О НАУФОР >>  Региональная сеть >>  Уральское представительство >>  Новости >> 

Выступление Председателя Правления НАУФОР Алексея Тимофеева на церемонии награждения победителей "Элита фондового рынка" по Уральскому региону 19 апреля 2012

В 2011 году капитализация российского рынка акций резко снизилась: по состоянию на конец года она не дотягивала до 800 млрд. долларов, составляя всего 47% ВВП - показатель, который отражает роль фондового рынка в экономике страны, в данном случае, его незначительности с точки зрения того, какой эффект он дает для развития экономики. 50% биржевого оборота страны приходится на двух эмитентов - на акции Газпрома и Сбербанка. Эти цифры повторяются из года в год, хотя по-прежнему иногда неприятно удивляют чиновников. Показатель доли акций, торгующихся в виде депозитарных расписок на западных рынках по отношению к объему на локальном рынке, в 2011 году продемонстрировал негативный тренд, увеличилась доля, приходящаяся на депозитарные расписки. В 2011 году всего лишь три компании осуществили IPO в России. Это говорит о том, что российский первичный рынок не выполняет своего предназначения как источника ресурсов для развития отечественной экономики. Это при том, что мировой первичный рынок был в этот период довольно оживлен. В 2011 году Китай был лидером по объемам IPO, лидером по объему стала Варшавская фондовая биржа - 204 IPO.

Ликвидность рынка акций растет: 320 эмитентов обращаются на внутреннем организованном рынке, но постепенно растет число эмитентов, которые обращаются только на зарубежном рынке. Сейчас их 26 - это российские компании, которые разместились как западные холдинги, владеющие российскими активами, и теперь не включаются в российскую капитализацию и не относятся к российскому первичному рынку.

Для чего компании создают холдинги и уходят размещаться как западные компании - конечно, открывающаяся за счет этого возможность получить «праймери» листинг на западной площадке важна, но гораздо важнее то, что в России довольно тяжело поднимать капитал. Если компания делает параллельное размещение, то ей нужно подчиняться и западному праву, и российскому, плюс на нее в этом случае действует ограничение на долю ценных бумаг, которые она может разместить за рубежом. Чтобы избавиться от этих сложностей и от «головной боли» под названием «российская процедура эмиссии» эмитенты создают холдинговые компании. Их доля с учетом параллельных размещений в 2011 году составляет 75% и она увеличилась по сравнению с предыдущим годом. 75% капитала российские компании поднимают за рубежом!

О реальных перспективах российского фондового рынка можно судить по состоянию внутреннего спроса. Всего около 1,5 млн. человек в России приняли решение об открытии брокерского счета, покупке паев и т.д. - это около 1% российского населения - крайне низкая доля, чтобы рассчитывать на влияние внутреннего национального инвестора на поведение российского фондового рынка. Количество активных инвесторов также снижается.

Индустрия финансовых посредников характеризуется крайне негативной картиной. На всю страну сейчас их примерно 1200, уменьшившись в течение 2011 года где-то на сотню, 65-70% компаний сосредоточено в Москве. Брокеров, не являющихся депозитариями, должно бы быть многократно больше, чем брокеров, имеющих и депозитарную лицензию, это мировая практика. Те, кто хранит активы клиентов (депозитарии) - их обычно в мире меньше и к ним применяются более жесткие требования. В России же сложился такой регулятивный режим, что больше половины брокеров являются депозитариями. Это означает, что для индустрии небольших компаний, зарабатывающих на простейших брокерских функциях, не создано возможностей для развития.

Многочисленная диверсифицированная индустрия и емкость рынка - главные борцы с манипулированием и инсайдом. А у нас на долю 10 крупнейших участников торгов приходится 81% оборота на рынке.

