Письмо в Минфин РФ о поправках к проекту Федерального закона "О центральном депозитарии", 25 августа 2011, №474
Министру финансов
Российской Федерации
А.Л. Кудрину
Уважаемый Алексей Леонидович!
Направляем Вам замечания и предложения НАУФОР к опубликованным на сайте Минфина России проектам поправок к проекту Федерального закона № 417161-4 "О центральном депозитарии" (далее - Законопроект о ЦД) и проекту Федерального закона № 417164-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О центральном депозитарии" (далее - Законопроект об изменении иных законов).
1. Статус центрального депозитария (далее - ЦД) и круг ценных бумаг, в отношении которых осуществляется его деятельность.
НАУФОР поддерживает предложенные в законопроектах положения концепции ЦД, определяющие его правовой статус, - требование о государственной аккредитации в качестве ЦД, требования о создании в ЦД комитета пользователей, требования к собственным средствам и управлению рисками, ограничения на деятельность ЦД с учетом замечаний, предложенных далее, особый порядок взаимодействия с регистраторами при проведении сверок. Между тем ряд положений законопроектов требует дополнительной доработки.
Законопроект о ЦД (статья 25) определяет правила сверок записей по счетам депо, открытым в ЦД, и по счету номинального держателя ЦД в реестре, снижая до приемлемого уровня риск расхождения в таких записях, а также последствия соответствующих расхождений.
Предусмотренные Законопроектом о ЦД правила обеспечивают окончательность расчетов, а значит, и записей по счетам депо в ЦД. Между тем помимо задачи обеспечения окончательности записей по счетам депо в ЦД должна быть решена задача централизации в ЦД учета прав на ценные бумаги. Повышая уровень защиты интересов клиентов ЦД, Законопроект о ЦД тем не менее сохраняет возможность учета прав на ценные бумаги как в ЦД, так и в реестре, причем для многочисленных номинальных держателей. Данный подход в значительной степени снижает эффективность закона, сохраняя сомнения в отношении того, может ли ЦД быть признан центральным депозитарием не только формально, но и в действительности. При этом эффективность закона оказывается в зависимости от его толкования участниками рынка, как российскими так и иностранными, и в частности в зависимости от произвольного толкования закона со стороны глобальных кастодианов.
Централизация учета прав на ценные бумаги, на наш взгляд, должна обеспечивать учет ценных бумаг одного вида одного эмитента в одной организации. С учетом сохранения Законопроектом о ЦД сложившейся в России модели инфраструктуры, предполагающей существование регистраторов и депозитариев, централизация означает централизацию учета прав на ценные бумаги - в реестре и в одном депозитарии - ЦД. Сохранение возможности открытия счетов номинального держателя в реестре иным депозитариям, кроме ЦД, в том числе расчетным депозитариям, такую централизацию исключает.
Централизация учета прав на ценные бумаги в ЦД может осуществляться поэтапно, однако должна быть предусмотрена уже при принятии закона и в отношении ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, осуществлена в течение разумного срока после аккредитации ЦД, в то время как в отношении прочих ценных бумаг, ведение владельцев которых осуществляется регистраторами, может быть осуществлена в течение более длительного срока, который желательно предусмотреть в законе.
С учетом изложенного, помимо введения обязательности учета прав номинальных держателей в ЦД, требуется изменение пункта 1 статьи 20 Законопроекта о ЦД, который ограничивает открытие ЦД счетов номинального держателя только ценными бумагами, включенными в котировальные списки фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также положений Законопроекта об изменении иных законов, регулирующих деятельность расчетных депозитариев (новых статей 8.1, 8.4 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
2. Счета иностранных организаций в ЦД и в расчетных депозитариях.
Законопроект о ЦД (п. 2 статьи 21) предусматривает возможность открытия в ЦД счетов номинального держателя иностранным организациям, если они являются центральными или расчетными депозитариями стран СНГ, а также иным лицам в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". При этом Законопроект об изменении иных законов (новая статья 8.3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг") предусматривает возможность открытия иностранным организациям, осуществляющим деятельность, аналогичную деятельности российских депозитариев, во всех российских депозитариях, и, таким образом, в ЦД и в расчетных депозитариях, счетов номинального держателя. Представляется, что данные положения законопроектов недостаточно согласованы друг с другом.
По мнению НАУФОР, вопрос об открытии счетов номинального держателя для иностранных организаций в ЦД и в расчетных депозитариях требует дополнительной проработки. По мнению НАУФОР, возможность открытия таких или аналогичных счетов в ЦД должна быть предусмотрена только для центральных и расчетных депозитариев стран СНГ, а в расчетных депозитариях, не являющихся ЦД, - для всех видов иностранных депозитариев, но при условии централизации учета прав на ценные бумаги, как это предусмотрено в п. 1 настоящего письма. В противном случае открытие в ЦД и в российских расчетных депозитариях счетов номинального держателя иностранным центральным и расчетным депозитариям, действующим на развитых финансовых рынках, может быть использовано для организации обращения российских инструментов за рубежом и может иметь негативные последствия для развития российского фондового рынка.
