Новые продукты компании заняли 45% от общего объёма продаж в 2023 году
Генеральный директор УК ПСБ
Владимир Сердюков / фото Павел Перов
- Владимир, какие тенденции на рынке (в том числе, в сегменте доверительного управления) вы бы отметили в 2023 году как наиболее значимые?
- 2023 год стал годом глобальной адаптации российского финансового рынка к изменившейся геополитической ситуации. Итогом стал восстановительный рост на рынке акций, возобновление выплат дивидендов большинством российских эмитентов, рост числа размещений на долговом рынке и рынке капитала, включая выход на рынок новых знаковых компаний и банков. Кроме того, начался процесс редомициляции эмитентов, ведущих основную деятельность в РФ, но зарегистрированных в недружественных юрисдикциях. Рынок ОПИФ и биржевых ПИФ вернулся в стадию роста: по итогам 2023 года объём чистого привлечения клиентских средств в ОПИФ и БПИФ суммарно составили 210 млрд рублей, при этом, показатель СЧА ОПИФ и БПИФ за год вырос на 27% до 1,2 трлн рублей.
Отдельно отмечу рекордный темп роста рынка БПИФ: в 2023 году чистый приток в такие фонды составил 0,2 трлн рублей, при этом показатель СЧА вырос на 67% (до 0,5 трлн рублей). Основной объём привлечения пришёлся на фонды денежного рынка. Таким образом, всего лишь за год финансовый рынок России в целом и индустрия доверительного управления, в частности, вернулись в стадию роста.
- С какими позициями ваша компания вошла в 2023 год?
- В нашей компании была проведена масштабная работа по минимизации потенциальных санкционных рисков клиентов. Мы заблаговременно, еще в 2021 году, прекратили работать с иностранными активами. Когда другие профучастники, столкнувшись с внешними ограничениями, решали вопросы по замороженным активам, мы разработали и начали реализовывать стратегию развития, сосредоточившись на расширении линейки инструментов, выпущенных российскими эмитентами, и развитии клиентского сервиса.
Наш главный принцип: процесс инвестирования для клиентов должен быть максимально простым, прозрачным и эффективным. Мы выделили несколько ключевых направлений развития компании. Первое направление: подход к продажам и позиционирование. Значимым событием стал запуск единого бренда на уровне группы ПСБ - «ПСБ Благосостояние». Единый бренд - это экосистема инвестиционных продуктов и услуг для физических и юридических лиц, объединяющая продукты управляющей компании и брокера банка ПСБ. В рамках единого бренда был запущен «Клуб Благосостояния»: это программа лояльности для клиентов премиального сегмента.
Второй наш важный фокус - продуктовая линейка. Мы ее существенно оптимизировали, запустили новые продукты: фонды с промежуточной выплатой дохода (купоны, дивиденды), фонд денежного рынка. Отдельной новацией стал первый на российском рынке фонд, инвестирующий в облигации российских компаний, номинированные преимущественно в юанях и иных иностранных валютах. Подготовили инвестиционную стратегию, ориентированную на российские валютные облигации, «замещающие выпуски» еврооблигаций российских эмитентов. Новые продукты быстро набрали популярность среди наших клиентов: 45% от общего объёма продаж в 2023 году пришлось именно на них.
Мы поддерживаем регулярную связь с клиентами. Совместно с банком ПСБ проводим в Москве и регионах специальные мероприятия под названием «PROИнвестиции», в ходе которых наша команда представляет анализ событий на рынке, комментирует текущие действия по портфелям и дает прогнозы по инструментам. Серию «PROИнвестиции» мы запустили в мае 2022 года на пике неопределённости на рынке. Клиентам в это время было крайне важно общаться со своим финансовым партнером, задать ему все тревожащие вопросы. Мы приняли решение лично рассказывать клиентам о ситуации на финансовом рынке и о том, что мы делаем для сохранения и приумножения их благосостояния. Эти мероприятия мы проводим под брендом «ПСБ Благосостояние».
