3 июня 2010 года
Материалы2010 год
3 июня 2010 года в Москве состоялось ежегодное общее собрание членов НАУФОР (Совет НАУФОР), которое утвердило Основные направления деятельности НАУФОР на 2010-2011 годы и избрало Совет директоров.
Материалы отчетного доклада председателя Правления НАУФОР Алекся Тимофеева:
Уважаемые коллеги!
Решением Совета НАУФОР от 21 мая 2009 года были утверждены Основные направления деятельности саморегулируемой организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка» (НАУФОР) в 2009 -2010 годах. Были определены 5 основных направлений, обеспечивающих развитие НАУФОР как саморегулируемой организации. Вот эти направления:
- Совершенствование нормативных актов о рынке ценных бумаг
- Разработка стандартов и методических рекомендаций НАУФОР
- Совершенствование контрольных функций НАУФОР
- Профессиональная подготовка специалистов финансового рынка
- Проведение публичных и информационных мероприятий.
Совершенствование правового регулирования российского рынка ценных бумаг
В начале 2009 г. еще не закончилась острая фаза кризиса и дискуссии по поводу регулятивных решений, принятых в связи с этим в конце 2008 г. еще продолжались. Основной темой дискуссий, после того как в феврале 2009 г. ФСФР установила правила приостановления биржевых торгов, оставался запрет ФСФР на короткие продажи. В начале апреля, по инициативе НАУФОР, ММВБ и РТС был принят приказ ФСФР, которым был уточнен порядок совершения маржинальных и необеспеченных сделок. В частности, брокерам было запрещено совершать маржинальную и (или) необеспеченную сделку продажи ценных бумаг по цене на 3% (а не 5%, как ранее) ниже рассчитанной организатором торговли цены закрытия по данной бумаге за предыдущий рабочий день. Эти изменения вступили в силу 14 июня 2009 г. Однако запрет на совершение необеспеченных сделок, установленный ФСФР России во время кризиса, был отменен только 15 июня 2009 года.
Одной из важнейших тем нормотворчества в 2009 г. и одним из главных успехов прошлого года были поправки в Налоговый кодекс и закон «О рынке ценных бумаг». НАУФОР принимала активное участие в работе над этими поправками во взаимодействии со специалистами РТС. Благодаря работе, которая стала хорошим примером взаимодействия индустрии и регулятора удалось добиться нескольких важных изменений, которые мы предлагали задолго до этого, в Идеальной модели фондового рынка, - порядок налогообложения, установленный для срочных сделок, базисным активом которых являются ценные бумаги был распространен на операции с иными финансовым инструментам срочных сделок, было предусмотрено сальдирование доходов и расходов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок и по сделкам с соответствующим базисным активом, налогоплательщикам предоставлено право перенести полученные в текущем налоговом периоде убытки по операциям с обращающимися на организованном рынке ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок на следующие налоговые периоды (в течение 10 лет) для уменьшения соответствующей налогооблагаемой базы. Были установлены особенности налогообложения доходов физических лиц по операциям РЕПО, вступающие в силу с 1 января 2011 года. (Ранее заключаемые физическими лицами договоры РЕПО по рассматривались как две независимые сделки купли-продажи ценных бумаг. В соответствии с изменениями налоговая база по указанным операциям будет определяться как доходы в виде процентов по займам, составляющим разницу между ценой ценных бумаг по первой и по второй части РЕПО) - было предусмотрено сальдирование доходов в виде полученных процентов по одним операциям РЕПО с расходами в виде уплаченных процентов по другим операциям РЕПО.
Очень важными изменениями, которые были сделаны теми же поправками, были изменения в закон «О рынке ценных бумаг» вводящие понятия «финансового инструмента», «производного финансового инструмента», «договора РЕПО» - эти финансовым инструментам теперь посвящены отдельные статьи. Важно, что и в отношении ПФИ и в отношении РЕПО предусмотрена возможность заключения генерального соглашения, которым могут быть предусмотрены основания и порядок прекращения обязательств по всем договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, заключенным между сторонами на условиях, установленных указанными генеральным соглашением. Это создает возможность для дальнейшего совершенствования нормативного регулирования этого рынка - введения ликвидационного неттинга. Поправки предусмотрели, что примерные условия генерального соглашения могут быть разработаны СРО.
