О НАУФОР >>  Организационная структура >>  Общее собрание >>  Материалы  >>  8 апреля 2024 года - итоги >> 

Выступление Алексея Тимофеева

Уважаемые коллеги, дорогие друзья, рады вас приветствовать на общем собрании членов НАУФОР!

Мое выступление будет отчетом НАУФОР о сделанном в 2023-м, также я буду говорить и о I квартале 2024-го, и о наших перспективных планах. Разорвать это очень трудно, вот почему это будет, как обычно, одним общим выступлением.

Очень коротко о НАУФОР. НАУФОР - это саморегулируемая организация для девяти видов деятельности на финансовом рынке - у НАУФОР восемь статусов саморегулируемой организации, и эти статусы предоставляют юрисдикцию в отношении девяти видов деятельности на финансовом рынке.

В НАУФОР 656 членов - это брокеры, дилеры, депозитарии, управляющие, инвестиционные советники, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании, специализированные депозитарии и регистраторы.

В НАУФОР пять советов - Совет по брокерской деятельности, Совет управляющих компаний, Совет по инвестиционному консультированию, Совет по регистраторской деятельности и Совет (недавно мы его создали) по цифровым активам, 12 комитетов.

Если роль советов заключается в том, чтобы как можно более детально обсуждать вопросы соответствующего вида деятельности в составе, аналогичном составу Совета директоров, но более многочисленном, то задача комитетов заключается в том, чтобы решать еще более конкретные вопросы и объединять для этих целей специалистов.

Мы не видим большой эффективности советов по некоторым из видов деятельности, там, где соответствующая индустрия хорошо представлена в Совете директоров, и будем думать о том, так ли они на самом деле нужны. Но есть советы, без которых мы обойтись не сможем, например, Совет для регистраторов. Регистраторы (это не очень большая индустрия) представлены в Совете директоров НАУФОР недостаточно полно, Совет регистраторов будет, таким образом, это компенсировать и решать задачи индустрии регистраторов более представительным для этой индустрии составом, обсуждая те вопросы повестки дня, которые будут затем выноситься на Совет директоров.

Недавно мы создали Совет по цифровым активам. Это новая индустрия, и создание этого совета нам кажется исключительно актуальным, также и потому, что хотя это и новая индустрия, но в нее входят многие из наших членов. Нам нужен совет, где эта новая индустрия была бы представлена лучше, для того чтобы обсудить на самом деле принципиальные для этой индустрии в настоящее время и для этого рынка вопросы.

НАУФОР осуществляет аккредитацию программ автоконсультирования и автоследования. В настоящее время НАУФОР аккредитовано 25 программ. НАУФОР имеет три представительства - в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге и в Казани. Штат НАУФОР составляют 73 сотрудника.

Основные задачи ассоциации - предусмотренные ее Уставом, отражающие две ипостаси НАУФОР: первую - лоббистскую, представлять интересы индустрии, обеспечивать наиболее эффективные условия ее деятельности; и вторую - это саморегулирование, то есть быть регулятором и контролером, и в этом качестве хранить мир между индустрией и ее клиентами, обеспечивать на основе этого возможность эффективного развития бизнеса.

НАУФОР является также центром независимой оценки квалификации, осуществляет обучение и аттестацию инвестиционных советников, обучение внутренних контролеров.

2023 год был годом консолидации саморегулирования на финансовом рынке, такая консолидация состоялась в отношении пяти видов деятельности, саморегулирование которых до того осуществлялось разными СРО. В настоящее время почти все виды деятельности на рынке ценных бумаг находятся в юрисдикции НАУФОР как саморегулируемой организации. Юрисдикцию только в отношении одного из видов деятельности мы делим с другой саморегулируемой организацией - это инвестиционное консультирование, мы его делим с АМИКС.

В прошлом году на основании соглашения между НАУФОР и НФА последняя отказалась от статуса саморегулируемой организации, а в части осуществления лоббистской деятельности - закрепила за собой несколько приоритетных направлений.

