Журнал "Вестник НАУФОР" >>  архив >> 

ИНТЕРВЬЮ: Владимир Курляндчик
(Вестник НАУФОР №7-8 2020)

Владимир Курляндчик, директор по развитию ARQA Technologies, рассказывает журналу «Вестник НАУФОР», как взаимосвязаны на отечественном финансовом рынке тренды и технологии; объясняет, почему влияние одной тенденции может приводить к многофакторным последствиям; а также прогнозирует, что усиление безопасности может вести к снижению темпа внедрения новых продуктов и сервисов.

Профессиональные участники еще не в полной мере осознали, как влияет на их бизнес расширение временных рамок торгов на российских биржах, но последствия - серьезные

ЗНАНИЕ vs РЕШЕНИЕ

- Владимир, как происходит на российском рынке конвертация новых трендов инвестиционного бизнеса в продукты ИТ-индустрии? И происходит ли эта трансмиссия в принципе?

- Российский финансовый рынок практически с самого его зарождения отличал высокий уровень применения информационных технологий. Поэтому, на наш взгляд, любой тренд инвестиционного бизнеса достаточно быстро находит свое отражение в тех или иных ИТ-решениях. А иногда бывает и обратный процесс, когда те или иные технологические решения начинают формировать новые тренды на финансовом рынке.

При этом не всегда такая взаимосвязь приводит к появлению принципиально новых продуктов и решений. Достаточно часто происходит развитие имеющихся продуктов в новых направлениях, эволюция тех или иных интеграционных решений. Сейчас инвестиционный бизнес любого типа - и институционального, и ритейлового - это сплав большого количества технологий по всей цепочке от фронт-офиса до бэк-офиса. И любой новый продукт или сервис, который хочет запустить профучастник, зачастую требует от него нового уровня автоматизации процессов во всех этих компонентах.

- Какие новые тренды, следствием которых станет запрос на новые ИТ-продукты, вы наблюдаете на рынке сейчас?

- Это довольно емкий вопрос. Индустрия активно развивается, можно отметить разные направления. К числу тех трендов, которые, на наш взгляд, наиболее заметно влияют на ИТ-решения, можно отнести следующие:

- массовый приход на рынок ритейловых клиентов,

- расширение линейки финансовых инструментов, которые интересны клиентам (как в биржевом, так и во внебиржевом сегментах),

- активное использование инструментов с валютной составляющей,

- расширение временных рамок торгов на биржах.

Кратное увеличение количества ритейловых клиентов в нашей индустрии привело к многофакторному эффекту, оказавшему влияние на технологии. Тут можно отметить и развитие разнообразных мобильных и веб-терминалов для их работы, и вопросы производительности и надежности программно-технологических платформ, и задачи обучения, консультирования и поддержки.

Если говорить о линейке финансовых инструментов, то спрос со стороны клиентов породил на нашей стороне активное развитие подключений к разным торговым площадкам и их сегментам. Речь идет не только о фондовых рынках Московской биржи и Санкт-Петербургской биржи, где устойчиво наблюдается рост подключений. Активно развиваются и проекты по обеспечению прямого доступа к торгам на зарубежных площадках. Большой интерес есть и к организации разного рода внебиржевых сервисов. Особенно это заметно на рынке облигаций, где активно стали применяться наши решения для внутреннего OTC-котирования, интеграции с сервисами Bloomberg, а также наше OMS-решение. При этом стоит заметить, что тренд состоит в том, что брокеры стараются предоставить все эти сервисы в формате единой денежной позиции для клиента, чтобы его работа на финансовом рынке была максимально удобна.

Так, интерес к облигациям привел к появлению нового продукта в линейке QUIK - Модуля букбилдинга. Его задача состоит в том, чтобы максимально автоматизировать сбор и процессинг заявок на первичное размещение облигаций, как биржевого, так и внебиржевого типа.

В ситуации высокой волатильности валютных курсов у конечных клиентов есть большой интерес к инструментам с валютной составляющей. Обеспечение доступа к таким инструментам и желание сделать этот процесс максимально удобным приводят к активному использованию наших решений по автоматическому расчету котировок и конверсии, а также к расширению списка провайдеров валютной ликвидности, которые мы поддерживаем.

Если говорить о расширении временных рамок торгов на российских биржах, то этот тренд, на наш взгляд, еще не в полной мере проанализирован профессиональными участниками. Его влияние на их бизнес кажется очень существенным. К достаточно очевидным технологическим последствиям данного тренда можно отнести следующие моменты:

· необходимость максимальной автоматизации бэк-офисных процессов, так как смена операционного дня в ближайшем будущем будет происходить в районе 3 часов ночи по Московскому времени;

· требование наличия непрерывных процедур мониторинга и обслуживания торговой инфраструктуры, поскольку технологические окна сжимаются до нескольких минут;

· увеличение штата технической и клиентской поддержек разного рода.

