Анна Василенко (Вестник НАУФОР № 3)
Анна Василенко, управляющий директор Московской биржи, рассказывает Ирине Слюсаревой о том, как строятся отношения торговой площадки с эмитентами и что дает это взаимодействие каждой из сторон.
С середины 90х годов российские эмитенты предпочитали привлекать капитал на международных биржах. Сейчас мы видим противоположный тренд - большинство новых листингов происходит на Московской бирже
БИРЖА. ЭМИТЕНТ. ИНВЕСТОР
- Анна, каков устроена работа Биржи с эмитентами? И на каких эмитентах эта работа фокусируется?
- На Московской бирже торгуются акции 227 эмитентов, в котировальных списках (1 и 2 уровень листинга) 79 компаний, количество эмитентов облигаций-более 330. Конечно, мы работаем со всеми эмитентами, которые к нам обращаются, однако максимальное количество коммуникаций у нас с компаниями 1 и 2 уровня листинга акций, крупными заемщиками на рынке облигаций, а так же с теми, кто только собирается выходить на публичный рынок.
Отношения эмитента с биржей - многогранные отношения, при этом, когда они установлены, они очень надолго, мы хотели бы сказать, навсегда. С одной стороны, это отношения клиента с инфраструктурной организацией, предлагающей услугу - эмитент может с нас требовать качественного конкурентного сервиса. С другой стороны, биржа предъявляет к эмитенту свои собственные строгие требования, мы должны для инвесторов обеспечивать постоянную объективную оценку «качества» эмитента.
- Когда эмитент только выходит на публичный рынок - это одна история. А когда он на рынок уже вышел…
-…это уже другая совсем другая история.
В этой ситуации мы перестаем привлекать клиента, и биржа в лице Департамент листинга, становиться для эмитента полноценным контролером и регулятором.
У Департамента по взаимодействию клиентами функции тоже становятся несколько иные: мы оказываем поддержку, и являемся своего года посредником между эмитентом и «регулятором» в лице Департамента листинга, а также зачастую связующим звеном между эмитентом и инвестором. Эмитенту мы объясняем требования, которые к нему предъявляет статус публичной компании, а Департаменту листинга и инвесторам рассказываем про особенности эмитента. Это очень индивидуальная работа, потому что эмитенты на Московской бирже очень разные, из разных индустрий, а так же сильно варьируются по размеру их бизнеса. Нужно отметить, что среди них есть компании сознательные, а есть такие, которые, формально соблюдая требования, по духу регулирования не могут похвастаться лучшими практиками. Так как компании очень разные, очень сложно формально прописать все требования листинга, вплоть до мелких деталей.
Необходимо, чтобы эмитент, становясь публичным, понимал идею регулирования, его внутреннюю логику и смысл, самостоятельно применял лучшие практики рынка, а мы проводили разъяснительную работу относительно регулирования, технологий Биржи и помогали эмитенту увеличивать свою инвестиционную привлекательность, наилучшим образом удовлетворять ожидания инвесторов.
- Как строится эта работа, в каких форматах?
- Очень популярен формат «День инвестора». Компания приглашает инвесторов, аналитиков и презентует свою историю на нашей площадке.. Недавно у нас проводили такие мероприятия «РусГидро», «X5 Retail Group», «М.Видео». Безусловно, мы не только помогаем компании собрать аудиторию, но своей поддержкой даем хороший повод показать, что эмитент удовлетворяет всем нашим требованиям.
Другой формат - Комитет эмитентов. Это дискуссионная площадка, на которой биржа информирует эмитентов о различных нормативных новациях, а также дает им возможность выразить свое мнение по вопросам изменения регулирования, выработать агрегированную позицию. В дискуссиях часто принимают участие представители Банка России, профильных министерств. Комитет проводит заседания приблизительно раз в два месяца, состоит из 25 представителей, в основном это специалисты из компаний-эмитентов.
Для информирования эмитентов мы предлагаем обучающие семинары, а также сделали программу под общим брендом «IR Академия». Мы отлично понимаем, хороших IR специалистов точно меньше, чем эмитентов. И не все публичные компании могут позволить себе дорогостоящих финансовых консультантов, чтобы грамотно сформировать и продать свою инвестиционную историю. Вот мы и пытаемся восполнить этот пробел: передать эмитентам средней и малой капитализации, а также начинающим специалистам по отношениям с инвесторами, опыт профессиональных консультантов и крупных эмитентов.