Летом 2009 г. по инициативе ФСФР России НАУФОР разработала и передала в ФСФР проект поправок в законодательство, необходимых для регулирования деятельности инвестиционных консультантов. Впоследствии, работа над этими поправками велась в рамках законопроекта о предоставлении услуг неквалифицированным инвесторам. Одновременно с этим, шла работа над очень близким к нему законопроектом -так называемым законопроектом о пруденциальном надзоре. Этим же законопроектом предусматривается создание компенсационного фонда, совершенствование пруденциального надзора и усиление роли СРО. Вопрос о введении нового вида деятельности - инвестиционного консультирования по прежнему остается дискуссионным.
В течение всего 2009 года НАУФОР активно участвовала сначала в обсуждении, а затем в переработке принятого в первом чтении проекта закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Напомню, в начале 2009 года в закон «О рынке ценных бумаг», в КоАП и УК были внесены изменения, посвященные манипулированию ценами на рынке ценных бумаг. НАУФОР активно участвовала в разработке этих поправок, однако далеко не все, что было сделано было сделано хорош, поэтому по общему признанию многие из новых положений потребовали изменений. Кроме того, по инициативе ФСФР, решения требовал и вопрос об инсайдерской торговле. Позиция НАУФОР по этому законопроекту, как и до этого - по законопроекту о внесении изменений в закон «О рынке ценных бумаг», посвященному манипулированию, была заявлена весьма активно и впоследствии специалистам НАУФОР удалось стать одним из ключевых участников подготовки этого законопроекта ко второму чтению.
Эта работа заняла значительную часть 2009 г. и продолжается до сих пор в рамках рабочей группы, созданной в государственной Думе. По ряду положений мы видим согласие с позицией НАУФОР. Во-первых, я надеюсь, нам удалось добиться большей, чем в действующем законе, юридической определенности по составам манипулирования, в результате их стало 7 вместо нынешних 9. Во-вторых, эти составы стали материальными, то есть ответственности подлежат только действия, которые действительно привели к негативным последствиям. При чем, такие негативные последствия должны быть не любыми как сейчас, а существенными, и здесь нам то же удалось договориться, что существенность, пусть и на основании рекомендаций ФСФР, но будет определяться биржами. В-третьих, мы исключили возможность невиновной уголовной ответственности за манипулирование, а также дали возможность избежать гражданской и административной ответственности брокерам за действия их клиентов и сотрудников, если будет доказано, что они сделали все возможное для того, что бы предотвратить правонарушение. В-четвертых, снизится уголовная ответственность за манипулирование, в результате признания соответствующего преступления не тяжким, а средней тяжести. Тот же подход будет использован и для инсайдерской информации. Наконец, в части использования инсайдерской информации нам удалось договориться о 3-х летнем с момента опубликования закона моратории на вступление в силу уголовной ответственности для того, что бы в течение этого срока, на наш взгляд не достаточно продолжительного, мог быть накоплен опыт привлечения к административной ответственности, а, возможно, принято решение, о его дальнейшем продлении.
Другими законопроектами, над которыми велась работа с участием НАУФОР, хотя и с меньшим, были законопроекты о клиринге и об организаторах торговли. Я полагаю нам удалось согласовать удовлетворительную концепцию клирингового брокера. Существенную роль НАУФОР играла в разработке концепции централизованной системы учета ценных бумаг. В рамках работы над законопроектом о центральном депозитарии НАУФОР были организованы консультации специалистов ФСФР, Минифина и Минэкономики с международными экспертами и центральными депозитариями, обсуждение темы с российскими расчетными депозитариями, что на наш взгляд оказало влияние на формирование концепции, которая обсуждается в настоящее время. В настоящее время специалисты НАУФОР принимают непосредственное участие в подготовке изменений в закон О центральном депозитарии и в закон «О рынке ценных бумаг».
Наиболее острой дискуссией 2009 г., в которой принимала участие НАУФОР, я считаю дискуссию о требованиях к капиталу профессиональных участников рынка ценных бумаг. Не могу сказать, что результаты этой дискуссию меня удовлетворяют.
