Наталья Угнич (Вестник НАУФОР №10 2017)
О порядке отнесения юридических лиц к определенным категориям (в том числе, стратегическим обществам, публично-правовым компаниям, государственным корпорациям).
Закон выделяет в особую категорию хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ. Для таких обществ является обязательным контроль над определенными типами денежных операций, осуществляемый в целях ПОД/ФТ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ
30 июля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Изменения коснулись пункта 1.3 статьи 6 Закона. В соответствии с изменениями к операциям, подлежащим обязательному контролю, относятся: операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем. Эти хозяйственные общества указаны в статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Операция подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму; либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.
В данном обзоре разберемся, каким образом НФО могут выявить среди своих клиентов вышеуказанные компании. Следует иметь в виду, что такая компания может иметь один из следующих статусов: хозяйственное общество; федеральное унитарное предприятие; государственная корпорация, государственная компания и публично-правовая компания.
Разберем процедуру выявления применительно к каждому из перечисленных статусов.
1. Хозяйственное общество
Хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации (далее - Стратегические общества), и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указаны в статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года (N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее - Закон № 213-ФЗ).
Порядок отнесения юридического лица к данной категории таков. К Стратегическим обществам относятся следующие юридические лица, согласно п. 6 ст. 1 Закона № 213-ФЗ:
1) хозяйственное общество (не являющееся кредитной организацией), включенное в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Данный Указ утверждается в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в связи с чем даже после вступления в силу новой редакции этого пункта с 29 октября 2017 года перечень по-прежнему будет утверждаться данным Указом.
2) хозяйственное общество (не являющееся кредитной организацией), включенное в утвержденный правительством Российской Федерации один из двух перечней:
- перечень открытых акционерных обществ, в отношении которых определение позиции акционера (Российской Федерации) по вопросам назначения представителя для голосования на общем собрании акционеров, внесения вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижения кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыва внеочередного общего собрания акционеров, голосования по вопросам повестки дня общего собрания акционеров и согласование директив представителям Российской Федерации и представителям интересов Российской Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) осуществляются правительством Российской Федерации, председателем правительства Российской Федерации или по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации;
- либо в перечень открытых акционерных обществ, в отношении которых определение позиции акционера (Российской Федерации) по вопросам выдвижения кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, голосования на общих собраниях акционеров по вопросам их формирования и согласование директив представителям Российской Федерации и представителям интересов Российской Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) по голосованию на заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) по вопросам формирования единоличного исполнительного органа и избрания (переизбрания) председателей советов директоров (наблюдательных советов) осуществляются правительством Российской Федерации, председателем правительства Российской Федерации или по его поручению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
3) хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства в смысле Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее - Закон N 57-ФЗ), определенное отдельными решениями президента Российской Федерации или правительства Российской Федерации.
Исходя из данного определения, квалифицирующими признаками таких обществ являются:
- их создание на территории Российской Федерации (в том числе созданные иностранными инвесторами);
- осуществление ими деятельности, виды которой установлены в статье 6 Закона N 57-ФЗ. Некоторые из данных видов деятельности являются лицензируемыми (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности");
- издание отдельного решения президента Российской Федерации или правительства Российской Федерации, определяющего данное общество в качестве имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В настоящее время отдельных решений президента РФ или правительства РФ, которыми бы определялись указанные общества в качестве стратегических, не издано.
4) иные хозяйственные общества, доли в уставных капиталах или акции которых находятся в собственности Российской Федерации и которые включены в утвержденный правительством Российской Федерации перечень. Указанная категория обществ появится в Законе 213-ФЗ с 29 октября 2017 года, в связи с чем соответствующий перечень правительства РФ в настоящее время отсутствует.
Помимо стратегических обществ, под действие Закона 213-ФЗ также подпадают общества, находящиеся под прямым или косвенным контролем стратегических обществ. Необходимо отметить, что в Законе 213-ФЗ не раскрывается понятие прямого или косвенного контроля, однако, п. 7 ст. 1 Закона 213-ФЗ предусматривается, что на них будет распространяться указанный закон только в случае включения указанных контролируемых обществ в перечень, утвержденный правительством РФ. В настоящее время такой перечень отсутствует.