И конечно мы консультируем эмитентов индивидуально.
- Каковы темы занятий IR Академии?
- Обсуждаем и разбираем ключевые задачи области отношений с инвесторами: лучшие практики раскрытия информации, финансовых коммуникаций и корпоративного управления; как привлечь различные категории инвесторов, определить целевую инвесторскую базу.
Мы изучаем новации регулирования, например подробно рассматривали влияние MIFID на деятельность IR. Рассматриваем интересные ИТ-решения, которые организуют эффективную коммуникацию с инвесторами, даже невозможное ранее роад-шоу участия инвестиционного банка.
За два года работы IR-Академии мы провели 12 семинаров. Интерес к занятиям велик, в среднем каждое занятие посещает около 40 человек. Наибольший аншлаг вызвало «внеклассное» занятие об ответственном инвестировании - пришло более 120 слушателей.
На Западе эта тема обсуждается очень широко, а в России пока мало востребована.
Сейчас мы думаем, как развивать этот проект. А пока мы сделали специализированный сайт ir-moex.com, на котором размещаются все информационные материалы программы и презентации.
- Какие ваши приоритетные задачи в части работы с эмитентами, планирующих размещение акций?
- Мы хотим показать компаниям, имеющим бизнес в России, что Московская биржа предлагает им наиболее эффективное решение для привлечения акционерного капитала.
Еще сравнительно недавно инфраструктура российского рынка была не удобной, не понятной иностранному инвестору. Не было центрального депозитария, центрального контрагента, возможности торговать с частичным обеспечением. Чтобы иностранные инвесторы получали привычный для них сервис, эмитентам приходилось идти на зарубежные площадки. Сейчас все эти проблемы решены.
В 2017 году российским компаниями через размещения акции было привлечено более 400 млрд рублей, из них более 360 млрд рублей или 90% было привлечено компаниями, имеющими листинг на Московской Бирже. Цифры подтверждают, что прошло время, когда привлечение капитала российскими компаниями происходили только на биржах Лондона или Нью-Йорка.
- А вам бы хотелось, чтобы компании уходили от двойного листинга? Чтобы они торговались только на MOEX?
- Торговую площадку выбирает эмитент, а у него могут быть разные соображения на этот счет, в том числе, география бизнеса, а так же специфика спроса инвесторов. Например компании технологической сферы в-основном привлекаю средства ни биржах США.
Необходимость международного листинга для чисто российских компаний сейчас сильно переоценена и уже не дает таких преимуществ, как прежде. С развитием технологий торговля акциями не имеет границ. Через своего брокера можно работать на любой площадке, в любой точке мира. Российские акции сейчас можно держать на счетах «Евроклир», и купить и продать их может любой инвестор, даже тот, который никогда не торговал российскими активами. Так же компании учитывают, что требования на различных биржевых площадках могут заметно отличаться, и эмитент несет в этом случае значительные издержки на соответствие таким требованиям.
Для российских компаний, особенно в случае если это не гигантский бизнес, эффективнее иметь единственный листинг на Московской бирже. Именно так поступили в прошлом году компании «Детский мир» и «Обувь России», которые успешно провели свои IPO с участием широкого круга международных инвесторов.
- Диалога с регулятором эмитенту достаточно? Есть ли смысл подключать к такому диалогу саморегулируемые организации?
- Для производственной компании вопросы, связанные с рынком ценных бумаг, при всей важности, составляют все-таки достаточно ограниченную часть общей деятельности. Менеджмент больше сфокусирован на развитии бизнеса. Эмитенты уделяют большее времени работе в общественных организациях, многие из наших эмитентов активно вовлечены в диалог на площадке РСПП по широкому кругу вопросов.
- А что касается вопросов корпоративного управления? Как вы оцениваете общий уровень корпоративного управления в российских компаниях и каковы основные проблемы в этой области?
- Корпоративное управление - комплексное понятие. В первую очередь, это защита прав инвесторов. Нужно понимать что этот вопрос все-таки больше связан с законотворчеством и судопроизводством. Если к инвестору несправедливо отнеслись, он идет в суд. Биржа к этому прямого отношения не имеет.
Что касается непосредственно роли биржи, то здесь можно выделить несколько аспектов. Первый - раскрытие информации, которое регулируется законодательством и различными положениями Банка России. И хотя еще есть эмитенты, которые периодически допускают нарушения, как правило, они несущественны: небольшие опоздания в сдаче отчетности, неточности ввода данных. Более 35% эмитентов нарушений вообще не допускают, только 15% эмитентов нарушают сроки раскрытия в одном случае из десяти.
