НАУФОР опубликовала обзор контрольной практики требований предоставления информации о финансовых инструментах и услугах
НАУФОР подготовила обзор нарушений требований базовых и внутренних стандартов при предоставлении клиентам информации о финансовых инструментах и финансовых услугах, которые могут стать причиной введения инвесторов в заблуждение.
Обзор подготовлен по результатам контрольных мероприятий, проводимых НАУФОР в отношении соблюдения требований, закрепленных в стандартах. Ранее НАУФОР сделала аналогичный обзор в отношении нарушений при инвестиционном профилировании клиентов доверительными управляющими и инвестиционными советниками.
В обзоре НАУФОР приводятся нарушения стандартов, в результате которых инвесторы ошибочно воспринимают предоставляемую им информацию о финансовом инструменте как индивидуальную инвестиционную рекомендацию, считая, что предоставившее ее лицо руководствуется их интересами, и анализируются причины такого заблуждения.
Также рассматриваются случаи, когда клиенты введены в заблуждение относительно предмета заключаемого с ним договора или характеристик предлагаемого ему финансового инструмента, в результате чего инвестор может принять его за другой договор или за другой финансовый инструмент.
Среди нарушений приводятся случаи, когда сотрудники финансовой организации побуждают инвестора подписать заявление об ознакомлении с информацией, предоставление которой является обязательным, без такого изучения, мотивируя это «большим объемом» и «стандартными сведениями».
Нарушением, которое НАУФОР рассматривает как навязывание инструментов, являются случаи, когда финансовая организация необоснованно отказывает клиенту в приобретении по отдельности финансовых услуг, которые могут быть приобретены по отдельности. На практике часто встречается навязывание банковского обслуживания в дополнение к брокерскому обслуживанию.
В контрольной практике НАУФОР встречаются случаи, когда несмотря на уведомление клиента о необходимости компенсировать понесенные брокером расходы, их размер не может быть определен. Причиной этого является неполное раскрытие информации о лице, взимающим соответствующие комиссии с брокера, или на сайте этого юридического лица не раскрыта информация о стоимости его услуг или порядке определения такой стоимости. Например, договор о брокерском обслуживании предусматривает помимо выплаты брокеру вознаграждения также и компенсацию его расходов на оплату услуг вышестоящего брокера, или лица, осуществлявшего привлечение клиента на обслуживание.
Нарушения, которые приведены в обзоре, касаются требованиям базовых стандартов защиты прав и интересов инвесторов для брокеров, управляющих, депозитариев, управляющих компаний, инвестиционных советников, базовых стандартов совершения операций на рынке для брокеров, для управляющих, для депозитариев, для инвестиционных советников, внутренних стандартов НАУФОР «Требования к взаимодействию с физическим лицами при предложении финансовых инструментов, а также услуг по совершению необеспеченных сделок», «Информирование клиента о рисках», «Кодекс деловой этики», «Требования к предоставлению услуг инвестиционного консультирования посредством программ автоследования».
20.04.2023