Новости >>  Все новости >> 

Коммерсантъ >> Новые правила использования биометрии оказались жесткими

Новые правила работы с биометрическими данными российских граждан запрещают их сбор и использование компаниям с долей иностранного участия более 49% и капиталом менее 500 млн руб. В результате сервисы каршеринга, компании Avito и AirBnb не смогут проводить верификацию людей по сканам документов, а биометрия будет доступна только крупнейшим корпорациям, предупреждают эксперты.

“Ъ” ознакомился с отзывом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) на проект правил работы с биометрическими данными россиян. Проект поправок к закону об организации предоставления госуслуг разработало Минцифры, он опубликован на regulation.gov.ru 29 июня и разрешает использовать биометрию россиян только тем компаниям, в уставном капитале которых не более 49% иностранного капитала. Такая компания должна иметь лицензию и право собственности на криптографические средства шифрования, а чтобы создавать собственные банки биометрических данных, должна также располагать собственным капиталом не менее 500 млн руб. Эти требования должны вступить в силу с 1 января 2022 года.

По мнению РСПП, проект Минцифры дискриминирует крупнейшие российские IT-компании, что влечет отставание РФ в развитии биометрии. Союз просит не распространять новые требования на компании, которые используют, но не передают биометрические данные через интернет. В Минцифры “Ъ” заявили, что новый проект только уточняет порядок аккредитации компаний для работы с биометрией, детализируя уже принятый в конце 2020 года закон.

Компании, которые не соответствуют новым правилам, не получат аккредитацию и не смогут собирать и обрабатывать биометрию, это критично для банков и экосистем, отметил эксперт комиссии по связи РСПП Михаил Рыженков. «Биометрические данные можно использовать для заключения любых сделок на интернет-платформах. Например, оформление онлайн-ипотеки через интернет»,— добавил он.

Эти правила делают невозможным создание коммерческих биометрических систем, считает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Согласно формулировкам закона, под биометрией можно подразумевать «даже скан паспорта». В итоге компании могут отказаться от верификации через интернет с помощью сканов документов, что критично для сервисов каршеринга, иностранных платформ Booking.com и Airbnb, Avito (принадлежит зарегистрированной в Нидерландах компании), а также банков вроде «Тинькофф» (принадлежит кипрской TCS Group) и экосистемы «Яндекса» (принадлежит нидерландской Yandex B.V.), заключает Карен Казарян. Бизнес использует биометрию в маркетинге и пропускной системе, добавил глава компании «Б-152» Максим Лагутин. Биометрией интересовалась даже «Азбука вкуса», тестировавшая оплату по отпечатку пальца. Проект закрыт, он был невостребованным, сообщили в компании.

Условия, предложенные Минцифры, нельзя назвать рыночными: под требование о минимальном капитале в 500 млн руб. попадут такие крупные корпорации, как «Сбер», ВТБ, «Ростелеком», «Яндекс» и Mail.ru Group, полагает директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин.

Источник “Ъ” в крупном операторе связи называет требования «жесткими». А в создании систем биометрии заинтересованы банки, операторы и другие компании, кто развивает цифровые сервисы, подтверждает он. Сейчас для сбора биометрии и ее использования для идентификации пользователей финансовых услуг работает Единая биометрическая система (ЕБС, проект «Ростелекома» и Банка России). В феврале в ней было зарегистрировано около 164 тыс. россиян, актуальные данные в «Ростелекоме» сообщить отказались.

ЕБС пользуются в основном банки, с 2021 года к ней также подключились страховые компании.

ВТБ, Райффайзенбанк, банк «Тинькофф», Газпромбанк не ответили на запрос “Ъ”. МТС, «МегаФон», «Вымпелком», Сбербанк, «Яндекс» отказались от комментариев.

Анастасия Гаврилюк, Юлия Степанова
Газета "Коммерсантъ"

Дата публ./изм.
05.08.2021