К приоритетным направлениям компетенции НФА были отнесены администрирование стандартной документации РЕПО и русской ISDA - стандартной документации внебиржевых деривативов, администрирование Российского определяющего комитета, расчет фиксингов и некоторых финансовых индикаторов, ведение реестра финансовых аналитиков и администрирование Кодекса этики финансовых аналитиков, а также некоторые другие вопросы. В этих областях мы помогаем НФА, отдавая ей приоритет, в остальных - взаимодействуем на равных.

В марте 2023 года, это было связано с тем, что еще в 2022 году, НФА осталась без статуса саморегулируемой организации инвестиционных советников, НАУФОР приняла аккредитацию на себя 10 программ автоконсультирования, которые до того были аккредитованы НФА. В мае 2023 года Центральный банк принял решение о прекращении статуса СРО НФА.

В июле 2023 года НАУФОР получила статус саморегулируемой организации для регистраторов, избрала Совет директоров, еще до того момента, как в НАУФОР вступили члены НФА, в котором члены НФА уже получили свое представительство, в этом же месяце завершился переход части команды НФА в НАУФОР.

В декабре 2023 года завершился процесс вступления в НАУФОР членов НФА. Мы приветствуем 209 членов НФА, мы рады тому, что вы присоединились к НАУФОР!

Январь 2024 года - мы создали Совет по регистраторской деятельности, о котором я уже упоминал.

Задачи НАУФОР в 2024-2025 году - это задачи уже не сохранения, как мы ставили перед собой в прошлом году, это уже задачи развития внутреннего инвестиционного спроса, индустрии и инфраструктуры. Это также, как обычно задача, защиты интересов получателей финансовых услуг. Я уже говорил о том, что мир между индустрией и ее клиентами является одной из миссий НАУФОР.

Нормотворчество

Я буду в основном говорить о втором полугодии 2023 года, потому что, когда мы собирались на Общем собрании в прошлом году в конце июля, я рассказывал о том, что было сделано к этому моменту - в первой половине 2023 года, и уже к этому моменту было сделано немало. Коротко, в первой половине 2023 года мы добились упрощения процедуры проведения общего собрания пайщиков закрытых паевых инвестиционных фондов, сокращения срока выдачи инвестиционных паев, упрощения системы налогообложения для специализированных инвестиционных советников, принятия закона, который улучшает условия функционирования фондов целевого капитала. Наконец, в первой половине 2023 года компромиссом, который устроил нас и индустрию страховщиков, завершилась дискуссия о долевом страховании жизни.

Во второй половине 2023 перед нами ставилась задача исключить повышение имущественного критерия для квалифицированных инвесторов. Хотя мы не преуспели в решении этой задачи, мы достигли нескольких важных, на наш взгляд, компромиссов с Центральным банком, которые, мы надеемся, будут отражены как на уровне закона, так и на уровне подзаконных нормативных актов, и которые дают дополнительные возможности для присвоения статуса квалифицированного инвестора.

Мы договорились с Центральным банком о том, что будет расширен круг имущественных критериев - в число имущественных критериев инвестора-гражданина попадут не только сбережения, но и его ежегодный доход. Конкретнее нам с Центральным банком предстоит договориться, но пока речь идет о том, что основанием для признания инвестора квалифицированным станет доказательство годового дохода в 6 млн рублей.

Мы договариваемся об упрощении механизма «последнего слова». Сегодня, если неквалифицированный инвестор провалил брокерское тестирование, он имеет право сделать сделку на 100 тыс. Но этот механизм не работает, поскольку требует проведения тестирования перед каждым поручением на сделку, требующую тестирования. Центральный банк обещает увеличить сумму «последнего слова» до 300 тыс. и сделать механизм использования «последнего слова» более работоспособным. Наконец, мы обсуждаем срок введения новых имущественных требований.

Следующая тема - это расширение круга простых структурных продуктов, которые могут предлагаться неквалифицированным инвесторам. Это часть общего соглашения по поводу новых требований к квалифицированным инвесторам. Мы ждем, что в законопроекте, о котором я только что говорил, ко второму чтению, будут предусмотрены также поправки в 192-ФЗ, расширяющие перечень таких финансовых инструментов. Они будут по-прежнему предусматривать полную защиту капитала, но тем не менее дадут более широкие возможности по определению структурного дохода.

