Новости >>  Информация о ходе и результатах экспертизы проектов федеральных законов, нормати... >> 

Письмо НАУФОР в Минфин России об изменениях налогообложения части операций на финрынке

Статс-секретарю -
заместителю Министра финансов
Российской Федерации
Сазанову А.В.

Заместителю Министра
финансов Российской Федерации
Моисееву А.В.


Уважаемый Алексей Валерьевич!
Уважаемый Алексей Владимирович!

Национальная ассоциация участников фондового рынка представляет интересы участников рынка ценных бумаг - брокеров, дилеров, инвестиционных советников, управляющих компаний инвестиционных фондов. Обобщив предложения различных групп финансовых организаций, направленные на стимулирование развития финансового рынка в Российской Федерации, повышение привлекательности инвестиций на внутреннем рынке, а также уточнение ряда норм, просим рассмотреть возможность внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) следующих изменений:

1) Ввести для физических лиц возможность в целях определения налоговой базы сальдирования доходов и убытков по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и по всем производным финансовым инструментам (далее - ПФИ), обращающимся на организованном рынке. Сейчас возможность такого сальдирования предусмотрена только для ПФИ, базовым активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы, что затрудняет для физических лиц возможность хеджирования своих операций с помощью ПФИ, базовым активом которых выступают курсы валют, величины процентных ставок и иные финансовые показатели;

2) Ввести для физических лиц возможность в целях определения налоговой базы сальдировать убытки по необращающимся ценным бумагам и необращающимся ПФИ, а также переноса убытков по необращающимся ценным бумагам и необращающимся ПФИ на будущие периоды. Сейчас такая возможность НК РФ не предусмотрена, что затрудняет для физических лиц возможность хеджирования своих операций с внебиржевыми активами;

3) Предоставить ежегодный налоговый вычет по операциям с корпоративными и государственными облигациями в отношении процентных доходов в пределах суммы, рассчитанной исходя из 1 млн. руб., умноженной на ключевую ставку Банка России, в целях выравнивания условий для инвестиций на долговом рынке с условиями по вкладам. При этом целесообразно предусмотреть заявительный характер со стороны физического лица (путем подачи налоговой декларации и подтверждающих документов в ФНС России);

4) Предусмотреть, что изменение ставок налога и порядка налогообложения в отношении доходов по корпоративным и государственным облигациям, предусмотренного Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», относится только к облигациям, эмитированным после 01.01.2021 г. Такой подход правомерен и не приводит к ретроспективному применению норм в отношении инструментов, выпущенных по старым правилам и уменьшению ожидаемой по ним доходности;

5) Распространить отмену налогообложения валютной переоценки, предусмотренную НК РФ для государственных еврооблигаций, на номинированные в иностранной валюте облигации российских корпоративных эмитентов, для развития отечественного корпоративного долгового рынка;

6) Распространить освобождение от НДС, предусмотренное НК РФ для услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, на услуги инвестиционных советников;

7) Распространить освобождение от НДС, предусмотренное НК РФ для услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, на услуги брокеров по исполнению поручений на совершение гражданско-правовых сделок с товарами, допущенными к организованным торгам (в том числе с драгоценными металлами), и иностранной валютой;

8) Унифицировать порядок налогообложения доходов, номинированных в иностранной валюте, для облигаций, выпущенных по иностранному праву и по российскому праву. Текущая редакция пп.7 п.2 ст.310 НК РФ предусматривает освобождение по уплате налога на доход, выплачиваемый по облигациям российских эмитентов, только для случаев, когда выпуск облигаций был осуществлен по иностранному праву;

9) Исключить возникновение материальной выгоды для физических лиц в случаях, когда инвестиционные паи приобретаются не при выдаче управляющей компанией, а на вторичном рынке, в том числе на организованных торгах. В любом случае физическое лицо в дальнейшем при продаже либо при погашении инвестиционных паев уплатит НДФЛ с разницы между ценой продажи (суммой, полученной при погашении) и затратами на приобретение инвестиционных паев. В настоящее время при приобретении пая по цене ниже расчетной стоимости, по которой происходит выдача инвестиционных паев, у приобретателя возникает материальная выгода в размере разницы между ценой приобретения и расчетной стоимостью пая на текущий момент, предполагающая налгообложение;

10) Предоставить управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда право принять к вычету суммы НДС, уплаченные организацией при передаче имущества в оплату инвестиционных паев при формировании и при выдаче дополнительных инвестиционных паев после завершения формирования такого фонда, по аналогии с договором купли-продажи. Оплата имуществом инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда при его формировании и при выдаче дополнительных инвестиционных паев не является реализацией, поскольку это имущество включается состав закрытого паевого инвестиционного фонда, а в силу п.2 ст.11 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности, и, таким образом, остается в собственности оплатившей паи организации;

11) Передать функции налогового агента в отношении выплаты дохода при погашении инвестиционных паев брокеру, непосредственно обслуживающему инвестора, в случае, если заявка на погашение инвестиционных паев подается через посредника (номинального держателя), обслуживающего брокера. В настоящее время налоговым агентом оказывается посредник (номинальный держатель), обслуживающий брокера;

12) Внести изменения в ст. 214.1 НК РФ о признании абз. 2 п. 13 утратившим силу с 1 января 2021 года, что позволит брокерам и управляющим выполнять функцию налогового агента для инвесторов, не являющихся налоговыми резидентами, в отношении купонных выплат по государственным ценным бумагам.

Мы выражаем готовность принять участие в обсуждении предложенных изменений и просим организовать встречу с нашими специалистами.



С уважением,

Президент
А.В. Тимофеев

Открыть письмо в pdf

Дата публ./изм.
09.09.2020