Новости >>  НАУФОР в СМИ >> 

Российские законодатели не доверяют бизнесу - интервью А.Тимофеева порталу УралПолит.RU, 20 апреля 2011 года

Брокерская деятельность и управление инвестициями постепенно теряют свою привлекательность среди игроков российского финансового рынка. По данным НАУФОР, за 2009-2010 годы количество компаний, имеющих лицензию брокера, сократилось с 1475 до 1216, причем в большинстве случаев это был «уход по собственному желанию». В 2009 году ФСФР в регионах аннулировала лицензий на 30 % больше, чем выдала. В 2010 году этот разрыв увеличился до 2,5 раз. Представители ФСФР призывают не драматизировать ситуацию, говоря, что сокращение происходит в основном за счет закрытия сомнительных фирм-однодневок, но в НАУФОР считают, что оздоровление сектора подобными методами ослабляет иммунитет российского фондового рынка. О парадоксах современного экономического законодательства и качестве планируемых изменений в нем, а также о перспективах создания в России финансового суда и международного финансового центра председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев рассказал в интервью «УралПолит.Ru».

- Алексей Викторович, после отзыва лицензии брокеры вряд ли уходят в никуда. Какой статус принимает их финансовая деятельность?

- Зачастую они продолжают оказывать брокерские услуги, другое дело, что после отзыва лицензии они освобождаются от обязательств, накладываемых регулятором на профессиональных участников. Как следствие, увеличивается объем «серого» рынка брокеров и значительно снижается защита интересов инвесторов. Основными игроками «серого» рынка являются финансовые пирамиды и компании, имитирующие игру на Forex и фальсифицирующие размер капитала. Примечательно, что их деятельность формально не нарушает законодательства, так что ФСФР не может применять к ним никаких ограничительных мер до того момента, когда противоправность их действий станет очевидной.

- С чем связан добровольный уход компаний с брокерского рынка?

- Российский рынок недостаточно хорош с позиции ведения бизнеса. Это обусловлено многими причинами, в том числе и несовершенством механизма правового регулирования. К сожалению, российское законодательство является разрешительным. Внешне оно работает по принципу «позволено все, что не запрещено», но на деле законы не допускают возникновения институтов, существование которых ими не предусмотрено. В этом заключается парадоксальность отечественных правовых норм. За рубежом все сначала создается, а потом с течением времени начинает регулироваться законом, а Россия движется в противоположном направлении. Наши законодатели не доверяют бизнесу и поэтому стараются максимально детализировать законопроекты, что мешает установлению благоприятных условий для работы участников рынка. Например, у нас практически отсутствует финансовый инжиниринг для разработки инновационных продуктов и эффективной комбинации уже существующих инструментов, широко распространенный на Западе. Такой порядок тяжело переломить сразу, изменения в подходе к нормотворчеству должны носить институциональный характер.

- В каких деталях сегодня, на ваш взгляд, наиболее явно проявляется несовершенство финансового законодательства?

- В отсутствии гибкости. Если мы посмотрим на зарубежный брокерский рынок, то там мелкие и средние компании составляют до 80 % от числа всех игроков. Они отлично пережили мировой экономический кризис, при том, что именно крупнейшие брокеры обвиняются в возникновении финансового коллапса. На Западе уже давно отказались от формулы too big to fail и ужесточают требования по капиталу в первую очередь для больших компаний, в то время как деятельность мелких брокеров регулируется весьма демократично. Сегодня нам надо отходить от законодательства, основанного на принципах, а не на правилах, и в этом большую роль может сыграть финансовый суд, речь о создании которого сегодня идет в среде российских экономистов.

- В чем заключается концепция финансового суда?

- Предполагается, что это будет отдельный институт, в котором будет объединено производство по всем экономическим спорам. Есть распоряжение правительства №911, которое предусматривает организацию финансового суда в рамках создания в России международного финансового центра. В кабинете министров обсуждается вопрос, необходимо ли выносить финансовые тяжбы в отдельное направление или они должны остаться в компетенции действующих судебных инстанций. К слову, в данный момент дискуссии идут по поводу передачи вопросов взаимодействия финансовых компаний с частными клиентами в арбитражные суды. Сейчас арбитраж занимается только корпоративными клиентами, а дела населения рассматриваются в судах общей юрисдикции. Важный момент заключается в том, какая модель будет взята за основу. Допустим, работа финансового суда Дубаи базируется на британской и американской моделях. Арабское правительство изначально призналось, что их собственное законодательство не имеет достаточного количества инструментов для эффективного разрешения финансовых споров.

- Если речь зашла о международном финансовом центре, то чем обусловлена необходимость его создания в России и какие условия мы должны выполнить для этого?

- Такой центр позволит снизить зависимость российского фондового рынка от мировых биржевых колебаний, которая сегодня весьма сильна, сделает экономику более автономной, но это по большому счету побочное явление. Основное значение центра заключается в возможности привлечения мировых инвестиций. Любой национальной экономике нужны деньги для развития, но внутренние инвесторы никогда не смогут обеспечить достаточный объем финансирования. Поэтому весь мир сегодня борется за глобальных инвесторов. Но обеспечить привлечение данных средств можно только в том случае, если для всех игроков финансового рынка будут созданы удобные условия. С другой стороны, этого мало, необходимо еще создать некий критический набор участников, которые будут работать с национальным капиталом, разнообразить арсенал финансовых инструментов. Если мы говорим конкретно про Россию, то повышение привлекательности отечественного капитала для иностранных инвесторов тормозится в основном трудностью доступа и закрытостью внутреннего рынка и не самым лучшим режимом налогообложения. Кроме того, технологическое оснащение рынка должно отвечать современным требованиям к скорости работы и обработки информации.

Анатолий Ефремов

УралПолит.RU

Дата публ./изм.
20.04.2011