Напомню, в июле 2009 г. приказом ФСФР были приняты нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Эти нормативы, вступающие в силу через месяц, многократно превышают действующие, не были должным образом обоснованы. НАУФОР выразила резко отрицательную позицию по поводу этого решении и провела ряд обсуждений этой темы. В результате НАУФОР представила основанные на российском и международном опыте предложения по дифференциации требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг в зависимости от операций, которые они осуществляют. К сожалению до настоящего времени, предложения НАУФОР приняты не были.
Следует заметить, что незадолго до принятия приказа о повышении требований к капиталу, ФСФР приняла решение об изменении правил его расчета, которое тоже существенно, во многих случаях безосновательно, усложнило положение профучастников. Все это время, мы вели с ФСФР обсуждение о корректировке новых правил расчета капитала и добились некоторых, а в ближайшее время, мы надеемся, добьемся несколько больших изменений.
Стоит заметить, что мы продолжали участие в дискуссии о создании в России международного финансового центра. Помимо комментариев, которые мы делали по запросам государственных органов, мы представляли дополнительные предложения по этому поводу, считая своей задачей не только дать необходимый перечень мер, в целом приемлемо сформированный в правительственных программах, но и предложить свое видение приоритетов и сроков.
Разработка и внедрение общих стандартов деятельности участников рынка ценных бумаг и методических рекомендаций НАУФОР
Одним из наиболее важных направлений деятельности, важных, поскольку это является задачей развития НАУФОР как саморегулируемой организации в 2009 году оставалась разработка свода стандартов НАУФОР. В июле 2009 года Правовым комитетом НАУФОР были утверждены Стандарты по предупреждению манипулирования на рынке ценных бумаг, что было тесно связано с принятием соответствующих изменений в законодательство.
В июне 2009 года НАУФОР, АРБ и НВА выпустили Генеральное соглашение о срочных сделках на внебиржевых финансовых рынках. Стандартная документация представляет собой российский аналог стандартных документов, опубликованных Международной Ассоциацией Свопов и Деривативов (ISDA). Документация стала большим шагом вперед в формировании российского внебиржевого срочного рынка. Принятие Документации положительно повлияло и на изменение законодательства, о котором я уже упоминал.
Цель разработки документации - облегчение для участников финансовых рынков процесса переговоров по заключению соглашений, регулирующих их отношения по заключаемым на внебиржевом рынке срочным сделкам с различными видами базового актива. Для меня разработка Стандартной документации - это еще и прецедент эффективного взаимодействия между разными ассоциациями для решения общих задач. Здесь стоит заметить, что подобный процесс идет и в части регулирования рынка РЕПО. НАУФОР в 2009 г. присоединилась к усилиям НФА.
Еще одним, еще более важным событием, стало заключение в конце 2009 года соглашения о взаимодействии между НАУФОР, НФА, ММВБ и РТС.
Данное соглашение определяет несколько направлений взаимодействия:
- Координация стандартизации деятельности членов обеих СРО;
- Определение общих принципов управления рисками;
- Взаимодействие при анализе отчетности и проведении контроля за своими членами.
Я полагаю, что это соглашение позволит начать движение в решении вопросов саморегулирования рынка в сфере интересов участников данного соглашения. Механизм координации, который мы благодаря этому соглашению создаем, позволит решить вопросы по развитию и СРО и бирж по обеспечению единообразных правил работы, контролю за финансовой устойчивостью, по оптимизации потоков отчетности и ее анализа.
Совершенствование контрольных функций НАУФОР
Соглашение между НАУФОР, НФА ММВБ и РТС предусматривает разработку общих принципов управления рисками при осуществлении торгов на фондовых биржах и на внебиржевом рынке. Стороны Соглашения, в том числе НАУФОР, также будут взаимодействовать по вопросам сбора и анализа отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В 2009 году НАУФОР начала анализ регламентов оказания брокерских услуг крупнейших российских розничных брокеров и подготовила соответствующие рекомендации. В 2010 году эта работа продолжается.
В течение 2009 года НАУФОР провела в Москве и регионах 66 собственных проверок, а всего, вместе а вместе с проверками ФСФР, в которых участвовали специалисты НАУФОР, - 127. В начале 2010 г. мы уточнили регламенты проведения проверок, разработав механизм проверок филиалов своих членов, чего ранее не делалось. Первые такие проверки были проведены недавно.