Индустрия НПФ не развивается, и пусть никого не вводит в заблуждение рост накопительной части. Данные за три квартала 2011 года показывают, что объем накопительной части увеличился вдвое, но это та часть, которая была переведена из ВЭБа, а не новые деньги. Процесса инвестирования гражданами денег в НПФы не началось. Индустрия НПФ сегодня не борется за внутреннего инвестора - на нее приходится 2% ВВП. На 5 крупнейших тесно связанных с госкорпорациями НПФ приходится 65-66%. Их выбирают, потому что они кажутся более надежными. Качество управления пока не имеет значения.

Первое, что должно быть сделано в реформе НПФ - это отделение реформы государственного пенсионного обеспечения от негосударственного. Смешение этих двух реформ самым негативным образом сказывается на индустрии за счет него, что НПФы воспринимаются как часть государственного пенсионного обеспечения, что мешает им развиваться.

Требует специального анализа тот факт, что Россия в 2011 году продемонстрировала худшее их всех стран БРИК показатель капитализации - его падение на 20%, это сочетание целого ряда негативных факторов, тогда как регулятивный режим остается таким, как будто этих факторов нет, а все только и стремятся инвестировать в Россию.

В чем феномен Варшавы? В том, что они пять лет назад существенно модернизировали процедуру эмиссии. Из их 204 размещений в прошлом году примерно 100 - это размещения небольших компаний, которые идут за финансированием небольших сумм. Один из неправильных стереотипов финансового рынка - что IPO - это всегда черта только крупных компаний, что только крупные компании делают IPO. В мире «небольшие» по объему IPO создают большое напряжение для кредитной системы, так как оно становится конкурентом для кредитования, а многие из этих компаний являются венчурами и не всегда могут рассчитывать на кредитование. В нашей стране первичный рынок не состоится, если мы не сделаем изменений в процедуре эмиссии.

Как я уже говорил, 1% населения России осмысленно инвестируют на фондовом рынке, а после buy back ВТБ их число уменьшится. В США 90 млн. человек (28% населения) являются либо пайщиками ПИФов, либо инвестируют через брокеров, 94 млн. частных инвесторов в Китае (7%), в Бразилии - 20 млн. человек (10% населения).

Ключевой задачей польского рынка, кроме реформирования процедуры эмиссии, являлось также формирование сильного внутреннего инвестора, активное развитие индустрии НПФ. У России - 0,08% объема совокупных пенсионных резервов в мире.

Какова повестка дня НАУФОР на 2012 год?

Она, прежде всего, предопределена состоянием рынке. Надеюсь, в течение лета у нас появится центральный депозитарий. Это был главный жест, который нужен был иностранным инвесторам. Нам удалось обратить внимание на внутреннего инвестора, без которого невозможно решение проблемы внутреннего рынка.

Есть две вещи, которые необходимо сделать. Во-первых - это эмиссия. Это инструмент. У нас бедный набор инструментов, потому что российским эмитентам не интересен российский фондовый рынок. И внутренний инвестор - внутреннего инвестора я считаю более важной задачей. Если он силен, то способен компенсировать недостатки других механизмов рынка.

Существуют две большие инициативы, к которым НАУФОР имеет непосредственное отношение и по которым ведет тесный диалог с ФСФР России, министерством финансов и группой Волошина.

Уже готов и с высокой вероятностью может быть рассмотрен во втором чтении в весеннюю сессию в качестве поправок к прошедшему первое чтение законопроекту о технических эмиссиях - об упрощении процедуры эмиссии в России.

Основная задача - создать процедуру эмиссии ценных бумаг, аналогичную действующей в Европейском союзе.

Мы предложили сократить срок регистрации ценных бумаг, не сопровождающихся проспектом. В рабочей версии речь идет о 15 рабочих днях, возможно, будет решение о 20 календарных.

Мы попробовали реализовать британскую модель - предварительное рассмотрение процедуры эмиссии. Это особенно важно для России, где есть правило утверждения проспекта решением совета директоров, и каждый раз, когда эмитенту возвращаются документы из ФСФР с замечаниями, он вынужден каждый раз заново утверждать поправки на Совете директоров. Предварительная процедура позволит представить в ФСФР России проспект, еще не утвержденный советом директоров, а только подписанный исполнительными органами. Эта процедура будет описана подзаконными актами ФСФР России. После получения одобрения на этот предварительный пакет от ФСФР России, эмитент утверждает его советом директоров и направляет на регистрацию, срок которой сокращается до 10 дней.

