Сообщения >> 

Письмо Банка России от 30.04.2025 № 38-2-3/2858 о требованиях к обособленному учету

Уважаемые коллеги!

Департамент инвестиционных финансовых посредников Банка России направил в НАУФОР письмо, в котором говорится о требованиях к раздельному формированию, учету и размещению резервов покрытия пенсионных обязательств:

«Департамент инвестиционных финансовых посредников Банка России (далее – Департамент) в целях обеспечения корректного осуществления негосударственными пенсионными фондами (далее – НПФ) раздельного формирования, учета и размещения резервов покрытия пенсионных обязательств (далее соответственно – РППО, сегрегация РППО) в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений сообщает следующее.

В соответствии с положениями абзаца третьего пункта 3 статьи 18 Федерального закона № 75-ФЗ1 пенсионными правилами НПФ, правилами формирования долгосрочных сбережений НПФ может быть предусмотрена сегрегация РППО соответственно по каждой пенсионной схеме, по каждому виду договора долгосрочных сбережений.

В этом случае РППО, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств НПФ по другим пенсионным схемам и на покрытие обязательств по договорам долгосрочных сбережений (далее – договор ДС), а РППО, сформированные в рамках договоров ДС одного вида, не могут использоваться на покрытие обязательств НПФ по договорам ДС иного вида и на покрытие обязательств НПФ по пенсионным договорам.

Вместе с тем результаты проведенного Департаментом анализа пенсионных правил и правил формирования долгосрочных сбережений НПФ показали, что на практике ряд НПФ фактически осуществляет сегрегацию РППО, используя при этом иные термины и понятия (например, «инвестиционная стратегия», «инвестиционный портфель», «пенсионный продукт», «код пенсионной схемы», «паспорт пенсионного продукта» и т.д.), которые, как правило, либо являются частью одной пенсионной схемы (вида договора ДС), либо объединяют несколько пенсионных схем (видов договоров ДС).

По мнению Департамента, вне зависимости от наименования в пенсионных правилах и правилах формирования долгосрочных сбережений конструкции, в рамках которой осуществляется сегрегация РППО, если такая конструкция фактически предусматривает раздельное формирование, учет и размещение РППО, то к ней должны применяться все требования и правовые последствия, предусмотренные законодательством о НПФ для сегрегации РППО по пенсионной схеме (по виду договора ДС).

Дополнительно обращаем внимание на следующее:

отчетность, направляемая НПФ в Банк России, должна включать в себя сведения о сегрегации РППО2;

при проведении стресс-тестирования НПФ следует учитывать3 дополнительные ограничения, возникающие при сегрегации РППО на основании указанных выше требований и правовых последствий, а также иные ограничения, вытекающие из пенсионных правил, правил формирования долгосрочных сбережений, пенсионных договоров и договоров ДС в связи с использованием такой сегрегации (при наличии).

Директор
Департамента инвестиционных
финансовых посредников О.Ю. Шишлянникова»


1 Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

2 Показатель «Группа раздельного учета (в случае обособления резервов покрытия пенсионных обязательств)» раздела 5 отчетности по форме 0420250 и отчетности по форме 0420258, установленным в приложении 1 к Указанию Банка России от 28.06.2024 № 6796-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, в том числе о требованиях к отчетности по обязательному пенсионному страхованию, НПФ, а также о порядке сообщения НПФ фондами Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах».

3 Пункт 4.6 Указания Банка России от 04.07.2016 № 4060-У «О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда».

Дата публ./изм.
07.05.2025