Консалтинговый центр НАУФОР выполняет функции удостоверяющего центра для профессиональных участников и иных организаций, которые намерены использовать возможность элетронного документооборота. В настоящее время консалтинговый уентр НАУФОР является крупнейшей по количеству отчетов, сдаваемых в ФСФР, удостоверяющим центром. Число организаций, как являющихся так и не являющихся членами НАУФОР, сдающих отчетность через Консалтинговый центр НАУФОР составляло на конец 2009 г. - 292 (организации - не члены - 41). В течение 2009 г. к этой системе подключились 42 организации, из них 15 - организации, членами НАУФОР не являющиеся.
В течение конца прошлого и в начале этого года ФСФР внедряла новый механизм предоставления отчетности с ЭЦП. Мы активно участвовали в доработке новой системы, которая прямо сказать, далеко не сразу стала работать удовлетворительно. Здесь стоит сказать, что удостоверяющий центр НАУФОР - единственная организация, которая может подтверждать отправление отчетности в ФСФР в случае спора об этом. В ряде технических сбоев принимающих серверов ФСФР и сейчас мы так и делаем - доказывая, что отчетность была направлена в ФСФР в срок и таким образом освобождая своих клиентов от административной ответственности в случае, если отчетность не была доставлена по техническим причинам.
В 2009 году началась разработка системы автоматической обработки отчетности, на основании которой совершенствуются надзорные процедуры НАУФОР. В настоящее время можно утверждать, что первый этап разработки этой системы завершен и уже применяется по тем показателям, в отношении которых устанавливаются требования. Остальные показатели будут вырабатываться в рамках соглашения с биржами и НФА и в ходе реализации концепции пруденциального надзора ФСФР.
В 2007 году ФСФР предусмотрела возможность предварительного рассмотрения документов на лицензирование саморегулируемыми организациями. В том случае, если СРО после рассмотрения документов дают ФСФР ходатайство, она рассматривала такие документы в течение 15 дней. В течение 2009 г. НАУФОР рассмотрела 98 комплектов документов как на выдачу (67) так и на продление срока лицензии. По итогам рассмотрения заявлений было выдано 63 ходатайства СРО, на основании было выдано 63 лицензии. К сожалению в настоящее время эта возможность исключена и НАУФОР прекратила выдачу ходатайств.
Стоит упомянуть о том, что в 2009 г. активно работал Третейский суд НАУФОР, в состав которого входит 23 судьи. В 2009 году было рассмотрено 15 дел. Из них по 10 делам заявителями выступали физические лица-клиенты компаний-членов НАУФОР. В 2010 году рассмотрено еще 6 дел и 1 дело сейчас находятся в производстве третейского суда.
Профессиональная подготовка специалистов финансового рынка
С 2006 года НАУФОР является организацией, уполномоченной на проведение квалификационных экзаменов. С лета 2007 года НАУФОР проводит экзамены в Москве и во всех городах, где располагаются ее филиалы.
Всего в 2009 году было проведено 687 экзаменов, в которых приняли участие 2181 соискатель, 1427 из них экзамены сдали успешно. За все же годы, с 2006, НАУФОР провела 2753 экзамена для специалистов финансового рынка, в которых приняли участие 19 741 соискатель.
Обычно сдаче экзамена предшествует подготовка. В 2009 году НАУФОР через свою дочернюю компанию - Консалтинговый центр провела 72 семинара по подготовке к сдаче квалификационных экзаменов, а также по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В семинарах приняли участие около 1100 слушателей.
Проведение публичных и информационных мероприятий
С 2007 года мы начали новый проект - он-лайн семинары. В 2009 и в этом году было проведено 5 таких семинаров:
1) Борьба с недобросовестными практиками и ужесточение ответственности за манипулирование на рынке ценных бумаг.
2) Новые правила расчета собственных средств профучастников.
3) Онлайн-семинар, посвященный вступлению в силу приказа ФСФМ России о требованиях к подготовке и обучению сотрудников организаций, осуществляющих операции с финансовыми средствами, в целях противодействия легализации.
