С.7. Управление рисками профессиональной деятельности на финансовом рынке (отменен с 27 июня 2018 года)
Стандарт «Управление рисками профессиональной деятельности на финансовом рынке» отменяется с 27 июня 2018 года, так как с 28 июня вступает в силу Указание Банка России от 21.08.2017 № 4501-У, которое его дублирует.
С.7.1 Стандарт (1) Член НАУФОР создает эффективную систему управления рисками в целях: (а) ограничения рисков члена НАУФОР и обеспечения устойчивого развития для достижения стратегических целей; (б) заблаговременного выявления уязвимостей и угроз в деятельности члена НАУФОР; (в) оперативного реагирования на внешние и внутренние изменения; (г) предотвращения последствий возможных неблагоприятных событий. (2) В случае совмещения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности система управления рисками должна учитывать влияние всех осуществляемых членом НАУФОР видов деятельности. (3) Стандарт С.7.1 распространяется на членов НАУФОР, осуществляющих брокерскую, дилерскую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами. (4) Стандарт С.7.1 распространяется на членов НАУФОР, являющихся кредитными организациями, в части, не урегулированной нормативными актами Банка России.
С.7.2 Стандарт (1) Член НАУФОР определяет основные принципы управления рисками во внутреннем документе (далее - Основные принципы управления рисками). (2) Основные принципы управления рисками члена НАУФОР содержат: (а) цели и задачи управления рисками члена НАУФОР с учетом стратегии его развития; (б) основные подходы к методологии оценки рисков и формированию внутренней отчетности по управлению рисками; (в) полномочия совета директоров (наблюдательного совета), исполнительных органов, отдельных работников члена НАУФОР в сфере управления рисками; (г) квалификационные требования к руководителю подразделения риск-менеджмента (риск-мененджеру); (д) порядок определения приемлемых и оправданных уровней рисков и величины риск-аппетита по отдельным видам риска и по организации в целом; (е) принципы поддержания достаточного уровня собственных средств члена НАУФОР, формирования финансовых ресурсов и резервов, предназначенных для управления рисками, в том числе страхование рисков, участие в страховых, гарантийных и компенсационных фондах; (ж) основные подходы к выявлению, оценке, контролю рисков и реагированию на риски профессиональной деятельности, а также к ликвидации негативных последствий реализации рисков; (з) порядок действий в непредвиденных (кризисных, нештатных) ситуациях; (и) принципы документирования решений, мероприятий, событий и действий, связанных с рисками; (к) порядок и сроки представления и рассмотрения внутренней отчетности по управлению рисками, а также порядок обмена информацией по вопросам управления рисками и доведения до работников члена НАУФОР внутренних документов, связанных с управлением рисками; (л) принципы и порядок раскрытия информации об управлении рисками члена НАУФОР.
С.7.3 Стандарт (1) К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) члена НАУФОР, а при его отсутствии - общего собрания участников (акционеров) члена НАУФОР следует относить следующие вопросы управления рисками: (а) утверждение Основных принципов управления рисками члена НАУФОР, иных внутренних документов, регулирующих вопросы управления рисками; (б) иные вопросы, по усмотрению члена НАУФОР. (2) К компетенции исполнительных органов члена НАУФОР следует относить следующие вопросы управления рисками: (а) разработка Основных принципов управления рисками члена НАУФОР и иных внутренних документов, регулирующих управление рисками; (б) распределение полномочий в сфере управления рисками между подразделениями, отдельными работниками, осуществляющими управленческие функции, установление порядка взаимодействия, обмена данными и представления внутренней отчетности по управлению рисками; (в) утверждение правил и методов оценки рисков и формирования внутренней отчетности по управлению рисками; (г) обеспечение необходимыми ресурсами работников члена НАУФОР для осуществления ими управления рисками; (д) установление допустимых уровней (лимитов) по всем выявленным рискам члена НАУФОР на основании предложений работника или специального подразделения члена НАУФОР, отвечающего за управление рисками; (е) организация разработки правил, процедур, технологий проведения операций и функционирования систем (технических, информационных, обеспечивающих и др.) в целях управления рисками; (ж) организация обучения работников члена НАУФОР методам управления рисками; (з) организация внутренних расследований случаев реализации рисков; (и) информирование совета директоров (наблюдательного совета), общего собрания участников (акционеров) члена НАУФОР о соответствии деятельности члена НАУФОР Основным принципам управления рисками.
С.7.4 Стандарт (1) Член НАУФОР назначает должностное лицо (риск-менеджер) и (или) создает подразделение по управлению рисками (подразделение риск-менеджмента), ответственное за организацию управления рисками. (2) При наличии у члена НАУФОР филиалов, осуществляющих операции на рынке ценных бумаг, в штат работников каждого филиала может быть включен риск-менеджер филиала, или функции риск-менеджера филиала может исполнять риск-менеджер головной организации. (3) При наличии у члена НАУФОР дочерних компаний, осуществляющих операции на рынке ценных бумаг, в штат работников каждой дочерней компании может быть включен риск-менеджер дочерней компании, или функции риск-менеджера дочерней компании может исполнять риск-менеджер головной организации. (4) При вхождении члена НАУФОР в группу компаний, осуществляющую операции на рынке ценных бумаг, функции риск-менеджера члена НАУФОР может исполнять риск-менеджер головной организации группы или риск-менеджер одной из компаний группы.