Кросс-идентификация. Эта тема, а именно - разрешить брокерам и управляющим поручать осуществление идентификации друг другу, а не только кредитным организациям, по которой продолжается дискуссия с Росфинмониторингом. Мы эту тему рано или поздно доведем до решения. К нашему сожалению, пока нам этого сделать не удалось.

Возможность передачи ряда функций управляющей компании спецдепозитарию - тоже одна из «долгоиграющих» тем в периметре интересов НАУФОР. Но вероятность решения этой задачи до конца 2024 года высока - законопроект уже готовится ко второму чтению.

Большой законопроект, касающейся закрытых паевых инвестиционных фондов, внесен в Думу по инициативе НАУФОР, с широким согласием всех участвующих в этой дискуссии. Он предусматривает сразу много изменений, в том числе увеличение сроков договора доверительного управления фондов, введение возможности переквалификации фондов, разделения паев на классы и т.д., и должен сделать функционирование этих ведущих в настоящее время институтов коллективного инвестирования более эффективным.

Во второй половине 2023 года закончилась успехом наша дискуссия по поводу отмены минимальной суммы инвестиций в закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости. Напомню: сначала, в 2022 году, мы добились снижения минимальной суммы взносов в закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости с 300 тыс. до 100 тыс., и вот, во второй половине 2023 года, вместе с Центральным банком пришли к выводу, что и в этом нет необходимости.

Важное во второй половине 2023 года решение - допуск профучастников - управляющих компаний ПИФ, регистраторов, спецдепозитариев - к инфраструктуре цифрового профиля. Это традиционно важная тема для НАУФОР. В свое время мы добились возможности использования финансовой индустрией ЕСИА и СМЭВ. Теперь, когда государство реализовало проект цифрового профиля с более широким набором данных, которые могли бы использоваться индустрией в процессе привлечения клиентов и работы с ними, нашей задачей было добиться подключения индустрии к этому важному государственному проекту, и мы это сделали.

Также в числе мер, входящих в пакет договоренностей, связанных с повышением требований к квалифицированным инвесторам, входит задача по снижению уровня кредитного рейтинга облигаций, которые могут быть доступны неквалифицированным инвесторам без проведения тестирования. Договоренность на этот счет есть, надеемся, что до конца года она будет реализована.

То же самое касается и снижения требований по доступу на организованный рынок в России иностранных ETF, по крайней мере для ETF дружественных стран. Договоренность о снижении таких требований, в первую очередь о снижении суммы стоимости чистых активов как условия доступа на внутренний рынок иностранных ETF, на этот счет есть.

Использование электронных документов для определения НДФЛ при переходе клиентов от одного брокера к другому. Работа, начатая сначала как реакция на массовый переход клиентов от подсанкционных брокеров к другим, механизм, который был создан, должен стать рутинным. Мы надеялись на более быстрое решение этой задачи, однако выяснилось, что поправок в Налоговый кодекс, которые мы первоначально делали, недостаточно, пришлось готовить поправки в закон «О рынке ценных бумаг», эти поправки уже приняты в первом чтении, а поправки в Налоговый кодекс также вот-вот будут внесены в Государственную думу. Мы надеемся, что те и другие поправки будут приняты до конца года и с начала следующего года появится возможность электронного документооборота между брокерами в случае перехода клиента от одного из них к другому. Это также наш общий с НРД проект по технологическому обеспечению такой возможности.

Налоговые инициативы

Введение ИИС-3. В нашей концепции ИИС-3 должен был дополнить семейство ИИС-1 и ИИС-2. В вопросе введения ИИС-3 мы преуспели, а вот в деле сохранения ИИС-1 и повышения привлекательности ИИС-2 - нет. Тут нужно отдавать себе отчет в том, что этот вопрос целиком и полностью зависит от государства: какого рода льготы оно способно и готово предоставить своим гражданам. И государство склонилось к более долгосрочному продукту -десятилетним ИИС-3.

