Новости >>  НАУФОР в СМИ >> 

Штрафы улучшенных пропорций - о предложении НАУФОР отказаться от внезапных плановых проверок профучастников, Коммерсантъ, 10 февраля 2011

ФСФР поработает над системой наказаний

Сразу две саморегулируемые организации (СРО), объединяющие профессиональных участников фондового рынка, обратились в ФСФР с просьбой пересмотреть существующую систему проведения проверок и применения штрафных санкций. Действующие правила, когда штрафы непропорциональны масштабу нарушений, осложняют нормальную деятельность профучастников, говорят эксперты. В ФСФР признают, что система штрафов несовершенна, и уже подготовили поправки в законодательство, дифференцирующие взыскания относительно масштаба правонарушений.

В распоряжении "Ъ" оказались письма, направленные в ФСФР Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР) и Национальной ассоциацией пенсионных фондов (НАПФ), в которых предлагается изменить систему контроля и надзора за профучастниками рынка, а также сделать более гибкой систему штрафов за административные нарушения.

"Правила проведения проверок, установленные в нынешнем регламенте ФСФР, дезорганизуют работу компаний",— говорит председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев. НАУФОР предлагает установить срок между плановыми проверками в зависимости от масштаба деятельности организаций и размеров рисков: крупные компании должны проверяться чаще, чем небольшие, поскольку деятельность крупных компаний влияет на стабильность всего финансового рынка. Плановые проверки, по мнению НАУФОР, должны проводиться не чаще одного раза в три года.

Другим предложением является увеличить срок, за который ФСФР уведомляет профучастника о грядущей проверке, с пяти дней до одного месяца. В НАУФОР считают, что пяти дней недостаточно для подготовки на должном уровне значительного числа документов к проверке — их может быть до 70, а потому просят ФСФР уведомлять о проверках профучастников за месяц. "Увеличение срока уведомления о проверке — хороший шаг навстречу профучастникам. За 30 дней существенные нарушения скрыть не удастся, зато снизится давление на компанию и ее текущую работу",— считает гендиректор "Атона" Андрей Шеметов. В числе прочих обоснований, указанных в письме, НАУФОР приводит тот факт, что проверка требует участия в ней специалистов разных подразделений организации и ключевых сотрудников, которые могут оказаться в отпуске или командировке. Это может стать основанием для необъективного привлечения организации к ответственности за противодействие проверке.

Мы контролируем правильность заполнения множества форм, их пунктов и подпунктов. К сожалению, иногда за этими вещами упускается реальный контроль — Дмитрий Панкин, глава ФСФР, в интервью ”Ъ“ 5 октября 2011 года.

Одну из форм такой ответственности — штрафные санкции — предлагает модернизировать НАПФ. В ассоциации считают необходимым дифференцировать размер санкций в зависимости от тяжести правонарушения, совершенного профучастником. Нынешняя система взысканий позволяет штрафовать профучастников на крупные суммы даже за незначительные нарушения, минимальный штраф ФСФР — 500 тыс. руб. "Действующая практика не предполагает градации штрафов в зависимости от тяжести правонарушения, это приводит к тому, что малейшее отклонение от правил может попасть в категорию грубых нарушений, за которые предусмотрены крупные штрафы",— говорит советник президента НАПФ Валерий Виноградов. Последним таким примером стали масштабные штрафы НПФ в декабре 2011 года. Тогда ФСФР на 500 тыс. руб. были оштрафованы несколько НПФ за то, что они не сообщили ФСФР о том, что опубликовали свои годовые отчеты в открытых источниках. "У нас был случай, когда при сдаче отчетности у нас не хватило запятой, что привело к штрафу в 500 тыс. руб.",— говорит исполнительный директор НПФ "КИТ-Финанс" Антон Шпилев. По его словам, если для крупных фондов такой размер штрафа может показаться незначительным, то для небольших НПФ и управляющих компаний "потеря таких сумм из уставного капитала является серьезной проблемой".

Руководитель ФСФР Дмитрий Панкин подтвердил "Ъ", что предложения обеих ассоциаций, направивших свои предложения регулятору, будут учтены. Более того, вопрос дифференциации штрафов может быть решен уже в ближайшее время. "Мы направили запросы в СРО и в настоящее время подготовлены изменения в КоАП, предусматривающие уточнение отдельных составов нарушений и изменение санкций за них",— заявил господин Панкин. Он добавил, что подготовка поправок вступила в финальную стадию. По словам источников "Ъ", "скорее всего, минимальный штраф будет значительно снижен с нынешних 500 тыс. руб.".

Петр Руденко

http://kommersant.ru/doc/1869435
Дата публ./изм.
10.02.2012