Письмо в Администрацию Президента РФ с замечаниями к законопроекту о форексе, 13 мая 2013, №175/1
Заместителю начальника
Экспертного управления
Президента Российской Федерации
Ф.Г. Габуния
Уважаемый Филипп Георгиевич!
Рассмотрев проект федерального закона № 249583-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части правового регулирования дилерской деятельности на внебиржевом рынке Форекс), сообщаем, что законопроект содержит ряд концептуальных недостатков:
1. Законопроект предусматривает самостоятельный вид профессиональной деятельности на финансовом рынке - "дилерская деятельность на внебиржевом рынке Форекс", под которой понимается совершение операций с внебиржевыми расчетными производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является котировка валютной пары. Разделение понятия дилерской деятельности, как операций, совершаемых на финансовых рынках за собственный счет с публичным объявлением цен, на отдельные виды профессиональной деятельности в зависимости от предмета данных операций (ценные бумаги, производные финансовые инструменты или отдельные производные финансовые инструменты), по нашему мнению, является необоснованным. Наиболее целесообразным является внесение изменений в определение понятия "дилерская деятельность" за счет включения в него операций с производными финансовыми инструментами, которые с учетом определения понятия "производный финансовый инструмент" включают в себя контракты, базовым активом которых являются котировки валютной пары.
2. Законопроект не устанавливает правила осуществления деятельности форекс-дилеров и их отношений с клиентами, которые, по нашему мнению, должны быть определены на уровне закона аналогично тому, как это сделано для брокерской деятельности. К числу указанных правил относятся:
а) общие правила предоставления клиентам "кредитного плеча" (leverage) и обеспечения исполнения клиентами своих обязательств (требование о достаточности гарантийного обеспечения);
б) требование об обособленном хранении активов клиентов;
в) правила, направленные на снижение конфликта интересов, и требование уведомлять клиентов о конфликте интересов.
Также представляется целесообразным определить на уровне закона общие правила происхождения котировок, принимаемых к расчету обязательств по сделкам на разницу.
3. Положения законопроекта о саморегулируемой организации форекс-дилеров представляются недостаточно проработанными и не соответствуют общим подходам регулирования деятельности саморегулируемых организаций на финансовых рынках.
В настоящее время действующее законодательство не ограничивает возможность существования нескольких саморегулируемых организаций в рамках одной индустрии на финансовом рынке. Более того, возможность существования нескольких саморегулируемых организаций в одной индустрии прямо предусмотрена в законопроекте "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков". Полагаем, что для всех сегментов финансового рынка следует использовать единый подход.
Помимо вышеизложенных замечаний представляется целесообразным дополнить законопроект изменениями в статью 1062 Гражданского кодекса РФ, предоставляющими судебную защиту требованиям физических лиц, связанным с заключением внебиржевых договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
Предлагаем использовать рекомендации, изложенные в разработанной НАУФОР Концепции регулирования розничного рынка FOREX (прилагается).
Приложение: Концепция регулирования розничного рынка FOREX в России - в 1 экз. на 41 листе.
13.05.2013
Замечания к законопроекту о Форекс.tif (161,3 Кб)