Тем не менее в ходе дискуссии нам удалось добиться того, что в течение этого и следующих двух лет ИИС-3 могут открываться на пять лет. Кроме того, мы добились возможности конвертировать ИИС-1 и ИИС-2 в ИИС-3. Я думаю, ИИС-3 предоставляет хорошие возможности по сравнению с обычными брокерскими счетами. Так, даже если владельцы не будут пользоваться возможностями вычета «на входе» и «на выходе», этот счет, в отличие от обычных брокерских счетов, освобожден от ежегодного налогообложения, и, таким образом, не имея ограничений по сумме взноса, в отличие от ИИС-1, дает лучшие, чем обычный брокерский счет налоговые возможности.

Есть, конечно и недостатки, которые снижают привлекательность ИИС-3, и у нас есть несколько предложений, которые могут позволить сделать ИИС-3 более привлекательным. Разумеется, мы бы предпочли, чтобы ИИС-3 остался пятилетним не только в течение этих трех лет, но и впоследствии. Десятилетний срок - мы пока не видим инвесторов с таким инвестиционным горизонтом. Нам кажется, что десятилетний ИИС-3 подчинился общей концепции стимулирования сбережений, в том числе ПДС для НПФ. Общие сроки, которые устанавливались для пенсионных и страховых продуктов, для ДСЖ, заставили разработчиков предусмотреть и длинный срок ИИС-3. Возможно, нам удастся настоять на специфике ИИС по сравнению с этими финансовыми продуктами. Мы хотим добиться, и как будто бы встречаем на этот счет понимание со стороны Минфина, возможности уплаты доходов по ценным бумагам на ИИС-3 на другие счета. Это кажется логичным, потому что, если вы рассчитываете на долгосрочные инвестиции, вы должны давать людям возможность получать доходы от этих инвестиций и пользоваться ими для своих текущих нужд. Чем большие возможности такого рода вы им предоставите, тем более популярными эти счета будут.

Ну, и наконец, мы считаем, что если речь будет идти о десятилетних ИИС-3, нужно дать возможность людям периодически, например, раз в три года, временно, без потерь налоговых льгот, снимать до половины, например, средств с этих счетов.

Передача функций налогового агента брокеру от УК. Это важно для того, чтобы обеспечить каскадные выплаты доходов по паям паевых инвестиционных фондов, и дать возможность брокерам приобретать для своих клиентов не только биржевые паевые инвестиционные фонды, но и открытые паевые инвестиционные фонды. «Поженить», таким образом, две индустрии - брокерскую и индустрию коллективных инвестиций, подобно тому как нам удалось это сделать в отношении биржевых паевых инвестиционных фондов.

Дискуссии 2024-2025 годов

ЦФА. Задача, которая, на наш взгляд, будет стоять перед финансовым рынком здесь - устранение регуляторного арбитража между рынком традиционных финансовых инструментов и рынком цифровых финансовых активов. И я думаю, что для того чтобы сделать это как можно более правильно и в интересах развития всего финансового рынка, нужно говорить не только о распространении норм регулирования рынка традиционных финансовых инструментов на рынок цифровых финансовых активов, но также и о дерегулировании рынка традиционных финансовых инструментов. Нам нужно оценить те достоинства рынка цифровых финансовых активов, а также те недостатки регулирования рынка традиционных финансовых инструментов, которые заставили участников финансового рынка искать альтернативу традиционным финансовым инструментам. Мы уже имеем некоторое представление о том, что следовало бы сделать для того, чтобы в конечном итоге устранение регуляторного арбитража между рынком традиционных финансовых инструментов и рынком ЦФА прошло бы в интересах всего финансового рынка.

Дезинтермедиация. Эта дискуссия началась, поскольку Центральный банк заявил о подготовке соответствующего консультативного доклада. Насколько мы понимаем, суть заключается в прямом доступе конечных инвесторов к организованным торгам. Эта дискуссия, на наш взгляд, о том какими должны быть роли биржи и брокера, будет ли решение о дезинтермедиации на пользу или во вред российскому финансовому рынку. Я думаю, что эта дискуссия может быть расширена до дискуссии о регулировании интернализации, но в настоящее время она сфокусирована на дезинтермедиации, и в этом смысле, естественно, вызывает горячие возражения со стороны брокерского сообщества.