Кроме того, ряд положений Кодекса корпоративного управления Банка России имплементированы в правила листинга Московской биржи в части требований к деятельности совета директоров, наличия независимых директоров. В прошлом году мы подводили итоги реформы листинга и зафиксировали существенный прогресс- среди 48 эмитентов первого котировального списка среднее количество независимых директоров около 4. Выполняется и требование к комитету по аудиту и комитету по вознаграждениям, которые должны либо состоять из независимых директоров, либо, как минимум, возглавляться ими. В целом количество независимых директоров у российских компаний в первом списк выросло на 50% , так же как выросло «качество» за счет более строгих критериев оценки их независимости.
Важным аспектом защиты прав акционеров, является наличие и соблюдение дивидендной политики компании-эмитента. В этом году Московская биржа провела исследование и выпустила методические рекомендации в отношении дивидендной политики эмитентов. Мы просим эмитентов котировальный списков не просто иметь дивидендную политику (она есть у всех), а чтобы эта политика содержала количественные показатели относительно сроков выплаты дивидендов и расчетов их суммы. Могу сказать, что сейчас на российском рынке достаточно много бумаг с высокой дивидендной доходностью. Кстати, к ним относятся и акции Московской биржи.
- Как санкции повлияли на инвестиционный спрос?
- Существенно поменялись представления российских эмитентов об источниках привлечения средств. Раньше отечественные компании в большей степени ориентировались на международных инвесторов, и считали не существенным российский спрос. Сейчас российские физические лица составляют приблизительно 35% от объема биржевых торгов акциями. То как спрос от частных инвесторов может добавить ликвидности ценным бумагам - очень впечатляет потенциальных эмитентов. Сейчас мы как раз общаемся с одним эмитентом на предмет его подготовки к выходу на публичный рынок: так вот, для него существенным доводом в пользу Московской биржи является именно спрос со стороны физических лиц. При размещении акций на международной площадке он не получит доступ к этой категории инвесторов.
Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС)становятся заметным источником «длинных денег». К настоящему моменту открыто более 330 тысяч ИИСов, и надеемся, что их количество будет и дальше расти экспоненциально. Это относительно новый продукт, и несмотря на то, что он очень выгоден для физического лица, о нем знают далеко не все наши граждане. Он рассчитан на средний класс; на людей со стабильными но не обязательно со сверхвысокими доходами. Семья, получающая совокупный доход, скажем, 250 тысяч рублей в месяц, вполне может себе позволить открыть такой счет, переводить н него на 400 тыс. рублей в год и воспользоваться налоговой льготой -возвратом подоходного налога с этой суммы.
- Что можно сделать, чтобы поддержать развитие инвестиционного спроса со стороны российских институциональных инвесторов?
- Если мы говорим, например, про пенсионные средства, то к сожалению эти деньги в размещениях ценных бумаг пока участвуют не слишком активно. Их доля в проходивших на Московской бирже IPO в последние годы была незначительна, в среднем менее 3% . Это важная проблема отечественного фондового рынка, который обсуждается на всех площадках, в НАУФОР, в том числе. Я надеюсь, что ситуация начнет меняться, пусть и не быстро. На спрос со стороны управляющих пенсионными средствами влияет, в том числе, высокая волатильность рынка акций, вызванная политической неопределенностью. В такой ситуации они полагают, что деньги будущих пенсионеров более безопасно вкладывать в консервативные инструменты. Сейчас появились акции, которые дают дивидендную доходность иногда более 10%, надеемся, что управляющие российскими фондами будут обращать на такие акции все больше внимания.
- Каких целей вы хотели бы достичь в текущем году?
- Прошлый год был суперуспешен для привлечения акционерного капитала, он был лучшим за пять лет, прошло два первичных размещения акций более чем на 24 млрд рублей, было более 15 вторичных размещений- многие компании увеличили количество акций в свободном обращении.
В этом году, как мне кажется, будет больше IPO, надеюсь, порядка шесть первичных размещений акций. Разумеется, хотелось бы, чтобы все эти сделки прошли на Московской бирже.
Мы планируем запустить новый проект - нетворкинговую и обучающую программу для эмитентов средней капитализации. Надеюсь, мы сможем объявить детали проекта до конца года, а в этом году проведем основную подготовительную работу, чтобы запустить проект в 2019 году.
16.04.2018