Кроме того, мы постоянно оцениваем работу клиентских менеджеров, методом «тайного покупателя» проверяем корректность их консультаций, релевантность подбора инвестиционных продуктов с учетом запросов и риск-профиля клиента. Все это позволило нам повысить уровень доверия и удовлетворённости клиентов.
- Какие решения позволили сделать рывок в бизнесе?
- Индивидуальный подход к клиенту, комплексное инвестиционное предложение с учётом его инвестиционного профиля и предпочтений, релевантная продуктовая линейка, доступ к качественной аналитике и экспертизе и стабильный результат по доходности: эти конкурентные преимущества обеспечивают нам сильную динамику роста. Мы вывели все наши продукты в цифровой канал банка (мобильное приложение и интернет-банк), это позволило удвоить долю продаж в цифровых каналах. Запустили новый сайт и личный кабинет клиента с расширенным функционалом, где все необходимые клиенту операции можно провести онлайн максимально быстро и просто.
В 2023 году было создано новое бизнес-направление по работе с институциональными и корпоративными клиентами. Мы оптимизировали клиентский путь, усилили систему риск-менеджмента, автоматизировали операционную часть. Эффект от этого решения мы увидели уже по итогам 2023 года: рост выручки компании по этому направлению превысил 50% по сравнению с 2022 годом.
- Как соседствует розница и управление институциональными деньгами?
- Важно не пытаться управлять этими направлениями одинаково. В компании сформированы отдельные центры экспертизы по рознице и по управлению деньгами институциональных клиентов. Это касается практически всех процессов, начиная от клиентского пути, сервисной модели продаж, политики коммуникации, риск-менеджмента, регуляторных вопросов, внутреннего учёта, инвестиционного процесса, процесса постоянного взаимодействия с клиентами. На рынке мало специалистов с широкой экспертизой, которая может равноценно покрывать оба этих направления. Поэтому мы выбрали вариант формирования отдельных команд с профильной экспертизой по каждому направлению.
- Какое достижение компании в 2023 году вы считаете основным?
- У нас рекордные бизнес-показатели по всем направлениям. Высокие результаты управления портфелями: это, во-первых, ОПИФ рыночных финансовых инструментов «ПРОМСВЯЗЬ - Окно возможностей» (шестое место среди всех ОПИФ России с результатом 83,29% годовых, по данным аналитического портала Investfunds.ru); во-вторых, портфель Социального фонда России (первое место по доходности с результатом 14,86%). Но основным достижением компании я назову команду. Нам удалось привлечь профессионалов, вовлеченных в построение общего дела. Мы руководствуемся общими ценностями, нам интересно вместе.
- Какие горизонты развития видите для компании на ближайшую перспективу?
- Мы развиваем универсальную управляющую компанию, работаем как с частными, так и институциональными инвесторами. Планируем усилить позиции компании в розничном сегменте, в том числе, за счёт предложения новых продуктовых и сервисных решений; также масштабируем корпоративное направление бизнеса. Продолжаем совершенствовать операционную часть, она незаметна внешнему наблюдателю, но именно от нее зависит эффективность всех основных бизнес-процессов. Операционная зрелость компании дает возможность запустить высокотехнологичную продуктовую фабрику. Приоритетом нашей компании является построение долгосрочных, доверительных и эффективных отношений с клиентами.
Журнал «Вестник НАУФОР» - это ежемесячный журнал с познавательными статьями о практике работы на рынке ценных бумаг, обзорами рынка, интервью с ведущими его представителями, материалами мероприятий в области финансового рынка.
Авторами журнала являются профессиональные финансисты: брокеры, управляющие, аналитики, корпоративные юристы, риск-менеджеры, представители инфраструктуры. Зная профессию изнутри, эти люди пишут о том, что действительно является повесткой их рабочего дня. Уровень понимания и анализа конкретных проблем задан принадлежностью авторов к индустрии финансов.
Читателями журнала «Вестника НАУФОР» являются представители госорганов, Банка России, руководители и специалисты финансовых компаний - профучастников рынка ценных бумаг и управляющих компаний, инвестиционные консультанты.
По вопросам приобретения печатной версии издания связываться с Мироновой Татьяной - mironova@naufor.ru