НАУФОР направила в Банк России позицию по использованию и регулированию стейблкойнов
НАУФОР направила в Банк России позицию по вопросам, изложенным в докладе регулятора «Стейблкойны: опыт использования и регулирования», отражающую мнение Ассоциации о потенциале данного инструмента, его рисках и подходах к его регулированию.
НАУФОР рассматривает стейблкойны как цифровые права, которые являются видом цифровых финансовых активов, при этом обязательствами, аналогичными являющимися традиционными финансовыми инструментами, а среди них - структурным облигациям, и видит потенциал использования стейблкойнов как финансового инструмента.
По мнению НАУФОР, при регулировании ЦФА следует руководствоваться общими подходами к регулированию рынка традиционных финансовых инструментов.
«По своей экономической сущности стейблкойны аналогичны структурным облигациям. Отдельные особенности стейблкойнов и иных ЦФА по сравнению с традиционными финансовыми инструментами, а также особенности учета ЦФА, не меняют существо таких обязательств, и не являются основанием для иного подхода к их регулированию.»
Наиболее актуальными для розничного инвестора рисками использования стейблкойнов НАУФОР считает риск дефолта эмитента из-за отсутствия требований по раскрытию информации, риск нарушений при продаже ЦФА - отсутствие должного понимания существа и условий обязательств по ЦФА, а также низкую ликвидность существующих ЦФА. Дополнительно к упомянутым Банком России НАУФОР относит риски, связанные с организациями, оказывающими сервисы на рынке ЦФА.
В комментариях НАУФОР подчеркивается, что при регулировании цифровых активов следует различать цифровые активы, аналогичные эмиссионным ценным бумагам и финансовым инструментам, и не имеющие предусмотренных законодательством о рынке ценных бумаг признаков финансовых инструментов. Такие активы, поясняется НАУФОР, часто представляют собой цифровую форму иных услуг, сопровождаемых учетом обязательств и контрагентов. «Первые должны быть признаны финансовыми инструментами или регулироваться по аналогии с ними, остальные должны регулироваться общими правилами гражданского законодательства, правилами оказания соответствующих услуг и правилами Закона о ЦФА», - считают в НАУФОР.
При этом НАУФОР предлагает пересмотреть регулирование самих традиционных финансовых инструментов . «Должны быть упрощены процедуры выпуска облигаций (например, должна быть отменена или делегирована регистраторам регистрация облигаций, выпуск которых не сопровождается регистрацией проспекта, делегирована бирже регистрация структурных облигаций, увеличены объемы выпуска облигаций, не требующих регистрации проспекта, допущены более широкие возможности по структурированию традиционных финансовых инструментов и т.п.)», - говорится в письме.
НАУФОР подчеркивает, что «специальным риском стейблкойнов, требующим регулирования и контроля, являются механизмы стабилизации цены стейблкойнов, предполагающие требования к достаточности собственного капитала эмитента, к размеру активов в обеспечении, к проведению аудита активов, влияющих на способность эмитента выполнить свои обязательства, а также к раскрытию соответствующей информации».
Также НАУФОР обращает внимание на то, что несмотря на простоту выпуска ЦФА и большую свободу определения их условий, в остальном они испытывают регуляторные проблемы и регуляторный арбитраж, не в их пользу по сравнению с традиционными финансовыми инструментами.
«Выстраивание непротиворечивой, основанной на существе отношений, регулятивной схемы, устраняющей регуляторный арбитраж как для ЦФА, так и традиционных финансовых инструментов, будет содействовать развитию рынка ЦФА, обеспечивая свободный переток капиталов между рынком и ЦФА и рынком традиционных финансовых инструментов, объединяя два этих рынка» - говорится в документе НАУФОР.
Доклад Банка России «Стейблкойны: опыт использования и регулирования» был опубликован 10 июля 2024 года для общественных консультаций.
Комментарий президента НАУФОР Алексея Тимофеева о регулировании стейблкойнов каналу Cbonds
12.08.2024