Новости >>  Все новости >> 

Коммерсантъ >> С инвестициями по жизни. Что требует ЦБ при продаже полисов ИСЖ

С 1 апреля на рынке страхования жизни начнут действовать новые правила продажи полисов. Теперь страховые компании и банки-агенты будут обязаны раскрывать все существенные условия договора и предупреждать об основных рисках этих финансовых продуктов. Участники рынка ожидают уменьшения числа нарушений, величина которого будет зависеть от мер ЦБ по контролю за их исполнением.

Лидеры роста

Второй год подряд российский рынок страхования жизни демонстрирует высокие темпы роста финансовых услуг. По оценке Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Ассоциации страховщиков жизни, по итогам 2018 года общий объем страховых премий страховщиков жизни вырос по почти на треть и достиг 478 млрд руб. При этом почти весь рост основан на продажах одного продукта — инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Взносы в этом сегменте выросли на 35% до 291,6 млрд руб. Из-за увеличения базы текущие темпы роста оказались ниже, чем в предыдущие два года. Так, в 2016 году объем ИСЖ увеличился почти в четыре раза, в 2017 — в 1,6 раза.

Даже с учетом снизившихся темпов роста страхование жизни в абсолютном выражении продолжает удерживать лидирующие позиции не только в страховой отрасли, но и среди прочих финансовых инструментов. По оценкам “Ъ”, за минувший год инвесторы вложили в индивидуальные инвестиционные счета около 110 млрд руб., розничные паевые фонды привлекли за тот же период 86 млрд руб. Больший объем средств частные инвесторы вложили только в депозиты. По данным ЦБ, вклады населения в банках России за год выросли на 2,5 трлн руб.— до 28,5 трлн руб.

Борьба с мисселингом

Столь высокие темпы привлечений связаны с активными продажами полисов ИСЖ банками-агентов, которые в погоне за прибылью не всегда в полной мере информируют клиентов об особенностях продукта. Зачастую менеджеры банков намеренно вводят в заблуждение относительно основных особенностей рассматриваемого страхового продукта и, как следствие, происходят массовые продажи потребителям услуг, не соответствующих их потребностям. В результате в прошлом году продажи ИСЖ через банковский канал оказались в лидерах мисселинга. По данным ЦБ, из 52,5 тыс. жалоб потребителей на навязывание услуг больше половины связаны с фактами мисселинга при продаже полисов ИСЖ.

В целях противодействия недобросовестной продаже страховых продуктов ВСС совместно с банковские ассоциации разработали стандарты. На минувшей неделе указания опубликовал ЦБ. С 1 апреля при продаже полисов страхования жизни страховые компании и их агенты будут обязаны предупреждать клиентов об основных рисках предлагаемого страхового продукта и существенных условиях договора. В частности, продавцы будут обязаны информировать клиентов о порядке расчета инвестиционного дохода, об отсутствии гарантий его получения, о порядке возврата денежных средств при расторжении договора страхования, а также о том, что инвестиции по договору страхования не входят в систему гарантирования Агентства по страхованию вкладов. «Указание ЦБ предполагает концентрированное изложение наиболее чувствительной информации в небольшом документе, с особыми способами визуализации, который обязательно подписывается клиентом»,— отмечает директор по правовым вопросам СК «Росгосстрах Жизнь» Александр Козинов.

По мнению управляющего директора по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янина, самым значимым для частных инвесторов станет требование об обязательном информировании о том, что продукт не является банковским депозитом и что его продает в принципе не банк, а страховая компания. Также, по его словам, большую роль сыграет требование сообщать об отсутствии гарантии получения инвестиционного дохода. «Раньше основная причина мисселинга была в том, что продукт продавался как более доходный аналог депозита тем самым вводя клиента в заблуждение»,— отмечает господин Янин. Поскольку полис ИСЖ заключаются в среднем на 5 лет, инвестор должен четко понимать, какую услугу он покупает, как будет рассчитываться его доход, какой доход гарантирован, а какой зависит от результата инвестирования. «Не менее важно понимать, на какую сумму клиент может рассчитывать в случае досрочного расторжения договора (подпункт 9 пункта 1 указаний ЦБ). Как правило, вернуть полную сумму взноса при досрочном расторжении, особенно в первые годы полиса, нельзя»,— отмечает Александр Козинов.

Кроме того, ЦБ обязывает раскрывать информацию о том, какая часть вложенных клиентом средств будет инвестироваться, а какая пойдет на покрытие расходов страховой организации и выплату комиссии посреднику. «По страховому законодательству возможность раскрытия информации об агентском вознаграждении и так существовала уже давно. По просьбе заинтересованного лица, то есть клиента, страховщик обязан раскрыть размер вознаграждения агента, брокера. Другой вопрос, что большинство клиентов не спрашивали о нем»,— отмечает господин Козинов.

Бдительность сохранить придется

Участники рынка ожидают, что по итогам внедрения новых стандартов продаж произойдет снижение мисселинга, но насколько оно будет значимым, покажет только время. «Не секрет, что в России не очень развита культура получения финансовых услуг. Многие люди предпочитают покупать, основываясь на том, что «сказал этот приятный молодой человек», а не на содержании документов. За один день проблему не решить, но отрасль явно движется в правильном направлении»,— отмечает господин Козинов. Важную роль в достижении цели будет иметь контроль ЦБ за исполнением указаний. «Принятые меры окажутся достаточно эффективными в плане борьбы с мисселингом, но только при условии, что будет организован реальный и эффективный контроль за их выполнением»,— отмечает управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янин.

«Все компании-партнеры уже уведомили банк о том, что они в курсе изменений с 1 апреля и в ближайшее время инициируют процесс по приведению документов в соответствие с требованиями ЦБ»,— заявили в Промсвязьбанке. «Мы активно взаимодействуем по этому вопросу со своими партнерами, включая “Росгосстрах Жизнь”, и дорабатываем внутренние системы и процессы, чтобы к понедельнику выполнить необходимые требования ЦБ в полном объеме»,— отмечает начальник управления развития страховых продуктов банка «Открытие» Мария Саенко. В Альфа-банке сказали, что всегда соблюдают все стандарты обслуживания клиентов. Впрочем, новые требования неизбежно усложнят работу страховых и банков агентов. «Это лишний документооборот и бумажная волокита, которая не всегда нравится клиентам»,— отмечает собеседник в крупном банке.

Василий Грядкин
Коммерсантъ

Дата публ./изм.
01.04.2019