С.7.5 Стандарт (1) К компетенции риск-менеджера (подразделения риск-менеджмента) относятся следующие вопросы: (а) разработка и внедрение методик выявления, оценки и контроля уровня рисков, направленных на выполнение требований Основных принципов управления рисками члена НАУФОР; (б) разработка и внедрение мер и процедур реагирования и минимизации рисков и организация устранения последствий реализации рисков; (в) анализ и прогнозирование состояния системы управления рисками, выявление критических (наиболее опасных) бизнес-процессов и источников рисков, участие в оценке достаточности капитала, финансовых ресурсов и резервов, предназначенных для управления рисками; (г) выявление и изучение возможных угроз возникновения рисков и уязвимостей в профессиональной деятельности члена НАУФОР, планирование предупредительных мероприятий; (д) оперативный анализ рисков сделок, финансовых инструментов, контрагентов, клиентов, эмитентов, подготовка рекомендаций по минимизации рисков, предварительное согласование сделок в пределах компетенции; (е) координация взаимодействия подразделений и работников члена НАУФОР по вопросам управления рисками в пределах компетенции; (ж) участие в расследовании случаев реализации рисков; (з) разработка программ обучения работников члена НАУФОР методам и инструментам управления рисками; (и) подготовка и представление внутренней отчетности по управлению рисками в члене НАУФОР в пределах компетенции.
С.7.6 Стандарт Риск-менеджер или руководитель подразделения риск-менеджмента должен обладать соответствующей его должности квалификацией и деловой репутацией.
С.7.7 Стандарт Члену НАУФОР следует на регулярной основе заниматься обучением, повышением квалификации руководителя подразделения риск-менеджмента (риск-менеджера) и сотрудников этого подразделения.С.7.8 Стандарт (1) Член НАУФОР создает эффективную систему внутренней отчетности (экстренной и периодической) по управлению рисками. (2) Объем отчетности должен быть соизмерим с уровнем рисков и масштабом деятельности члена НАУФОР.
С.7.9 Стандарт (1) Экстренная отчетность составляется в случае реализации риска, повлекшего значимые убытки и/или при возникновении существенных риск-событий (нереализованных рисков). (2) Член НАУФОР устанавливает во внутренних документах требования по размеру убытков в виде процентного отношения к собственному капиталу и/или в виде величины убытка в денежном выражении и определяет перечень существенных риск-событий, при возникновении которых составляется экстренная отчетность. (3) Срок представления экстренной отчетности не должен превышать трех рабочих дней с даты обнаружения факта реализации риска. (4) В зависимости от сложившейся ситуации экстренная отчетность может составляться и представляться по частям. В этом случае первая часть представляется в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты обнаружения факта реализации риска.
С.7.10 Стандарт (1) Периодическая отчетность составляется: (а) ежеквартально; (б) ежегодно. (2) Ежеквартальная отчетность составляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетность по итогам четвертого квартала включается в состав ежегодной отчетности. (3) Ежегодная отчетность составляется в срок не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
С.7.11 Стандарт (1) Экстренная внутренняя отчетность по управлению рисками представляется исполнительным органам члена НАУФОР и, при необходимости, Совету директоров члена НАУФОР. (2) Ежеквартальная и ежегодная внутренняя отчетность по управлению рисками представляется исполнительным органам члена НАУФОР и Совету директоров члена НАУФОР. (3) Экстренная, ежеквартальная и ежегодная внутренняя отчетность по управлению рисками составляется и представляется в электронном виде, если иное не установлено внутренними документами члена НАУФОР, и хранится не менее пяти лет.
С.7.12 Стандарт Управление рисками профессиональной деятельности члена НАУФОР включает следующие элементы: (а) выявление (идентификацию) рисков; (б) оценка рисков; (в) контроль (мониторинг) уровня рисков; (г) реагирование на риски и рекомендации по их минимизации.
С.7.13 Стандарт (1) Член НАУФОР при управлении операционным риском классифицирует направления профессиональной деятельности на финансовом рынке: (а) брокерская деятельность; (б) дилерская деятельность; (в) деятельность по управлению ценными бумагами; (г) депозитарная деятельность. (2) Член НАУФОР с учетом особенностей своей деятельности может дополнять классификацию бизнес-линий, а также вводить внутри бизнес-линий, дополнительные бизнес-линии.