Дискуссия об открытых API. Речь идет об обязательности открытых API. И здесь нам предстоит обсуждать с Центральным банком круг участников, на которых обязательность открытых API будет распространяться. Сегодня мы слышим о том, что это будет пять крупнейших брокеров, и нас заверяют в том, что только в их кругу обмен информацией с использованием открытых API и будет осуществляться. Кроме того, нас интересует и мы уже обсуждаем с Центральным Банком круг информации, которая будет предоставляться - идет ли речь обо всем портфеле или о некоторых из финансовых инструментов. В любом случае реализация этого проекта тяжелая и займет, на наш взгляд, годы.

Вы уже слышали, вероятно, о внесении в Государственную думу законопроекта о страховании индивидуальных инвестиционных счетов. Законопроект в том виде, в каком он внесен в Государственную думу, предполагает добровольное участие в механизме страхования. Ключевым, на наш взгляд, будет вопрос о реорганизации Федерального общественно-государственного фонда защиты интересов акционеров и вкладчиков, на базе которого этот фонд предполагается создать, а значит, изменение регулирующего этот фонд Указа Президента. Законопроект в настоящее время предусматривает, что ключевой орган этого фонда будет формироваться на треть из представителей саморегулируемой организации, на треть из индустрии и на треть - из представителей инвесторов, возможно, в виде ассоциаций, представляющих интересы инвесторов.

Я думаю, что это очень компромиссный и мягкий вариант введения страхования ИИС, не вижу пока никаких причин для того, чтобы по этому поводу спорить. Он более или менее отражает ту дискуссию, в которой мы участвовали до того, и, как я уже сказал, ключевой может оказаться дискуссия не по поводу законопроекта, а по поводу внесения изменений в Указ Президента.

Наконец, из дискуссионных тем 2024-2025 годов будет тема распространения юрисдикции финансового омбудсмена на индустрию брокеров и управляющих. До сих пор юрисдикция финансового омбудсмена распространялась на страховщиков, на микрофинансовые организации, на НПФ, на кредитные организации, на ломбарды, но не на брокеров и УК, и мы не видели в этом большого смысла, и не видим большого смысла до сих пор. На наш взгляд, это ничего, кроме издержек на самих же инвесторов, не даст, если иметь в виду низкую степень конфликтности на финансовом рынке в отношении индустрии брокеров и управляющих. Пока мы справляемся теми силами, в том числе силами саморегулируемых организаций, с задачей по обеспечению комфорта на рынке ценных бумаг для мелких инвесторов.

НАУФОР как СРО

В 2023 году были внесены изменения в базовый стандарт деятельности инвестиционных советников. Было изменено определение понятия «индивидуальная инвестиционная рекомендация», став, на наш взгляд, лучше. Во всяком случае, оно, на наш взгляд, дает больше возможностей для использования дисклеймера как способа исключить заблуждение по поводу того, является ли предоставляемая информация индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

По предложению Центрального банка мы разработали требование по предоставлению брокером физическим лицам - получателям финансовых услуг информационных документов. Речь идет об описании, которое должно даваться наиболее распространенным финансовым инструментам - акциям, облигациям, фьючерсам и прочим, мы предусмотрели как само описание, так и способы его предоставления посредниками.

НАУФОР в очередной раз пересмотрела стандарты о порядке определения СЧА, одна из важнейших, я считаю, функций НАУФОР как саморегулируемой организации индустрии коллективных инвестиций. Именно НАУФОР определяет правила оценки стоимости чистых активов ПИФ, стоимости инвестиционных паев, что является исключительным по важности, на наш взгляд, полномочием. В отношении индустрии коллективных инвестирования в 2023 году были также утверждены стандарт принципов использования индикатора в основе паевых инвестиционных фондов и стандарт НАУФОР «Особенности учета льготного периода в реестре ипотечного покрытия».