Здесь мы видим свою роль в том, что можем снять часть этих вопросов за счет аутсорсинга торговой инфраструктуры в наших дата-центрах, где эти задачи уже решены.

- Появляются ли (или можно ожидать, что появятся) запросы на новый софт в связи с требованиями пункта 2 Положения Банка России от 17 апреля 2019 года № 684-П «Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций» («Некредитные финансовые организации должны обеспечивать доведение до своих клиентов рекомендаций по защите информации от воздействия программных кодов, приводящих к нарушению штатного функционирования средства вычислительной техники, в целях противодействия незаконным финансовым операциям»)?

- Эта комплексная тема. Отвечая непосредственно на этот вопрос, можно сказать, что скорее это положение создает трудности для появления нового софта на финансовом рынке, так как накладывает ряд дополнительных требований на процесс разработки программного обеспечения. Наше отношение к этому положению (и к аналогичному документу для кредитных организаций №683-П) следующее. С одной стороны, нам очень близка тема необходимости обеспечения безопасности при работе на финансовом рынке, и соответствующие принципы изначально закладывались в наши программные решения, что в некоторых случаях даже могло приводить к определенному недопониманию ряда новых конечных пользователей. Фактически эти вопросы постоянно находятся в фокусе нашего внимания. В том числе и на всех этапах разработки, тестирования и эксплуатации наших программных продуктов.

Соответствующий ГОСТ по информационной безопасности, лежащий в основе положения 684-П, кажется нам сбалансированным и проработанным набором конкретных технических и методологических требований, которые нужно соблюдать при разработке и использовании программного обеспечения в реальной инфраструктуре. Когда несколько лет назад этот ГОСТ только начал обсуждаться, мы запланировали и начали реализовывать в своих продуктах и сервисах те моменты положения, которые у нас не были учтены изначально, что потребовало в том числе заметных инвестиций в нашу собственную инфраструктуру. Поэтому на сегодняшний день мы чувствуем себя уверенно в этой части. Однако ряд пунктов этого положения в их текущей редакции вызывает вопросы о том, как можно их реализовывать на практике и возможно ли это в принципе. Мы надеемся, что ответы на такие вопросы удастся получить в рамках диалога с регулятором на базе площадки НАУФОР. В том числе за счет учета реального профиля риска, существующего при брокерской деятельности/деятельности по управлению активами, который заметно отличается от банковской сферы.

В целом, на наш взгляд, положение 684-П стимулирует индустрию развиваться в правильном направлении, уделяя все больше внимания вопросам безопасности работы на финансовом рынке. Однако оборотная сторона медали заключается в достаточно высоких разовых и регулярных затратах на соответствующую адаптацию на стороне профессиональных участников и поставщиков ИТ-решений и, что даже важнее, в возможном снижении темпа внедрения новых продуктов и сервисов.

- Появляются ли запросы на новый софт в связи с развитием удаленных каналов финансового посредничества?

- Российский фондовый рынок довольно давно - уже больше 20 лет - активно применяет удаленные каналы при обслуживании конечных клиентов. При этом в последние годы действительно виден достаточно бурный рост разработки разного рода программного обеспечения на финансовом рынке. Но связано это, на наш взгляд, не только с развитием удаленных каналов, а скорее в целом с общим увеличением количества денежных средств, которые пришли на фондовый рынок за это время в результате соответствующих изменений законодательства и общей экономической ситуации. В свою очередь, это позволяет профучастникам и независимым командам разработчиков больше инвестировать в различные технологические новации, экспериментировать и предлагать новые формы участия конечных клиентов в работе на финансовом рынке.

Поскольку у многих наших клиентов мы выполняем одну из ключевых инфраструктурных функций, то основная наша цель в этом вопросе - поддержка любых инноваций в индустрии и предоставление возможности их удобной и быстрой интеграции в существующую торговую инфраструктуру профессионального участника. Кроме собственно различных инструментов интеграции с нашими платформами QUIK и QORT, мы предлагаем любым партнерам возможность бесплатного подключения к нашим тестовым окружениям для апробации, тестирования и разработки тех или иных собственных решений, а также консультации с нашей стороны, как по техническим вопросам, так и по нюансам работы финансовой индустрии. В настоящий момент заметное количество компаний разного уровня пользуются этим сервисом для развития и продвижения своих решений.

- Появляются ли запросы на новый софт в связи с развитием института инвестиционных советников?

