крупными корпоративными клиентами, располагающими свободными средствами, отмечает директор методологического департамента НРА Юрий Ногин. Предприятия МСБ не вписываются в эти представления, так как обычно их деньги полностью вложены в оборотные средства, отмечает он. По словам гендиректора аналитического центра «Бизнесдром» Павла Самиева, компании, как правило, размещают средства в банках, в которых они обслуживаются в рамках расчетно-кассового обслуживания. «Вопрос размещения свободных средств компаний среднего бизнеса и тем более малого практически полностью на этом закрывается»,— отмечает он.
Однако участники финансового рынка отмечают, что у клиентов есть спрос как на краткосрочные, так и на длинные инструменты. «В основном это облигационные стратегии ДУ и фонды. Отдельная категория клиентов — компании, связанные по бизнесу с недвижимостью или имеющие ее на балансе. В их поле интересов часто фигурирует ЗПИФ»,— отмечает Ирина Кривошеева. По словам господина Потапова, клиенты МСБ проявляют интерес практически ко всем инструментам, доступным на брокерском обслуживании,— обмен валюты на бирже, размещение краткосрочной ликвидности на денежном рынке, покупка облигаций, акций, хеджирование валютных рисков, кредитование под залог ценных бумаг (операции репо и своп). «Часть компаний пользуются услугой инвестиционного консультирования»,— отмечает он. Управляющий директор УК «Открытие» Роман Соколов отметил: «Потребности малого бизнеса по участию в фондовом рынке, как правило, покрываются брокерскими продуктами, а в сегменте среднего бизнеса основной потенциал мы видим в ЗПИФ для различных целей».
В условиях низких ставок для всех актуальна задача, как получить доходность больше, чем по вкладу или остатку по счету. «В ДУ можно получить больше, чем по депозитам, но есть сложности при привлечении — банки плотно опекают предприятия МСБ и следят, чтобы их средства никуда не утекали»,— отмечает гендиректор «ТКБ Инвестмент Партнерс» Владимир Кириллов. Поэтому пока даже крупные УК лишь присматриваются к новому сегменту. По словам господина Кириллова, направление интересно в долгосрочном плане. По словам собеседника в крупной управляющей компании, выделение МСБ в отдельный бизнес требует больших расходов, придется привлекать дополнительных специалистов, инвестировать в развитие ПО, что будет окупаться только в случае, «если привлечение клиентов будет поставлено на поток».
Виталий Гайдаев
Газета "Коммерсантъ"
23.07.2021