В 2023 году были подготовлены четыре стандарта, связанные с получением статуса СРО регистраторов, по существу, заимствованы стандарты, разработанные до того Национальной финансовой ассоциацией, осуществлявшей функции СРО для регистраторов.

В 2023 году НАУФОР осуществляла также методическую работу. Это был год трансформации заблокированных паевых инвестиционных фондов, до осени 2023 года все паевые инвестиционные фонды с проблемными активами более 10% должны были принять решение о создании «ЗПИФ- А». Мы были одним из инициаторов схемы такой трансформации. Затем, сообща с Центральным банком, мы разработали два документа, которые облегчали соответствующую трансформацию.

В том же году мы разработали Методические рекомендации по отражению прироста уменьшения стоимости - это также регулирование, адресованное управляющим компаниям и специализированным депозитариям паевых инвестиционных фондов.

В 2024 году, и это уже планы, мы собираемся начать, вероятно во второй половине этого года, разработку базового стандарта управления продуктом. Вы все, я уверен, ознакомились уже с рекомендациями на этот счет со стороны Центрального банка, который рекомендует представить отчет о соблюдении этих рекомендаций в III квартале этого года, впоследствии это станет базовым стандартом. По-существу, это реализация на российском финансовом рынке европейской концепции target market.

В планах разработка - Базового стандарта внутреннего контроля управляющих компаний инвестиционных фондов и Базового стандарта деятельности специализированного депозитария, регулирования внутреннего контроля в специализированных депозитариях. Кроме того, - изменения в базовые стандарты защиты интересов потребителей финансовых услуг в связи с изменением правил работы с обращениями и жалобами, и, скорее всего, исключение из стандартов большей части правил, регулирующих работу с жалобами.

Внутренний стандарт предоставления декларации о рисках. Наша задача в течение года устранить те внутренние противоречия, которые накопились в этих самых старых наших стандартах, а также противоречия между ними и нормативными актами, принятыми за это время.

И, наконец, в планах - новая редакция Дисциплинарного кодекса. Об этом я скажу несколько слов позже.

НАУФОР осуществляет подготовку и аттестацию специалистов финансового рынка. Как Центр независимой оценки квалификации НАУФОР в 2023 и в I квартале 2024 года выдала 3 тыс. 503 квалификационных свидетельства, в том числе в порядке «конвертации» в эти свидетельства аттестатов Федеральной службы по финансовым рынкам. Обращаю ваше внимание на то, что эта конвертация вновь возобновилась, и поэтому вы, если еще не воспользовался возможностью получить свидетельство независимой оценки квалификации, с учетом имеющихся у вас аттестатов, или если речь идет о ваших сотрудниках, ваши сотрудники могут этой возможностью воспользоваться.

За год НАУФОР провела 38 семинаров по повышению квалификации в области бухгалтерского учета, налогообложения и ПОД/ФТ. Как образовательное, а НАУФОР с 2022 года лицензированное образовательное учреждение, НАУФОР провела 26 семинаров по вопросам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

С 2023 года мы запустили программу подготовки и аттестации инвестиционных советников, обучили 11 потоков слушателей и выдали 103 аттестата инвестиционных советников, которые одновременно сопровождаются выдачей удостоверений по повышению квалификации. На наш взгляд, исключительно важный и успешный проект НАУФОР, на который хочу обратить ваше внимание, если вы заинтересованы в оценке компетенции ваших сотрудников не только осуществляющих функции инвестиционных советников, но также и тех, в чей функционал входит взаимодействие с клиентами.

В конце 2023 года НАУФОР разработала новую программу обучения специалистов по внутреннему контролю и уже выдала 67 удостоверения о повышении квалификации по этой функции. Это, как нами предполагается, станет способом постоянной поддержки уровня квалификации внутренних контролеров - одной из важнейших, на наш взгляд, функций финансового рынка.