3. Виды счетов для иностранных организаций.
Законопроекты предусматривают открытие счета номинального держателя иностранной организации, если она осуществляет профессиональную деятельность по хранению и (или) учету прав на ценные бумаги и (или) расчеты по ценным бумагам по результатам торгов и (или) клирингу на иностранной фондовой бирже или ином регулируемом рынке (статья 21 Законопроекта о ЦД, новая статья 8.3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). Между тем правовые отношения с участием иностранных организаций существенно отличаются от правовых отношений между российскими депозитариями и их депонентами и применение к ним статуса счета номинального держателя нецелесообразно. В Законопроекте об изменении иных законов следует предусмотреть особые, отличные от счетов номинального держателя, виды счетов, открываемых для иностранных лиц, действующих в интересах других лиц - бенефициаров. При этом на лиц, которым будут открываться такие счета, должны быть распространены правила представления информации о бенефициарах, аналогичные правилам о раскрытии информации номинальными держателями о владельцах ценных бумаг.
4. Открытие счетов доверительным управляющим, не являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Законопроект о ЦД (подп. 2 п. 2 статьи 21) предусматривает возможность открытия счета депо доверительного управляющего для доверительного управляющего, не являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг. По мнению НАУФОР, счета в ЦД должны открываться только государственным и муниципальным органам, а также определенным видам финансовых организаций либо под их попечением. Взаимодействие ЦД с иными лицами, в том числе физическими, является функцией таких финансовых организаций и должно быть исключено для ЦД.
5. Запрет на осуществление ЦД клиринговой деятельности.
Законопроект о ЦД (статья 24) запрещает ЦД осуществлять определенные виды деятельности, к числу которых относится клиринговая деятельность. Действующее нормативно-правовое регулирование, а также Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности", вступающий в силу 01.01.2012, предусматривает возможность осуществления двух видов клиринга: с участием центрального контрагента, выступающего стороной по обязательствам, вытекающим из сделок клирингового пула (централизованный клиринг) и без такого участия. По мнению НАУФОР, закон должен исключать возможность ЦД выполнять функции центрального контрагента, поскольку такие функции связаны со значительными кредитными рисками, конфликтующими с ролью ЦД. Между тем в том случае, если клиринговая деятельность не связана с выполнением ЦД функций центрального контрагента, такая деятельность может быть разрешена ЦД.
6. Срок исполнения поручений депонентов.
Статью 7 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (подп. 3 п. 1 статьи 1 Законопроекта о внесении изменений в иные законы) предлагается дополнить указанием о том, что операции с ценными бумагами по поручению депонента совершаются не позднее дня, следующего за днем получения поручения. Представляется, что депозитарный договор и поручение могут предусматривать иной, более длительный срок исполнения поручений, что может лучше соответствовать интересам сторон этого договора.
7. Передача ведения всех реестров открытых акционерных обществ регистраторам.
В соответствии с Законопроектом об изменении иных законов (подп. "д" п. 1 части 2 статьи 1) держателем реестра эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, может быть только регистратор. Статусы открытого и закрытого акционерного общества отличаются свободой распоряжения акционерами своими акциями (статья 97 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 7 Федерального закона "Об акционерных обществах"). При этом открытое акционерное общество может иметь только одного акционера или незначительное число акционеров. Действующее законодательство предусматривает ведение реестра в случае, если количество акционеров превышает 50 (п. 3 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах"), и, таким образом, исходит из роста сложности ведения реестра и необходимости защиты интересов акционеров с ростом их количества.
Данный подход представляется правильным. С учетом этого НАУФОР не видит оснований для того, чтобы отказаться от действующего подхода, предполагающего ведение реестра регистратором в зависимости от количества акционеров, в пользу подхода, требующего такое ведение в зависимости от типа акционерного общества. Кроме того, вызывает сомнение исполнимость данного требования. В настоящее время в России более 73 тыс. открытых акционерных обществ, расположенных в разных регионах страны. Требование без всяких причин оказания им услуг регистраторами затруднит деятельность тех из них, численность акционеров которых незначительна.
8. Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Законопроект об изменении иных законов (cтатья 2) вносит изменения в КоАП, дополняя его новыми составами. Для соблюдения единообразного подхода к формулировкам статей КоАП считаем необходимым установить размеры штрафов в рублях, а также внести соответствующие изменения в статью 23.47, определив ФСФР России как орган, уполномоченный рассматривать дела по новым составам административных правонарушений.
С уважением,
председатель Совета директоров НАУФОР
О.В. Вьюгин
29.08.2011
Кудрину_ЦД.TIF (536,41 Кб)