Письмо НАУФОР в Банк России с предложениями мер по развитию дистанционных каналов продаж
Руководителю
Службы по защите прав потребителей
и обеспечению доступности финансовых услуг
Банка России
М.В. Мамуте
Уважаемый Михаил Валерьевич!
В ответ на Ваше обращение от 28.08.2020 № 59-8/73482 о предложениях по формированию плана мероприятий на период IV кв. 2020 и 2021 года по направлению повышения финансовой доступности на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях в рамках реализации (продления действия) Стратегии повышения финансовой доступности в Российской Федерации, одобренной Советом директоров Банка России 26.03.2018, сообщаем следующее. По нашему мнению наилучшим способом реализации задачи повышения доступности финансовых услуг является развитие дистанционных каналов их предоставления. В связи с этим, предлагаем внести в план следующие мероприятия.
1. Включение профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - финансовые организации) при разработке нормативной базы по внедрению цифрового профиля гражданина в перечень организаций, имеющих право доступа ко всем необходимым сведениям о гражданине, содержащимся в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и иных информационных системах, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, том числе по инициативе или с согласия гражданина, для упрощения доступа граждан к дистанционному получению финансовых услуг.
2. Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих возможность кредитных и иных финансовых организаций поручать проведение идентификации и (или) учитывать результаты идентификации клиентов, осуществляемой финансовыми организациями в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
В настоящее время финансовые организации могут поручать проведение идентификации кредитным организациям, однако сами кредитные организации и иные финансовые организации лишены возможности поручать или учитывать результаты идентификации, осуществляемой финансовыми организациями, и вынуждены осуществлять ее повторно. Учитывая, что проведение идентификации клиентов осуществляется всеми участниками финансового рынка по единым правилам и все участники финансового рынка несут одинаковую ответственность за их несоблюдение, по нашему мнению, расширение возможности осуществления кросс-идентификации клиентов в целях противодействия легализации будет иметь положительный эффект для развития дистанционных форм получения гражданами финансовых услуг.
3. Внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предоставляющих возможность обмена информацией, необходимой для целей идентификации клиентов, между финансовыми организациями, входящими в одну группу или холдинг (по основаниям юридической связанности или в рамках специального соглашения), аналогично банковским группам/холдингам. В настоящее время Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» разрешает обмен полученными информацией и документами, необходимыми для целей проведения идентификации клиентов, между участниками банковского холдинга или банковской группы. В то же время участники небанковских финансовых групп/холдингов лишены такой возможности. По нашему мнению, распространение возможности обмена информацией для целей идентификации между финансовыми организациями, являющимися участниками небанковских групп/холдингов позволит развивать продажи через небанковские каналы обслуживания.
С уважением,
Президент
А.В. Тимофеев
10.09.2020