Коммерсантъ >> В долгий ящик. Резервы по договорам страхования жизни у страховщиков превысили пенсионные резервы НПФ
На данный момент страховщики жизни работают с 1,6 трлн руб. инвестиционных средств, размещенных в резервах, которые по договорам страхования жизни уже превысили пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Как этими деньгами распоряжаются страховщики, каков портрет страхователей, на какой срок и на какие цели инвестируют свои средства клиенты страховых компаний?
Новое качество денег
Спрос на страхование жизни растет: игроки рынка отмечают, что потребители серьезнее задумываются о далеком будущем, а страховки адаптируются к экономической ситуации и покупателям. Ключевыми продуктами в отрасли остаются инвестиционное (ИСЖ) и накопительное (НСЖ) страхование жизни, причем последнее называют главным драйвером рынка. Как сообщал Всероссийский союз страховщиков (ВСС), за первое полугодие премии по НСЖ выросли на 95%, до 292 млрд руб. Таким образом, сегмент занял уже более половины своего рынка.
Сегодня у российских страховщиков жизни 37 млн действующих клиентов, из них 12 млн имеют договоры страхования жизни и здоровья на срок более пяти лет, подсчитали в «Капитал Лайф Страхование Жизни», анализируя статистику ЦБ. Более того, это число более чем вдвое превышает количество участников добровольной пенсионной системы.
На данный момент страховщики жизни работают с 1,6 трлн руб. инвестиционных средств, размещенных в резервах. Как отмечают в «Капитал Лайф», резервы по договорам страхования жизни уже превысили пенсионные резервы НПФ.
Как страховщики распоряжаются деньгами?
«Страховщики жизни в основном инвестируют в облигации — государственные и корпоративные. Это позволяет быть уверенными, что к определенному сроку эмитент погасит облигацию, а страховщик получит деньги и у него гарантированно будут средства для осуществления страховой выплаты. В инструменты, не гарантирующие определенной суммы выплаты в конце, вкладываться соблазнительно, но рискованно»,— объясняет вице-президент ВСС по страхованию жизни Глеб Яковлев.
По словам операционного директора «Совкомбанк Страхование жизни» Владислава Синцова, помимо долговых инструментов фондового рынка, страховщики могут использовать процентный своп. При этом есть целый ряд ограничений по тому, куда могут вкладывать страховщики, а также ограничения по структурному соотношению активов, акцентирует Глеб Яковлев. Эти требования устанавливает регулятор и строго следит за их соблюдением.
С учетом продолжительных сроков, на которые клиент доверяет свои средства страховщикам, приоритет компаний при инвестировании — сохранность капитала, добавляет директор по страховым продуктам и развитию клиентского опыта «Росгосстрах Жизнь» Гульнара Орлова. Эта приоритизация в том числе настраивается Банком России.
«Так, запрещаются вложения в инструменты с неприемлемо низким кредитным рейтингом. Кроме того, ЦБ устанавливает повышенные требования к капиталу страховой компании в зависимости от рейтинга инвестиций (они не возникают только по безрисковому активу — ОФЗ Минфина РФ). Принятый кредитный риск уравновешивается бОльшими требованиями к капиталу страховой компании, что позволяет сохранять долгосрочную надежность страховой компании на высоком уровне»,— уточняет эксперт.
Россияне стали осознаннее?
Можно сказать, что люди стали внимательнее относиться к сбережениям и грамотнее распоряжаться своими финансами, уверен господин Яковлев. А совместный опрос «Росгосстрах Жизнь» с НАФИ показал, что доля россиян, обладающих финансовой подушкой, за последние четыре года выросла с 20% до 27%.
По мнению генерального директора ООО «Капитал Лайф Страхование жизни» Евгения Гуревича, НСЖ эффективно удовлетворяет потребность граждан в надежных долгосрочных инвестициях. По итогам года продукт преодолеет значимую цифру 0,5 трлн руб. по сборам, ожидает эксперт. «Это говорит об изменении предпочтений граждан при управлении личными и семейными финансами, переориентации на накопление и преумножение сбережений. Все больше людей в нашей стране для формирования капитала и страховой защиты выбирает накопительное страхование жизни, и бОльшая часть таких договоров — около 80% — с регулярными взносами. Это свидетельствует о том, что клиенты с нами надолго и доверяют нам самое ценное — жизнь, благополучие близких и свое будущее»,— говорит он.
Кому нужно НСЖ?
