Журнал "Вестник НАУФОР" >>  архив >> 

Лариса Селютина (Вестник НАУФОР №6 2015)

Лариса Селютина, директор Департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России, рассказывает "Вестнику НАУФОР" о повышении роли саморегулируемых организаций, новых подходах к доверительному управлению, введении пруденциальных нормативов и других изменениях в политике регулятора.

"РУКОВОДСТВО К ДВИЖЕНИЮ".

Прежде чем вводить конкретные регулятивные установки, нужно определиться, каковы будут их последствия для рынка в целом

- Лариса Константиновна, ваш департамент объединяет регулирование и надзор в отношении профучастников. Его функции - как определение правил игры, так и окончательная оценка соблюдения этих правил участниками рынка. Какие приоритеты сейчас стоят перед департаментом?

- В предыдущие годы Федеральная служба по финансовым рынкам России создала довольно серьезную нормативную базу и подробно прописала правила игры в отношении профессиональных участников. Но рынок развивается, и эти правила требуют постоянной корректировки.

При этом Банк России исходит из того, что устанавливаемые регулятором требования, с одной стороны, не должны мешать развитию законного бизнеса, с другой - должны содержать действенные механизмы защиты прав потребителей и одновременно способствовать выстраиванию эффективной системы надзора за участниками финансового рынка. Эти задачи, а также создание условий для их реализации и является основным KPI в работе по регулированию и надзору в отношении профучастников.

Необходимо, устанавливая новые требования к деятельности участников финансового рынка, соотносить их с масштабами бизнеса и не допускать избыточного регулирования. Следует также предоставить участникам рынка возможность использовать аутсорсинг отдельных процессов и функций. Но решить поставленные задачи невозможно без оптимизации отчетности, информационных потоков и построения системы эффективного риск-ориентированного надзора.

Но это стратегические планы. Основными направлениями деятельности на текущий год мы для себя определили реформирование депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами. Кроме того, в связи с принятием поправок в законодательство и появлением новой категории профессиональных участников, перед нами стоит серьезная задача по созданию системы регулирования и контроля за деятельностью форекс-дилеров.

- В настоящее время обсуждается повышение роли саморегулируемых организаций. НАУФОР утвердила профессиональные стандарты, начинает вести реестр компаний, подчинившихся этим стандартам. К принятию в Думе готовится закон о СРО на финансовом рынке. Как вы в целом относитесь к повышению роли СРО в вопросах регулирования, и как должна выглядеть система регулирования и надзора в окончательном виде?

- Тема повышения роли саморегулируемых организаций в регулировании и контроле деятельности профессиональных участников обсуждается давно. Надеюсь, с принятием соответствующего закона эта идея наконец будет реализована. Банк России, став мегарегулятором, получил колоссальный объем полномочий по контролю, надзору и регулированию на финансовом рынке, и было бы неразумно отказываться от чьей-либо помощи, тем более что СРО представляют интересы участников рынка и заинтересованы в том, чтобы он стал более цивилизованным. У Центрального банка уже налажен конструктивный диалог со всеми саморегулируемыми организациями. Мы обсуждаем с ними все значимые проекты нормативных актов и подходы к дальнейшему взаимодействию, оцениваем возможности СРО по принятию на себя в будущем тех или иных функций по установлению требований через разработку стандартов и процедур контроля за их соблюдением.

Сейчас законопроект готовится ко второму чтению, и пока говорить о том, какой будет его окончательная редакция, преждевременно.

- Расскажите о новом подходе к доверительному управлению. Готовится концептуальное переосмысление подходов к регулированию - вводится требование о соответствии управления инвестиционному профилю клиента. Когда планируете его утвердить?

- Действительно, Банк России разработал проект нормативного акта, предусматривающий переход от установления требований к действиям доверительного управляющего (в том числе к порядку инвестирования) к альтернативному подходу, согласно которому действия доверительного управляющего определяются в соответствии с риск-профилем клиента. Этот документ также уточняет правила раскрытия информации, регулирует вопросы, связанные с конфликтом интересов, снимает запрет на включение производных финансовых инструментов в перечень объектов доверительного управления.

В настоящее время проект находится в стадии согласования. Мы надеемся завершить работу над ним до конца текущего квартала.

- Рынок весьма чувствительно относится к регулированию операций с неквалифицированными инвесторами - обеспокоенность вызывает план повышения требований к квалифицированным инвесторам. Что вы думаете о перспективах принятия этих изменений?

- Работа над проектом указания Банка России "О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами" завершена, он направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

Документ направлен на приведение действующих требований к порядку признания лиц квалифицированными инвесторами - в соответствии с изменениями, внесенными в законодательство о рынке ценных бумаг. Кроме того, требования для признания лиц квалифицированными инвесторами актуализированы с учетом текущего состояния рынка ценных бумаг и международного опыта.