Контроль

Предпосылкой развития функций по контролю являлась консолидация функций по саморегулированию, развитие функций по контролю было одной из причин такой консолидации. В контрольной юрисдикции НАУФОР (это значит, что именно НАУФОР следит за соблюдением соответствующих правил) находится 11 базовых стандартов и 17 внутренних стандартов.

С 2023 года нами введен риск-ориентированный контроль, когда количество и форма проверок поставлены в зависимость от количества клиентов и жалоб на члена НАУФОР. С 2022 года стала применяться новая процедура проверок, которая дает больше возможностей для подготовки объяснений со стороны компании, в отношении которой проверка проводится.

В 2023 и в I квартале 2024-го выявлено 189 нарушений. 91 раз собирался Дисциплинарный комитет и принял меры дисциплинарного воздействия в 64 случаях. Этот процесс реальный, болезненный для наших членов, и в пяти случаях решения Дисциплинарного комитета были обжалованы. Обжалуются они в Совет директоров. В результате такого обжалования одно решение Дисциплинарного комитета было отменено, два решения изменены, остальные остались в силе.

В апреле 2023 года, и это также является одной из наших важнейших мер по объяснению той практики, которой руководствуется Дисциплинарный комитет, был опубликован обзор практики по контролю за соблюдением стандартов при предоставлении инвесторам информации о финансовых инструментах и о финансовых услугах. Он дополнил другой наш важный обзор контрольной практики - обзор контрольной практики по отношению к инвестиционному профилированию.

Предлагаю ознакомиться со статистикой проверок. НАУФОР провела 232 проверки в 2023 году и еще 67 в I квартале 2024 года. Проверки НАУФОР делятся на плановые и внеплановые. Плановые мы должны проводить не реже, чем один раз в пять лет в отношении каждого нашего члена, они носят комплексный характер. Внеплановые проверки различны по инициатору, их причиной может быть жалоба, инициатива самой НАУФОР, которая считает проверку определенной области контроля приоритетной в соответствующий период, или письмо со стороны Центрального банка в наш адрес. По форме они также различаются - в последнее время мы развиваем контрольные закупки, потому что некоторые из нарушений могут выявляться исключительно путем проведения контрольных закупок.

Дисциплинарные санкции, которые НАУФОР накладывала в 2023 и в I квартале 2024-го, увеличились, но увеличились главным образом за счет наиболее мягкой из форм дисциплинарного воздействия - замечания, а также за счет требований об устранении нарушений.

Мы широко практикуем освобождение от ответственности. Одно из наиболее убедительных оснований для освобождения от ответственности является устранение нарушения к моменту его рассмотрения в Дисциплинарном комитете. Мы видим, что это работает, и большинство компаний стремится устранить нарушения до рассмотрения дела в Дисциплинарном комитете.

Развитие функции контроля в 2024-м мы видим в расширении областей контроля. Центральный банк нам предложил уже свое видение того, какие еще из областей контроля должны попасть в периметр контроля НАУФОР. Мы будем продолжать развивать такую форму внеплановых проверок, как контрольные закупки, будем совершенствовать процедуры дисциплинарного производства и, в связи с этим, как я уже упоминал, подготовим новую редакцию Дисциплинарного кодекса.

В частности, мы предполагаем упорядочить меры дисциплинарного воздействия, разделив меры взыскания и иные меры воздействия. В частности, замечание и предупреждение - это меры взыскания, а вот требование об устранении нарушений - это уже не взыскание, но дисциплинарное воздействие.

Мы также уточним понятие вины, увеличим некоторые процедурные сроки, уточним смягчающие и отягчающие обстоятельства, уточним роль контрольного подразделения, чтобы немного снизить его роль в дисциплинарном производстве для обеспечения большей независимости дисциплинарного производства.

Риск-ориентированный подход сохраняется в целом прежним, соответствующим тому, как мы его сформулировали в 2023 году, однако мы планируем увеличить количество контрольных закупок для организаций с количеством клиентов более 20 тыс.

Уважаемые коллеги, на этом мое выступление завершено. Я в вашем распоряжении и готов выслушать комментарии, ответить на вопросы.

Скачать презентацию
Дата публ./изм.
11.04.2024