4) Новая методика расчета собственных средств 14 августа 2009 года.
5) Ответственность за административные правонарушения на рынке ценных бумаг в связи с последними изменениями в КоАП.
6) Новый порядок сдачи отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
7) Практические вопросы внутреннего контроля в целях противодействия легализации и новые рекомендации ФСФР России.
Комментарии участников семинаров, вопросы и ответы доступны членам НАУФОР в правовой базе, которую поддерживает НАУФОР. Кроме того, в этой правовой базе содержатся законы и нормативные правовые акты по вопросам осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также разъяснения и комментарии НАУФОР и органов государственной власти, полученных НАУФОР по ее запросам.
В октябре 2009 года в Екатеринбурге состоялась вторая Уральская конференция НАУФОР "Российский фондовый рынок 2009". В центре внимания конференции была ситуация, которая сложилась на отечественном фондовом рынке вследствие мирового финансового кризиса, актуальные проблемы, стоящие перед профессиональным сообществом, обсуждение эффективности мер и приоритетных направлений по выходу рынка из кризиса и становления его в качестве одного из мировых финансовых центров. Важным вопросом, который обсуждался на этой конференции был вопрос об ужесточении требований к капиталу профессиональных участников рынка ценных бумаг, для обсуждения которого собралось большое количество представителей региональных компаний, и результаты обсуждения которого были отражены в обращении, сделанном в ФСФР. Конференция в Екатеринбурге была второй и в дальнейшем мы намерены продолжать проведение в Екатеринбурге таких конференций, концентрируясь на вопросах развития региональных компаний.
Недавно, уже в Москве 12 мая 2010 года состоялась ежегодная конференция НАУФОР «Российский фондовый рынок» В этот раз она носила название: «Новые стимулы для развития». Среди ключевых выступающих этой конференции был Генеральный секретарь IOSCO Грэг Танзер. С 2007 года мы выпускаем Обзор «Российский фондовый рынок. События и факты», который готовится совместно с Бизнес-школой «Сколково».
«Элита фондового рынка» - сегодня я приглашаю Вас остаться на очередную церемонию этого конкурса - это один из успешных публичных продуктов НАУФОР, заслуживший уважение и признание нашей индустрии.
Уважаемые коллеги, сегодня НАУФОР остается крупнейшей на российском фондовом рынке СРО. Сейчас 341 компания является членом НАУФОР (к сожалению, количество компаний уменьшилось - на начало 2009 г. их было 415 - примерно 50% компаний, выходящих из НАУФОР по собственной инициативе, мотивирует свой выход изменением рыночных условий и ужесточением требований к деятельности). НАУФОР образуют как банковские так и небанковские финансовые организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг, национальные компании и компании, являющиеся дочерними компаниями крупнейших зарубежных финансовых организаций, примерно 25% состава НАУФОР образуют региональные компании.
НАУФОР располагает 14 филиалами, работающими в крупнейших городах России, обеспечивающие ее связь с региональными компаниями, возможность осуществлять надзор за их деятельностью и с этого года - за филиалами столичных компаний-членов НАУФОР. В НАУФОР работает 68 человек. К настоящему моменту в НАУФОР действует 7 комитетов, специализирующиеся на разных вопросах деятельности членов НАУФОР, их членами является 80 представителей компаний-членов НАУФОР.
В 2010-2011 годах мы намерены продолжать деятельность в тех же направлениях, что и в прошлом. Представленные Вам направления деятельности НАУФОР были рассмотрены советом директоров и вместе со сходством с прежними направлениями отражают ожидаемую специфику предстоящего периода - проекты нормативных актов, в подготовке которых мы намерены принимать участие, вопросы институционального развития НАУФОР. Вам предстоит высказаться по этому поводу и надеюсь поддержать предложенные советом директоров направления деятельности.
Хочу поблагодарить всех, кто принимал в 2009 году деятельное участие в работе НАУФОР, помогал ее развитию. Здесь я хотел бы прежде всего поблагодарить членов комитетов НАУФОР. Как Председатель Правления хотел бы поблагодарить членов Совета директоров, чью поддержку я ощущал и особенно Председателя Совета директоров - Ячника Олега Евгеньевича.