Новости >>
20 ноября 2002 года Комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам принято решение рекомендовать Государственной Думе на очередном заседании принять федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в ФЗ “О рынке ценных бумаг” и о внесении дополнения в ФЗ “О некоммерческих организациях” с учетом предложений Президента РФ.
20 ноября 2002 года Комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам принято решение рекомендовать Государственной Думе на очередном заседании принять федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и о внесении дополнения в Федеральный закон “О некоммерческих организациях” с учетом предложений Президента Российской Федерации.
Проект претерпел существенные изменения:
1. Исключено понятие “финансовых инструментов”, к которым наряду с эмиссионными ценными бумагами, инвестиционными паями и иными ценными бумагами относились также производные финансовые инструменты.
2. Под деятельностью финансового консультанта теперь понимается исключительно оказание эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.
Для осуществления этой деятельности достаточно иметь брокерскую или дилерскую лицензию и соответствовать установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг требованиям к размеру собственного капитала и квалификационным требованиям к сотрудникам.
Сохранилось требование о том, что в случае публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг проспект ценных бумаг должен быть подписан финансовым консультантом, и появилось исключение из этого правила, касающееся приватизации.
Положения об обязательности подписания проспекта ценных бумаг финансовым консультантом вступают в силу по истечении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (а не шести, как ранее).
Вместе с тем исключили положения, предусматривающие сокращенные сроки регистрации проспекта ценных бумаг, подписанного финансовым консультантом и соответствующего выпуска эмиссионных ценных бумаг.
3. Пересмотрены также положения, касающиеся функций федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Например, из проекта исключены функции
по установлению особенностей бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности профессиональных участников;
по составлению перечня ценных бумаг, принимаемых брокером в качестве обеспечения обязательств клиента по предоставленным брокером займам;
по установлению требований к ценным бумагам, подлежащим обязательному допуску к листингу на организаторах торговли, и составлению перечня ценных бумаг, подлежащих обязательному допуску к торгам на организаторах торговли;
по составлению списка стран, ценные бумаги эмитентов которых допускаются к размещению и публичному обращению в Российской Федерации (в новой редакции ценные бумаги иностранных эмитентов допускаются при наличии международного договора или соглашения между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента);
Наряду с этим появилась обязанностью федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливать требования к профучастникам, направленные на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании финансовым консультантом услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг.
4. Проект дополнили перечнем условий, при соблюдении которых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг выдается разрешение на размещение или обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации.
Установлено, что исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соблюдение эмитентом этих требований, определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
5. Дополнили положением о том, что запрет на публичное обращение ценных бумаг до регистрации проспекта ценных бумаг не распространяется на ценные бумаги, обращающиеся на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на момент вступления в силу настоящего Федерального закона.
6. Положения, касающиеся срока исковой давности по искам о возмещении ущерба вследствие содержащейся в проспекте ценных бумаг недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение инвестора информации, претерпели изменения. Однако изъятие из правила, установленного ГК РФ, о начале течения срока исковой давности сохранено – со дня начала размещения, а в случае, если государственная регистрация выпуска не сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, – со дня начала публичного обращения эмиссионных ценных бумаг.
7. Согласно новой редакции регистрирующие органы, осуществляющие государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг, определяются федеральным законом (а не федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг).
8. В случае принятия законопроекта останется противоречие между Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” и Указом Президента № 620 от 03.04.2000г. по вопросу о количестве членов Федеральной комиссии (в Законе - пять, в Указе – одиннадцать).
Смотри текст законопроекта с учетом замечаний Президента Российской Федерации с выделенными по тексту изменениями.
Дата публ./изм.
25.11.2002
25.11.2002