Коммерсантъ >> Оцифровка ПИФа. Управляющие тестируют новый рынок
Управляющие компании рассматривают выпуск ЦФА на портфель ПИФов. Для них это создает дополнительный канал продаж, а также вариант новых продуктов на основе существующих фондов. Инвесторы получают инвестиционный продукт, расходы при покупке которого будут ниже, чем при приобретении составных частей в агентской сети УК. Однако такие инструменты имеют фиксированный срок обращения, что усложняет возможности спрогнозировать результат. К тому же по ликвидности они явно проигрывают торгам на Московской бирже.
Альфа-банк 28 февраля начнет размещение ЦФА на паевые инвестиционные фонды (ПИФы) УК «Альфа-Капитал». Об этом “Ъ” рассказали в УК и подтвердили в банке. В портфель в равных пропорциях войдут паи БПИФов акций, облигаций, денежного рынка и золота, суммарный объем составит 50 млн руб. Держателем паев и эмитентом выступает банк. Цена размещения фиксирована и составляет 10 тыс. руб., уточнили там. Участвовать в размещении смогут только квалинвесторы. Срок обращения ЦФА — шесть месяцев, но инвестор может каждый месяц продать ЦФА эмитенту по рыночной цене.
По данным Ассоциации операторов инвестиционных платформ, к концу 2023 года 51 эмитент разместил более 230 выпусков ЦФА общим объемом более 72 млрд руб. В январе, по данным Cbonds, состоялось 13 размещений на 2,38 млрд руб. Основная доля выпущенных ЦФА — аналоги необеспеченных облигационных займов. Отдельные выпуски привязывались к стоимости золота, квадратных метров и других активов.
Упаковка ПИФов в ЦФА помогает выйти в новый, быстро развивающийся канал продаж, менее затратный, чем традиционные агентские сети. По оценке топ-менеджеров двух УК, вознаграждение банка-агента при продаже ПИФов составляет 1–2%, тогда как при размещении ЦФА комиссионные не превысят 1%. К таким инструментам проявляют интерес и инвесторы. «По мере становления индустрии ЦФА и перехода от "начальной" стадии к развитой регуляторной среде цифровые активы стали вызывать интерес у наших клиентов»,— утверждает гендиректор «Альфа-Капитала» Ирина Кривошеева.
Использование ЦФА сокращает издержки не только для эмитента, но и для инвестора. Последний при покупке паев через агента вынужден оплачивать премию, которая обычно в полном объеме уходит последнему, а при продаже — дисконт, достающийся УК. Также он получает возможность приобрести диверсифицированный портфель из нескольких фондов, сформировать который самостоятельно будет сложнее.
Но есть и ряд вопросов, прежде всего по налогам. Как отмечает гендиректор «ТКБ Инвестмент Партнерс» Дмитрий Тимофеев, речь идет об учете налоговых льгот по владению паями в ЦФА с точки зрения сальдирования финансового результата, определения налогового агента по паям в ЦФА. «Есть вопросы и к обеспечению ликвидности ЦФА на новой площадке, тогда как на Московской бирже используются маркетмейкеры»,— добавляет он. Директор департамента управления активами УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Майоров отмечает, что «такой же продукт существует в виде биржевых структурных облигаций просто на рыночные индексы, и при этом клиенты не платят комиссию управляющей компании, которая формируется при переоценке стоимости пая».
Риски нового инструмента участники рынка видят и в ограниченном сроке обращения прав на корзину ПИФов, что ухудшает прогнозируемость итогового результата. В случае снижения стоимости паев до момента их продажи это будет «бумажным» убытком. В случае ЦФА реализация базового актива произойдет в определенный день по текущей цене, что может принести реальный убыток.
Тем не менее интерес к схеме проявляют и другие участники рынка. Дмитрий Тимофеев говорит, что «ТКБ Инвестмент Партнерс» изучает возможность выпуска ЦФА на свои ПИФы. «Мы видим зарождающийся интерес со стороны профучастников рынка к продуктам через выпуск ЦФА»,— отмечает директор по управлению активами «БКС Мир инвестиций» Альберт Галимнуров. В самом «Альфа-Капитале» планируют масштабирование опыта «в отношении новых классов активов, эмитентов, форматов».
Виталий Гайдаев, Ксения Куликова
Газета "Коммерсантъ"
28.02.2024