2. Федеральное унитарное предприятие
Федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации (далее - Стратегические ФУПы), и хозяйственные общества, находящихся под их прямым или косвенным контролем, указаны в Федеральном законе от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон 161-ФЗ).
Порядок отнесения юридического лица к данной категории таков. К Стратегическим ФУПам относятся следующие юридические лица (согласно ст. закона № 161-ФЗ):
1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Данный перечень утвержден Указом президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».
2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Указанные ФГУП и ФКП включены в перечень стратегических организаций, утвержденный распоряжением правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-р «Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации».
3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением президента Российской Федерации или правительства Российской Федерации. В настоящее время отдельных решений президента РФ или правительства РФ, которыми бы определялись указанные ФГУП и ФКП в качестве стратегических, не издано.
Согласно п. 12 ст. 24.1 Закона 161-ФЗ, указанная норма распространяется на хозяйственные общества, находящиеся под прямым или косвенным контролем стратегических ФГУПов, в случае включения указанных хозяйственных обществ в утвержденный правительством Российской Федерации перечень. В настоящее время такой перечень отсутствует.
3.Государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании
Порядок отнесения юридического лица к данной категории таков. Государственная компания - это некоммерческая организация, не имеющая членства и создаваемая на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления (п. 1 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)).
Государственная компания создается только Российской Федерацией (ни субъекты, ни муниципальные образования не могут быть учредителями) путем издания отдельного федерального закона (п. 1 ст. 7.2 Закона N 7-ФЗ).
В федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации (п. 6 ст. 7.2 Закона N 7-ФЗ).
На сегодняшний день действует только одна государственная компания - ГК «Российские автомобильные дороги», созданная Федеральным законом от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Государственная корпорация - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (п. 1 ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ).
Государственная корпорация, как и государственная компания, создается только Российской Федерацией и только путем издания отдельного федерального закона (п. 1 ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ).
Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов (п. 3 ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ).
Отличие государственных компаний от государственных корпораций заключается в цели создания. Как следует из п. 1 ст. 7.2 Закона N 7-ФЗ, государственная компания создается для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная корпорация создается для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (п. 1 ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ).
На сегодняшний день созданы: государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Агентство по страхованию вкладов.
Публично-правовой компанией (далее - ППК) является унитарная некоммерческая организация, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества (ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о ППК).
ППК может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.
Учредителем ППК может быть только Российская Федерация.
ППК может быть создана на основании федерального закона или указа Президента РФ. При этом устав ППК утверждается Правительством РФ.
Как следует из пояснительной записке к проекту Закона о ППК, законопроект был подготовлен в связи с тем, что согласно Плану-графику мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании "Автодор", утвержденному председателем правительства Российской Федерации 29.12.2010 № 6793п-13, существующие в настоящее время государственные корпорации и государственная компания "Автодор" должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы.
После введения в законодательство Российской Федерации организационно-правовой формы "публично-правовая компания" согласно плану-графику, в указанную форму предполагалось преобразовать государственные корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и "Агентство по страхованию вкладов". За время существования государственных корпораций и государственной компании применительно к юридическому оформлению их деятельности возникло значительное число как теоретических, так и практических вопросов, которые в итоге привели к необходимости пересмотра подхода к созданию и функционированию государственных корпораций и государственной компании. В пояснительной записке также отмечено, что предлагаемые изменения направлены на унификацию законодательства о государственных корпорациях (государственных компаниях), повышение эффективности и степени прозрачности их деятельности путем введения в законодательство Российской Федерации новой организационно-правовой формы - "публично-правовая компания"; с последующим преобразованием государственных корпораций, действующих в неконкурентной среде.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в окончательной редакции принятого Закона о ППК предусматривается, что не все из вышеуказанных юридических лиц будут преобразованы в ППК. Так, согласно ч.3 ст. 2 Закона о ППК, публично-правовая компания может быть создана путем реорганизации государственной корпорации (за исключением государственных корпораций, указанных в части 4 настоящей статьи), государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация, а также некоммерческой организации, уполномоченной правительством Российской Федерации на осуществление функций по формированию компенсационного фонда долевого строительства, на основании федерального закона, определяющего порядок такой реорганизации. Согласно ч.4 ст. 2 Закона о ППК, публично-правовая компания не может быть создана путем реорганизации в форме преобразования государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
На сегодняшний день создана только одна ППК - Публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства".
30.10.2017