Так, изменены требования, которым должны соответствовать лица для признания их квалифицированными инвесторами (например, требования к имуществу физических лиц для признания их квалифицированными инвесторами повышены - с 3 млн до 6 млн рублей). Проект также предполагает расширение перечня финансовых инструментов, учитываемых при признании лиц квалифицированными инвесторами, в частности, за счет иностранных депозитарных расписок, ипотечных сертификатов участия и паев (акций) иностранных инвестиционных фондов. При этом документ устанавливает порядок определения оценочной стоимости этих финансовых инструментов.

Повышение требований, которым должны соответствовать лица для признания их квалифицированными инвесторами, обусловлено как изменением в подходе определения квалификации (необходимо соответствовать лишь одному требованию вместо двух, как было ранее), так и защитой прав инвесторов в целом. Доступ физических лиц, не обладающих соответствующими знаниями, опытом, достаточно высоким уровнем доходов, к наиболее рисковым инструментам на финансовом рынке чреват для таких граждан серьезными проблемами.

- В прошлом году совместно с НАУФОР шла активная работа над новым положением о внутреннем учете. Какова судьба проекта нормативного акта, удалось ли найти общее с рынком решение по поводу его ключевых положений?

- В настоящее время Банк России разрабатывает нормативные акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета некредитными финансовыми организациями (НФО), в том числе План счетов бухгалтерского учета в НФО, которые, в свою очередь, коррелируют с вышеупомянутым проектом. Поэтому было принято решение приостановить подготовку этого документа на некоторое время. Осенью планируем вернуться к его доработке.

- Вы говорили о создании системы дистанционного надзора. О чем идет речь?

- Раньше надзорные мероприятия со стороны ФСФР России в основном сводились к надзору за соблюдением формальных требований в рамках выездных проверок и к анализу запрашиваемых документов, которые представляли компании в ответ на предписания по жалобам.

В настоящее время мы осуществляем комплекс сплошных и непрерывных мероприятий по наблюдению за деятельностью и финансовым состоянием поднадзорных организаций в целях контроля финансовой устойчивости и проверки соответствия деятельности этих организаций требованиям законодательства о рынке ценных бумаг и иного специального законодательства ("противоотмывочного" законодательства, законодательства по противодействию манипулированию рынком и инсайду, по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг). Дистанционный надзор (проверки) осуществляется на основании анализа отчетности, предоставляемой в Банк России поднадзорными организациями, а также информации из иных источников (банковская отчетность, информация из различных подразделений Банка России, жалобы клиентов, органов следствия, прессы и так далее). Для проведения проверки конкретных фактов запрашиваются первичные документы, и по результатам их анализа готовится заключение о соответствии либо несоответствии деятельности профессионального участника требованиям законодательства.

Банк России уделяет большое внимание анализу операций профессионального участника и его клиентов с точки зрения экономической целесообразности (выявление различных "схем"). Проверяются также структура собственных средств организации, система управления рисками и финансовые результаты.

Кроме того, наши сотрудники регулярно проводят встречи с владельцами и топ-менеджментом крупнейших профессиональных участников, где обсуждаются моменты, вызывающие у Банка России сомнения или опасения. Представители рынка на таких встречах могут, в свою очередь, представить собственное видение дальнейших перспектив развития компании, а также предложить к обсуждению наиболее актуальные проблемы отрасли в целом.

- ЦБ РФ вновь вернулся к теме введения пруденциального надзора за профучастниками. Какие нормативы планируете вводить и в какие сроки?

- Мы полагаем, что переход к пруденциальному надзору должен быть поэтапным, а методологические подходы - общими для всех секторов финансового рынка: страхового, микрофинансирования, коллективных инвестиций. Выработкой новых подходов и концептуальным согласованием планируемых к изданию нормативных актов, связанных с пруденциальным надзором, в Банке России занимается специально созданный инвестиционный комитет. Кроме того, на данном этапе мы анализируем бизнес-модели профессиональных участников рынка ценных бумаг и идентифицируем риски, присущие их деятельности. Это позволит разработать пруденциальные нормативы, исходя из специфики деятельности конкретных участников финансового рынка.

- В расчет собственных средств профучастника по-прежнему не входят активы у иностранных брокеров. Этот вопрос в свое время получил противоречивое толкование ФСФР, жертвой чего стали крупные компании. В любом случае это неудобно: значительная часть средств не входит в расчет капитала. Планируется ли изменить правила расчета собственных средств?

- Хотелось бы обратить внимание, что требования к собственным средствам устанавливаются не для удобства брокера, а для оценки его возможности отвечать по своим обязательствам.

Осуществляя меры дистанционного надзора, Банк России выявляет достаточно крупные и системные проблемы с собственными средствами профучастников. Это, в частности, существенные провалы в достаточности собственных средств на межотчетные даты (вплоть до отрицательных значений), формирование активов нерыночными ценными бумагами с весьма сомнительной стоимостью и кредитным качеством или бумагами давно "потерявшихся" эмитентов. Кроме того, в числе других проблем - значительное завышение оценочной стоимости активов, включаемых в расчет собственных средств (движимое и недвижимое имущество, программное обеспечение и прочее).