С.7.14 Стандарт (1) Член НАУФОР при управлении операционным риском классифицирует источники и типы операционного риска в соответствии с Приложением П.1. (2) Член НАУФОР с учетом особенностей своей деятельности может дополнять и изменять классификации источников и типов операционного риска.
С.7.15 Стандарт Член НАУФОР оценивает операционный риск в отношении отдельных бизнес-процессов и в отношении своей деятельности в целом. С.7.16 Стандарт Член НАУФОР, руководствуясь Основными принципами управления рисками, по результатам оценки самостоятельно определяет значимость каждого выявленного риска, формирует порядок и периодичность осуществления контроля риска и подходы к реагированию на риск.С.7.17 Стандарт Член НАУФОР принимает меры по поддержанию непрерывности своей деятельности и ее восстановлению в случае возникновения непредвиденных (кризисных) ситуаций.
С.7.18 Стандарт (1) Управление кредитным риском осуществляется членом НАУФОР в отношении обязательств, которые по отношению к члену НАУФОР имеют его контрагенты, клиенты и эмитенты ценных бумаг. (2) СтандартС.7.18 не применяется к осуществлению депозитарной деятельности, а также к осуществлению брокерской деятельности, связанной с совершением маржинальных сделок или сделок или операций, влекущих возникновение и увеличение непокрытой или временно непокрытой позиции (непокрытых сделок).
С.7.19 Стандарт (1) Член НАУФОР классифицирует контрагентов, клиентов и эмитентов по вероятности наступления кредитного события. (2) Член НАУФОР проводит оценку кредитного риска в отношении отдельных операций, контрагентов, клиентов и эмитентов, а также в отношении деятельности в целом. (3) Оценка кредитных рисков осуществляется членом НАУФОР с периодичностью, установленной внутренними документами члена НАУФОР, но не реже одного раза в год (кроме ситуаций, когда единственным видом операций с контрагентом является «поставка против платежа», в этом случае член НАУФОР самостоятельно определяет периодичность оценки).
С.7.20 Стандарт (1) Член НАУФОР с целью ограничения кредитного риска устанавливает систему лимитов по видам операций и контрагентам, клиентам и эмитентам, являющимся источником кредитного риска. (2) Член НАУФОР устанавливает меры и процедуры контроля за кредитным качеством активов, предоставленных в качестве обеспечения исполнения обязательств контрагентами, клиентами и эмитентами.
С.7.21 Стандарт (1) В целях обеспечения учета, хранения и анализа данных о случаях реализации кредитного риска член НАУФОР ведет внутреннюю базу данных. (2) Во внутреннюю базу данных о случаях реализации кредитного риска включаются сведения о рисках, повлекших убытки в размере, превышающем установленную членом НАУФОР с учетом специфики его деятельности величину.
С.7.22 Стандарт (1) В случае инвестирования собственных средств в иностранную валюту и (или) финансовые инструменты (далее - финансовые вложения) член НАУФОР создает эффективную систему управления рыночным риском. (2) Стандарт С.7.22 не пременяется в случаях, когда стоимость финансовых вложений, за исключением вложений в капитал дочерних и зависимых компаний, члена НАУФОР не превышает 50 процентов собственных средств члена НАУФОР. (3) Стандарт С.7.22 начинает применяться с квартала, следующего за двумя последовательно идущими кварталами, по итогам которых стоимость финансовых вложений, за исключением вложений в капитал дочерних и зависимых компаний, члена НАУФОР превышает 50 процентов собственных средств члена НАУФОР.
С.7.23 Стандарт C целью обнаружения возможностей проявления рыночного риска член НАУФОР производит оценку чистой позиции и расчет открытых позиций отдельно по долговому и долевому субпортфелям, а также торговому портфелю в целом с периодичностью, установленной внутренними документами.
С.7.24 Стандарт (1) С целью ограничения рыночных рисков член НАУФОР устанавливает систему лимитов отдельно по коротким и длинным позициям по всем видам финансовых инструментов, входящих в состав финансовых вложений, субпортфелям и финансовым вложениям в целом. (2) Периодичность контроля и при необходимости пересмотра лимитов определяется во внутренних документах члена НАУФОР.
С.7.25 Стандарт (1) Член НАУФОР создает эффективную систему управления риском потери ликвидности. (2) Стандарт С.7.25 не распространяется на депозитарную деятельность членов НАУФОР.С.7.26 Стандарт (1) Член НАУФОР с целью ограничения риска потери ликвидности, исходя из масштабов и специфики своей деятельности, устанавливает систему лимитов по каждому показателю дефицита (избытка) краткосрочной и текущей ликвидности. (2) Контроль лимитов по каждому показателю дефицита (избытка) краткосрочной и текущей ликвидности осуществляется членом НАУФОР с периодичностью, предусмотренной внутренними документами.
С.7.27 Стандарт Член НАУФОР разрабатывает систему мер по восстановлению ликвидности в случае возникновения непредвиденных (кризисных) ситуаций.
09.08.2017