Не нужно будет регистрировать проспект в ряде случаев, в которых этого не требуется за рубежом. Основное предназначение проспекта - это раскрытие информации для потенциальных инвесторов, на основании которой они могли бы сделать осознанное инвестиционное решение. За рубежом эмитент освобождается от проспекта, если эмиссия предназначена богатым, квалифицированным инвесторам, находящимся в связи с эмитентом (акционеры), а также в том случае, если это маленькие размещения, которые не являются социально значимыми, небольшие по объему ( до 5 млн евро) или адресованные небольшому количеству (до 150) инвесторам. Это станет основанием для формирования альтернативного первичного рынка - рынка небольших компаний, которые размещаются по упрощенной процедуре, избегая излишних административных нагрузок.

Очень важное изменение - возможность регистрации проспекта по частям. Проспект условно состоит из двух частей: первая - об эмитенте, вторая - об эмиссии. Часть об эмитенте самая трудоемкая и если она зарегистрирована, то регистрация будет действительна течение года. Когда же придет конъюнктура и эмитент определится с условиями размещения, он сможет обратиться в ФСФР и быстро дорегистрировать вторую часть, которая всегда значительно меньше первой. Сложенные вместе они образуют проспект, такова практика в Европе.

В области биржевых облигаций мы практически делаем революцию: почти все требования к биржевым облигациям переводятся из закона в полномочия биржи. Биржевые облигации успешный проект, это подтверждает большое количество выпусков, эмитенты выбирают в пользу инструментов, связанных с меньшими издержками.

Мы договорились, что все требования к проспекту мы уберем из закона, отдав их на установление ФСФР России. Мы думаем, что при формулировании требований к проспекту ФСФР России будет в большей степени отталкиваться от существующих требований к инвестиционному меморандуму, эти документы сблизятся и у эмитента будет меньше издержек, связных с составлением двух разных документов. Уже раскрытая информация может не включаться в проспект - если эмитент уже публикует ежеквартальный отчет.

Русский альтернативный рынок поможет запустить новое правило, что те компании, которые не должны регистрировать проспект, и были допущены к организованным торгам должны подчиняться требованиям к раскрытию информации, которые установит биржа, а не госрегулятор. Биржа может их освободить от требования ежеквартального отчета.

Изменятся и требования к раскрытию информации об инструментах для квалифицированных инвесторов: сейчас про них вообще нельзя раскрывать информацию, из-за чего индустрия фактически ушла в тень, как, например, индустрия ЗПИФов. Их продавать неквалифицированным инвесторам нельзя, а информацию раскрывать будет можно.

Мы решили сократить и саму процедуру эмиссии, за счет сокращения срока реализации преимущественного права до 10 дней позволит совместить его с маркетинговыми процедурами, адресованными новым инвесторам.

Мы договорились о том, что административное признание выпуска несостоявшимся будет отменено, которое создавало риск того, что при параллельном размещении российская часть может быть отменена, а также от признания выпуска недействительным по суду. Сейчас новым бумагам в течение срока исковой давности - трех месяцев - присваивается специальный номер, чтобы в случае судебного решения их можно было изъять из основной массы. Соответственно, цена на именно эти акции другая, чем на остальные бумаги эмитента. Это фрагментирует рынок.

Возможность обращения ценных бумаг появится с момента объявления цены. Это революционная для нашего рынка вещь, и именно так происходит за рубежом.

В результате этой реформы, я думаю, упростится доступ к финансированию небольших компаний, биржа получит возможность создать активный альтернативный рынок, и многократно проще станет процедура крупных IPO.

Очень высока вероятность, что в весеннюю сессию мы успеем, о чем есть договоренность с минфином, с минэкономразвития, с профильным комитетом Госдумы - мы постараемся отменить НДС с вознаграждения посредников на финансовом рынке и управляющих компаний ПИФов. Это изменение позволит удешевить услуги для клиентов.

