Новости >>  Все новости >> 

Frank Media >> «Ингосстрах-Инвестиции» отказываются от широкой розницы

«Ингосстрах-Инвестиции» решили отказаться от развития широкого розничного направления, сконцентрировавшись на крупных клиентах, которым станут предлагать услуги по управлению активами, брокерские услуги и услуги по инвестиционному консультированию, рассказали Frank Media (FM) два человека, знакомых с положением дел в компании. По словам одного из собеседников, в конце 2022 года была принята соответствующая новая стратегия, согласно которой компания планирует развиваться как инвестиционный сервис для состоятельных людей.

«От розничного направления было принято решение отказаться ввиду больших объемов вложений в автоматизацию и более длительного периода окупаемости инвестиций», — отмечает собеседник Frank Media. Компания хочет привлекать состоятельных клиентов, подтверждает другой. «Самый близкий аналог на российском рынке, наверное, — это компания «Атон»», — говорит он. Собеседник связывает увольнения нескольких аналитиков из компании в последние месяцы именно со сменой стратегии. «На данный момент на высвободившиеся места уже пришли новые люди», — не согласен второй источник. «Ингосстрах-Инвестиции» не ответили на запрос издания.

«Ингосстрах-Инвестиции» является частью международной группы «Инго», включающей 15 компаний, в том числе компанию «Ингосстрах», одну из крупнейших страховых компаний (СК) России. Первоначально инвестиционное направление было представлено управляющей компанией (УК), которая традиционно концентрировалась на институциональных инвесторах: на конец 2020 года 64,7% активов под ее управлением составляли резервы и собственные средства СК, еще 22,3% и 2,5% приходились на пенсионные накопления и резервы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) соответственно. Лишь только 4,7% были средства физлиц (через розничные инвестфонды и индивидуальное доверительное управление), свидетельствуют данные «Эксперт РА».

Ставку на розницу УК «Ингосстрах-Инвестиции» решила сделать в начале 2021 года на фоне активного выхода частных инвесторов на фондовый рынок, писал тогда «Коммерсант». «Планы очень амбициозные — привлечь 100 млрд рублей за три года, используя сеть СК, у которой сейчас около 7 млн клиентов», — рассказывал источник издания. Компанию возглавил выходец из «Открытие Брокера» Владимир Крекотень. К концу 2021 года на розницу приходилось уже 6,2% от активов под управлением, в инвестиционном направлении появилась своя брокерская компания (БК).

Однако за прошлый год ситуация на фондовом рынке поменялась. Несмотря на рост количества розничных инвесторов на брокерском обслуживании (их число, по данным ЦБ, за 2022 год вросло на 36%, приблизившись к 23 млн человек) увеличилась и доля неактивных (по расчетам FM, основанным на данных ЦБ, на 6,7 п.п., до 89,9%), пустых счетов (на 2,4 п.п., до 65,7%) или счетов с низкими суммами до 10 тысяч рублей (на 1,7 п.п., до 21,3%). В частности, в аналитическом «Обзоре ключевых показателей профучастников рынка ценных бумаг» за прошлый год ЦБ обращал внимание на снижения интереса россиян к фондовому рынку в целом.

Действительно, по словам одного из топ-менеджеров конкурирующей инвесткомпании, пожелавшего остаться неизвестным, изменение обстановки могло сказаться на планах «Ингосстрах-Инвестиций», но он связывает отказ от развития массовой розницы с возможным решением акционера отказаться от дорогостоящих инвестиций в проект. «Цифровизация, развитие канала продаж, маркетинг – все это требует значительных вложений, а в нынешних условиях неопределенности, во-первых, неизвестно когда они отобьются, а во-вторых, сейчас такие средства можно направить в более быстрые и доходные проекты», — отмечает собеседник FM.

«Смена стратегии с массовой розницы на более премиальный сегмент, как правило, связано с погоней за маржинальностью и в том числе с меньшими расходами на разворачивание широких продаж», — полагает гендиректор «Эксперт Бизнес-решения» Павел Митрофанов. Впрочем, по его словам, помимо сокращения издержек, в таких случаях могут быть и какие-либо операционные изменения в компании.

Илья Усов, Инна Алдошина
Frank Media

Дата публ./изм.
16.03.2023