Новости >>  НАУФОР в СМИ >> 

"Требования к собственным средствам - лишь входной билет на рынок". Интервью Председателя правления НАУФОР А.В. Тимофеева журналу "Финанс", №10/2006


Алексей Тимофеев: «Требования к собственным средствам — лишь входной билет на рынок»

Интервью. Что такое пруденциальный надзор на фондовом рынке и что могли бы взять на себя СРО в этом процессе? Об этом «Ф.» рассказал председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев.

Беседовал АЛЕКСЕЙ МЕДВЕДЕВ




- В СМИ постоянно муссируется тема надежности банков. А насколько актуальна тема надежности брокеров?
- Эта тема актуальна. Сегодня, когда финансовые посредники оперируют значительными капиталами, в том числе средствами населения, берут на себя значительные риски, вопрос обеспечения их финансовой стабильности выходит на первый план.


- ФСФР собирается в следующем году ввести систему пруденциального надзора. Что она должна собой представлять?
- Пруденциальный надзор — это система нормативов, позволяющих оценивать и управлять рисками, возникающими в результате деятельности финансовой организации, а также система мер, позволяющих обеспечить соблюдение таких нормативов, а в случае их нарушения — исправить ситуацию.

В России к деятельности финансовых посредников сейчас применяются лишь два норматива, которые можно отнести к категории пруденциального надзора. Это R1 (размер максимально допустимой задолженности всех клиентов перед брокером) и R2 (размер максимально допустимой задолженности одного клиента перед брокером), которые связаны с маржинальными операциями. Других нормативов, которые были бы непосредственно связаны с рисками операций, осуществляемых конкретным брокером, просто нет. Существующие требования к собственным средствам можно воспринимать лишь как входной билет на финансовый рынок. Но ничего общего с финансовой стабильностью они, строго говоря, не имеют.

- И что же следует сделать?
- Прежде всего стоит обратиться к рекомендациям различных международных организаций и иностранному опыту. Такие нормативы есть в Евросоюзе — существует директива, которая посвящена адекватности капитала, существуют рекомендации международной организации регуляторов фондового рынка IOSCO по вопросам надзора — именно о том, что надзор должен носить пруденциальный характер.

В соответствии с европейской директивой существуют группы рисков. Это риски позиций, риски расчетов, риски контрагентов, валютный риск. Я назвал основные, причем каждый из них имеет свои особенности расчета. При оценке учитывается, с какими инструментами имеет дело конкретная финансовая организация — с акциями, облигациями или производными инструментами. Риски контрагентов оцениваются с учетом того, сколько времени прошло с тех пор, как контрагенты должны были выполнить свои обязательства, но не выполнили. Все эти риски определенным образом взвешиваются и сопоставляются с величиной капитала. Это нормативная часть пруденциального надзора.
Другая важная часть пруденциального надзора — процедура контроля за соблюдением нормативов. Зачастую по формальным признакам финансовая организация может казаться стабильной и состоятельной, но на самом деле двигаться к несостоятельности, поэтому требуются особые приемы надзора. В качестве одного из приемов, которыми пользуется, к примеру, ЦБ РФ, является институт кураторства. Другим приемом пруденциального надзора является введение временной администрации — когда дела совсем уж нехороши, а интересы рынка требуют не допустить системного кризиса.
Сейчас концепция пруденциального надзора на рынке ценных бумаг только формируется ФСФР. Поэтому какие именно приемы будут избраны, увидим чуть позже.

- НАУФОР готова взять на себя часть контрольных функций ФСФР?
- Говорить, что ассоциация возьмет на себя часть надзорных функций службы, было бы неправильно. В силу самого своего предназначения и ФСФР, и СРО должны принимать меры по обеспечению финансовой стабильности на рынке. Понятно, что при этом полномочия каждой из них, а также порядок их взаимодействия должны быть четко определены.

При принятии конкретных решений по вопросам пруденциального надзора очень важно принимать во внимание уровень развития российского рынка. Это, в частности, касается предмета ведения ФСФР и СРО. Я полагаю, что сейчас установление некоторых из нормативов пруденциального характера и контроль за ними целесообразнее всего было бы возложить на СРО. В любом случае я уверен, что при введении таких нормативов должен быть предусмотрен срок, в течение которого все профучастники приведут свою деятельность в соответствие с ними. Логично также, чтобы требования повышались постепенно.

- И с чего собираетесь начать?
- Первое — выстроить взаимодействие между НАУФОР и ФСФР при осуществлении контроля за деятельностью профучастников — членов ассоциации. Этой весной мы планируем заключить с ФСФР соответствующее соглашение. НАУФОР уже начинает разработку комплексных стандартов деятельности своих членов. Возможно, они будут включать в себя некоторые элементы пруденциального надзора. Где-то ближе к концу года мы начнем разрабатывать систему отчетности под эти стандарты.


- И что именно хотела бы взять на себя ассоциация?
- Мы хотим, чтобы члены НАУФОР и их клиенты могли доверять эффективности надзора, осуществляемого ассоциацией. Поэтому мы будем заботиться о совершенствовании своих стандартов и эффективности контроля за их соблюдением.


- В банковской сфере заработала система страхования вкладов. Имеет ли смысл вводить аналогичную модель в брокерской сфере?
- Создание компенсационных фондов СРО является возможным вариантом развития института саморегулирования. И насколько я знаю, проектом закона о СРО это прямо предусматривается.


- Каковы временные рамки преобразований?
- Полагаю, порядка двух лет у нас уйдет на формирование стандартов НАУФОР по всем основным вопросам деятельности ее членов и на выстраивание системы отчетности. Такие же сроки, вероятно, понадобятся ФСФР для выстраивания основ своей системы пруденциального надзора. Наша задача в том, чтобы СРО заняли адекватное место в общей системе надзора на рынке ценных бумаг и тем самым способствовали повышению его финансовой стабильности.




Журналу "Финанс", №10/2006
Дата публ./изм.
14.03.2006