Уже подготовлен законопроект и скоро он будет направлен в профильный комитет Госдумы РФ - об отмене НДФЛ с долгосрочных инвестиций. Если инвестор владеет ценными бумагами больше одного года, то налогооблагаемая база уменьшается на 25%, если два года - на 50%, по истечению трех лет подоходный налог с физических лиц отменяется. Речь в данном случае идет о ценных бумагах, обращающихся на организованном рынке, и о паях.

Этим летом мы собираемся подготовить, с тем, чтобы внести в осеннюю сессию законопроект об инвестиционных пенсионных счетах. Пенсионным этот счет делает только один факт - что деньги без штрафа с него можно забрать по достижении пенсионного возраста. Во всем остальном - это обычный брокерский счет или счет индивидуального управляющего, что более предпочтительно для клиента. Мы рассчитываем вести специальный индивидуальный вычет, который граждане могут поместить в НПФ, застраховать свою жизнь, либо поместить на такие счета. Мы подготовим режим этого счета, механизм аккредитации брокеров, которые могут с ними работать, вопросы налогообложения.

Я думаю, это будет интересный механизм для инвесторов, которые не идут в НПФы, которые привыкли контролировать свои инвестиции сами и хотят максимальной прозрачности, и это будет способствовать развитию внутреннего инвестора и инвестиционного спроса.

- Что известно о создании компенсационного фонда на рынке ценных бумаг?

Тема компенсационного фонда для нас тоже очень важная и мы ей занимаемся - конкретным приложением ее является законопроект о пруденциальном надзоре, прошедший первое чтение. Там реализована неправильная на наш взгляд концепция создания компенсационного фонда при саморегулируемой организации. Мы сейчас с ФСФР обсуждаем другую концепцию - создания единого компенсационного фонда для брокеров и, возможно, услуг управляющих. И его основой мог бы стать ФОГФ - федеральный общественный государственный фонд по защите интересов вкладчиков и акционеров. Он был создан в 90-е годы ля выплат компенсаций вкладчикам МММ и прочим мошенников. Он до сих пор этим занимается - точно наоборот, тем, чем должен заниматься компенсационный фонд - поощряя нерациональное инвестирование, поощряя инвесторов в финансовые пирамиды. Поощрять нужно инвесторов лицензированных организаций, защищая от возможного банкротства этих учреждений, не инвестиционные риски, разумеется.

Сейчас этот вопрос обсуждается с ФСФР в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. Мы взяли на себя обязательство в течение лета провести необходимую счетную работу, чтобы возможно, к осенней сессии подготовить поправки к закону. Я надеюсь, что в осеннюю сессию во втором чтении мы примем этот закон. В ФОГФе сейчас не очень много денег - около 1,5 млрд. рублей, по крайней мере, это хорошее начало для нового фонда.

- Что происходит с открытием счетов номинального держания центральным депозитарием?

Совет директоров НАУФОР поручил проработать вопрос, и 20 апреля в группе Волошина по созданию МФЦ состоится большая дискуссия с участием кастодианов. Наша позиция заключается в том, что до формирования серьезного инвестиционного спроса в стране из той калитки, которую мы открываем, скорее будут выходить, чем входить. Риск того, что ликвидность российского рынка, преодолев фрагментацию, сконцентрируется за рубежом, существует. И жертвой этого процесса станет российская фондовая биржа и российский центральный депозитарий. Каких-то точных утверждений, я думаю, сейчас никто не может дать. Но мы видим, что уже началось приостановление развития дочерних предприятий крупных иностранных банков, как кастодианов, так и брокеров. Они выжидают - где будет рынок, не оптимальнее ли будет закрыть российские подразделения и силами «материнских» компаний обеспечить привычное им обращение российских инструментов. Такие сигналы есть, и нас они тревожат, поэтому НАУФОР может выступить с позицией несколько иной, чем позиция НФА, которая недавно заявила, что никаких рисков на этот счет не видит.

Дата публ./изм.
20.04.2012