Для того чтобы оперативно ликвидировать эти пробелы, мы подготовили предложения о внесении соответствующих изменений в порядок расчета собственных средств. Основные изменения коснутся ужесточения перечня ценных бумаг, инвестиции в которые могут приниматься в расчет собственных средств. Сейчас эти предложения обсуждаются.

Но в любом случае это только первый шаг - в перспективе мы планируем все-таки введение пруденциальных нормативов.

- Расскажите о готовящихся изменениях в отчетности профучастников, для чего они вводятся?

- На текущий момент Указанием Банка России 3533-У уже утверждены новые формы отчетности для профессиональных участников рынка ценных бумаг - некредитных финансовых организаций. Кроме того, подготовлен проект форм отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг - кредитных организаций.

Из новых форм отчетности следует отметить "Отчет о внебиржевых сделках" и "Отчет по ценным бумагам".

Любая отчетность вводится, в первую очередь, для надзорных целей, а с учетом развития дистанционного надзора она становится нашим основным источником информации о деятельности профессиональных участников.

- В свое время, когда шла передача полномочий регулирования фондового рынка в ЦБ, были опасения, что новому регулятору будет сложно работать с мелкой индустрией, поскольку традиционно ЦБ работает с банками, которые намного крупнее. Все инвестиционные компании, как большие, так и маленькие, отмечают теперь увеличение регулятивной, главным образом, надзорной, нагрузки. С одной стороны, это понятно, поскольку надзорные ресурсы ЦБ больше, чем у ФСФР. Но, с другой стороны, возросшая нагрузка может быть чрезмерна для небольших компаний. Не завершился еще и период адаптации индустрии к новой регулятивной политике. Не станут ли небольшие компании жертвами регулятивного шока? Возникают опасения и относительно того, не является ли сокращение числа маленьких компаний сознательной политикой ЦБ? Видите ли вы эту проблему и как видите выстраивание этой политики?

- Политика Банка России не нацелена на сокращение числа небольших компаний. Напротив, мы сейчас вводим практику разделения лицензий по видам операций, которые разрешается осуществлять профессиональному участнику рынка ценных бумаг. Соответственно, разделяются и требования к профучастникам. Например, выделена такая категория, как клиентский брокер, к собственным средствам которого предъявляются менее строгие требования, чем к обычному брокеру. Но одновременно таким профучастникам установлены существенные ограничения на операции.

Большое количество добровольно сдаваемых лицензий, скорее, связано со спадом экономической активности и отсутствием достаточной ликвидности финансового рынка. Но это объективные причины.

Если говорить о дистанционном надзоре, то, мне кажется, общаться с регулятором дистанционно, путем предоставления документов по письменному запросу, гораздо проще, чем в режиме online во время инспекционной проверки. Я не могу сказать, что резко возросла регуляторная нагрузка. Да, усилился контроль. В процессе обработки получаемой дистанционно отчетности мы выявляем колоссальное количество нестыковок и технических ошибок, предупреждаем об этом участников рынка, а за повторные нарушения наказываем. Дело в том, что на практике некоторые профессиональные участники рынка ценных бумаг просто отдают составление отчетности на аутсорсинг и даже не удосуживаются поменять цифры из квартала в квартал. Для таких компаний нагрузка действительно возросла, потому что они теперь вынуждены более внимательно относиться к нормативным требованиям.

- Как вообще должна, на ваш взгляд, выглядеть индустрия с точки зрения ее количества, масштабов и географии?

- На мой взгляд, индустрия финансовых услуг должна быть выстроена таким образом, чтобы соблюдались принципы прозрачности системы, наличия конкурентного рынка и неограниченного доступа к финансовым услугам для потенциального потребителя в любом уголке страны.

- Как вы относитесь к идее регулирования инвестиционных советников? Что может дать рынку появление регулирования этой индустрии? Почему, по вашему мнению, до сих пор не принят соответствующий закон, с какими трудностями он сталкивается?

- В целом я эту идею поддерживаю, но насколько она жизнеспособна, покажет время.

Мегарегулятор - не волшебник. Мы можем, в том числе и по инициативе участников рынка, разрабатывать требования к инструментам и новым категориям участников. Но вести и развивать их бизнес мы не можем.

- Ранее была информация о том, что ЦБ работает над созданием списка системно значимых участников фондового рынка по аналогии со списком системно значимых банков. Какие решения в этом направлении уже приняты?

- Мы действительно обсуждаем необходимость выделения системно значимых участников рынка, но работа в этом направлении только началась. Прежде чем формулировать список таких профессиональных участников рынка ценных бумаг, нужно определиться с критериями отнесения их к категории системно значимых, а главное - необходимо понять, каковы будут для них последствия этого решения, особенности их регулирования и надзора.

Дата публ./изм.
12.08.2015