Коммерсантъ >> Закрытый ПИФ для открытого просмотра. Портфельные управляющие заинтересовались киносъемкой
Инвестиции в кинопроизводство заинтересовали портфельных управляющих. «КСП Управление активами» создает ЗПИФ, который будет вкладывать средства в производство фильмов. Однако риски таких инвестиций довольно высоки, в том числе из-за ограниченного числа доходных проектов. Участники рынка коллективных инвестиций пока не готовы следовать примеру коллег, но допускают появление подобных фондов в будущем.
«КСП Управление активами» приступил к формированию комбинированного ЗПИФ «СинеФинанс», рассказали “Ъ” в управляющей компании. Правила фонда были зарегистрированы ЦБ 28 июня. Концепция фонда заключается в инвестировании средств в пул российского коммерческого кино и сериалов на разной стадии готовности. В экспертный совет фонда входят генеральный продюсер 2D films Василий Соловьев и продюсер Артур Циленко.
Фонд доступен только квалифицированным инвесторам. На старте планируется привлечь 1–1,5 млрд руб. Целевая доходность оценивается в 20% годовых. Его активы будут формироваться на основе прав на литературные произведения с целью их экранизации, договоры финансирования промокампании, производства под быстрый возврат. Объем инвестиций в один проект составит 10–50 млн руб. «В планах фонда есть закупка иностранного контента с целью его реализации на территории СНГ и Восточной Европы и инвестирование в компании, занимающиеся обеспечением киносъемочного процесса техникой, павильонами, компьютерной графикой и прочими ресурсами»,— заявил Василий Соловьев.
Подобные проекты — редкость для российского рынка (см. вынос), однако управляющие компании оценивают их позитивно. «Покупка на ЗПИФ эксклюзивных прав на кинопродукцию и последующая продажа неэксклюзивных прав или предоставление в аренду этих прав каналам и телевизионным платформам — очень понятное и правильное направление развития коллективных инвестиций»,— отмечает гендиректор «Велес Траст» Дмитрий Осипов. Гендиректор УК «Промсвязь» Алексей Кузнецов считает идею создания фонда, который будет инвестировать свои средства в производство кинолент, сериалов и другого контента, достаточно интересной.
Поддержкой кинопроизводства занимаются государственный Фонд кино и Минкульт. На коммерческих условиях в фильмы инвестируют «Кинопрайм» Романа Абрамовича и «МТС Медиа». В частности, «Кинопрайм» собирался в 2019 году вложить 6 млрд руб. за три года, но темпы инвестирования оказались ниже плана из-за нехватки подходящих проектов. По словам руководителя «МТС Медиа» Игоря Мишина, компания инвестировала в восемь картин и в 2022 году планирует поддержать еще 8–10 проектов, в основном арт-мейнстрим.
«При реализации такой амбициозной идеи крайне важен уровень менеджмента и экспертизы»,— отмечает исполнительный директор «Кинопрайма» Антон Малышев. «Даже эксперту сложно оценить успешность проекта. Т. е. для оценки инвестиций управляющая компания должна будет прибегать к помощи консультантов и основываться на их мнении»,— полагает глава департамента структурных фондов и фондов недвижимости «ВТБ Капитал Управление активами» Евгений Постников.
Однако собеседник “Ъ” среди продюсеров подчеркивает, что «в прибыльные проекты никто никого не пустит». Поэтому в таких проектах инвестор должен быть готовым к потерям. По словам директора по альтернативным инвестициям «Альфа-Капитала» Андрея Богданова, инвестиции в медиаконтент по уровню риска близки к венчурным инвестициям — уровень неопределенности в производстве контента исключительно высок. По мнению портфельного управляющего департамента персонального банковского обслуживания «Зенит Private Banking» Георгия Окромчедлишвили, наиболее коммерчески успешная история для кинопроизводителей с развивающихся рынков — это продукт на экспорт. «Глобальная аудитория и, соответственно, покупательская способность несравнимо выше такого немаленького рынка, как российский, говорит он.
Вместе с тем участники рынка вполне допускают создание подобных фондов в будущем. «Мы сейчас концентрируем внимание на более понятных инвесторам продуктах. Но не исключено, что в будущем инвестиции в подобного рода экзотические продукты мы будем рассматривать»,— отмечает Евгений Постников. По словам Дмитрия Осипова, создание такого фонда возможно только в сотрудничестве с крупной медиаплатформой, способной своей профессиональной компетенцией и умением в продвижении контента снизить риски.
ПИФы в киноиндустрии
История вопроса
Первый ПИФ, ориентированный на кинобизнес — «Тройка Диалог — Кино» под управлением УК «Тройка Диалог» (ныне УК «Сбер Управление активами»),— был зарегистрирован ЦБ в феврале 2011 года. Сформировать его не удалось, и он был исключен из реестра в июне. В том же месяце «Тройка Диалог» зарегистрировала правила ЗПИФ «3Д-КИНО», который был сформирован спустя два месяца. Фонд был создан для финансирования полнометражного 3D-мультфильма «Смешарики. Начало» и привлек $6,7 млн. Однако кассовые сборы мультфильма (около $8,5 млн) не покрыли затраты на его производство (около $8 млн) и продвижение ($3,5–5 млн). К тому же почти половину выручки забирали кинотеатры. Фонд был расформирован через три года после создания. Как рассказали два собеседника на рынке, знакомых с его судьбой, из-за существовавших регуляторных ограничений в фонд приобретались акции компании (3D BS Holdings Limited), которая владела правами на мультфильм. «С появлением такой категории, как комбинированные ЗПИФы, фонды могут приобретать интеллектуальную собственность на действующий продакшн или инвестировать на стадии создания через соответствующие контракты»,— отмечает директор по альтернативным инвестициям «Альфа-Капитала» Андрей Богданов.
Виталий Гайдаев, Анна Афанасьева
Газета "Коммерсантъ"
03.09.2021