Портрет покупателя НСЖ, согласно описанию Евгения Гуревича, выглядит так: средний возраст составляет 45 лет, хотя пик востребованности накопительных программ приходится на аудиторию 36–45 лет — это 30% от всех договоров НСЖ. Договоры, в которых застрахованным является ребенок, заключают более молодые клиенты — со средним возрастом 40 лет. Оформляют накопительные договоры преимущественно женщины: их доля составляет 73%. «Согласно нашей статистике, больше всего клиентов по НСЖ (40%) копят на образование и поддержку детей. 24% клиентов формируют накопления про запас как финансовую подушку безопасности, 23% страхователей планируют получить денежные средства после достижения пенсионного возраста, еще 12% копят на лечение и оздоровительные мероприятия»,— делится эксперт.
По наблюдениям Владислава Синцова, клиенты пока чаще обращают внимание на краткосрочные программы. Наиболее востребованным среди долгосрочных продуктов является НСЖ сроком пять-семь лет, а договоры с более длительным горизонтом (более десяти лет) занимают низкую долю и, как правило, заключаются до какого-либо события или с определенной целью, например обучение детей.
«При этом мы видим, что клиенты, которые приняли решение в пользу краткосрочного НСЖ, впоследствии принимают решение оформить долгосрочные продукты, часто определяя в качестве дополнительного стимулирующего преимущества возможность получить налоговый вычет по продуктам от пяти лет»,— добавляет он.
По словам эксперта, чаще всего долгосрочные продукты страхования жизни продаются через агентскую сеть, когда агент сопровождает клиента длительное время, хорошо знает его финансовое положение и в качестве дополнения к текущему портфелю может предложить долгосрочный накопительный продукт.
Похожий портрет покупателя и в «АльфаСтрахование-Жизнь»: основная группа клиентов в возрасте от 40 до 60 лет нацелена на диверсификацию консервативных инструментов. Они предпочитают пятилетние программы, чтобы сохранять средства, копить, получать доход, использовать льготы.
Станет ли ПДС конкурентом для НСЖ?
В начале 2024 года в России заработала программа долгосрочных сбережений (ПДС). При желании россияне могут перевести в ПДС свои накопления из системы обязательного пенсионного страхования. Особенность программы — в государственном софинансировании. Его размер составляет до 36 тыс. руб. ежегодно в течение трех лет после уплаты первого взноса. Кроме того, средства страхуются государством — на сумму 2,8 млн руб.
Предполагается, что страховые компании могли бы объединить свои усилия с НПФ, которые сейчас являются операторами программы. По данным СМИ, Минфин хотел бы допустить страховщиков к участию в ПДС, но с 2026 года. Пока что вопрос находится на стадии обсуждения. При этом, как сообщал “Ъ”, в июле объем привлеченных в ПДС средств близился к 40 млрд руб., в то время как президент РФ Владимир Путин поручил довести эту сумму к концу года до 250 млрд руб.
Использование потенциала страховой отрасли в рамках программы долгосрочных сбережений действительно стало бы логичным шагом, уверен господин Гуревич. «Страховщики жизни обладают огромным опытом создания клиентоцентричных страховых и накопительных программ, а также развитыми по всей стране агентскими и офисными сетями. Участие страховщиков жизни в ПДС будет способствовать продвижению и популяризации программы у граждан, расширит вариативность продуктового предложения и в итоге простимулирует приток длинных денег в экономику страны»,— поясняет он.
Впрочем, пока страховые программы не выдерживают конкуренции с пенсионными. Как отмечает господин Синцов, клиенты все же чаще предпочитают последние — им кажутся более привлекательными условия в части налогообложения, софинансирования государством и т. п.
Так или иначе, помимо конкуренции со стороны ПДС, есть еще один нюанс: с 1 октября 2024 года должен вступить в силу закон, предусматривающий тестирование для покупателей НСЖ и ИСЖ. При этом страховщики отмечают, что общий уровень финансовой грамотности потребителей растет, причем в разных возрастных группах. Как отмечает Владислав Синцов, поэтому многие клиенты интересуются новыми для них способами накопления и инвестирования: они готовы рассмотреть и оформить уже не только исключительно понятный вклад, но и другие финансовые инструменты, например НСЖ.
«Очевидно, что вместе с осознанностью растет и финансовая грамотность клиентов, поэтому тестирование при покупке не должно стать ограничивающим фактором, но, в свою очередь, поможет клиентам принять правильное решение и предотвратить миссейл»,— соглашаются в пресс-службе «АльфаСтрахование-Жизнь».
Рита Ройзен
Коммерсантъ. Приложение "Страхование"
17.09.2024