- Эта тема сейчас является хорошим примером того, как происходит технологическое развитие в финансовой индустрии - очень ярко проявляется тренд на разработку уникальных, узкоспециализированных решений. К примеру, есть большое количество решений для подключения инвестиционных советников к клиентской базе того или иного брокера. При этом важный момент состоит в том, что это точка конкуренции, - как между разными подходами к автоматическому инвестиционному консультированию, так и между брокерами по оказанию такого сервиса с учетом их индивидуальных особенностей. Поэтому большая часть решений в этой области является, по сути, инхаус разработками.

Свою роль мы видим в том, чтобы предоставить удобные API для проведения торговых операций и дистрибьюции инвестиционных рекомендаций, сформированных в отдельных программных продуктах наших клиентов и партнеров. Мы активно развиваем оба направления и, если решения в части проведения торговых операций с нашей стороны были предложены несколько лет назад, то в части дистрибьюции рекомендаций мы совсем недавно выпустили новый Модуль инвестиционных идей для QUIK и сейчас заканчиваем поддержку этого функционала во всех видах наших собственных торговых терминалов.

- Появляются ли запросы на новый софт в связи с существенным притоком физлиц на фондовый рынок?

- Первую скрипку в этом процессе играют крупные ритейловые банки. У каждого из них свой подход к тому, какие финансовые инструменты и сервисы и в какой форме они предлагают своим клиентам. Поэтому в плане фронтенда каждый из них разрабатывает свое собственное уникальное решение. И этот тренд поддержан и инвестиционными компаниями.

Мы как вендор участвуем в большинстве этих проектов в качестве провайдера бэкенда торговой инфраструктуры. Наши ключевые задачи - это риск-менеджмент, рутинг заявок по разным площадкам (биржевым и внебиржевым), дополнительные экзекьюшн-сервисы (такие как, конвертация валют с точностью до доллара или цента и процессинг неторговых поручений).

В связи с такой ролью для нас на первый план в этих проектах выходит производительность, надежность и, опять же, развитие разного рода интеграционных API. Тут стоит заметить, что в настоящий момент у крупного ритейлового брокера ведется порядка 25-30 млн позиций по его клиентам, что на порядок больше, чем несколько лет назад, и эти цифры продолжают расти. К тому же по этим позициям нужно проводить как претрейд, так и пострейд контроль, включая расчеты маржинальных показателей. Поэтому в последнее время мы фокусируем очень много усилий на опережающее развитие наших систем в части производительности. Кроме собственно различных оптимизаций, проводится большая работа по созданию отдельных контуров нагрузочного тестирования, специализированных под конкретные клиентские ситуации. Это нужно, чтобы эмулировать адекватную профилю клиента нагрузку, которая в разы больше текущей, и превентивно находить потенциальные узкие места.

Кроме этого, поскольку нередко этот бэкенд базируется в наших дата-центрах, мы осуществляем существенные инвестиции в их развитие. Причем в части как обновления/увеличения парка серверного и сетевого оборудования и расширения каналов связи, так и в части автоматизации мониторинга и обслуживания программных комплексов, установленных у нас на аутсорсинге.

Другой важный момент, который стоит отметить в связи с приходом ритейловых клиентов на рынок, состоит в том, что это явление вызвало существенную перестройку внутренних процессов всех брокеров в части мидл- и бэк-офиса. Фактически вопрос сейчас ставится так - никаких ручных действий в посттрейд процессинге быть не должно. В частности, в нашем бэк-офисном продукте backQORT мы делаем упор на следующие моменты: общая производительность, средства автоматизации процессов внутри системы (разного рода настройки расписаний и автоматические обработки) и развитие интеграционных возможностей. Причем интеграции в части автоматизации развиваются как с имеющимися штатными «контрагентами» бэк-офисной системы (платформой QUIK и разными ее модулями, системами ЭДО Московской Биржи и Санкт-Петербургской Биржи, НКЦ, НРД и так далее), так и в виде появления новых форм API, например, на базе веб-сервисов, позволяющих брокеру гибко интегрировать другие внутренние системы.

Еще одна актуальная тема, связанная с приходом большого количества новичков на рынок, состоит в необходимости их эффективной поддержки и консультирования. Для упрощения этой задачи мы в рамках линейки QUIK предложили новый модуль чатов - Модуль обмена сообщениями. Его основная цель состоит как раз в упрощении решения этих задач.

Отметим также, что существенное увеличение количества ритейловых клиентов происходит не только в брокерском бизнесе, но и в бизнесе управления активами. И в ряде случаев управляющие компании выстраивают процесс обслуживания клиентов вокруг нашего продукта мидл-офиса управляющей компании capQORT. Здесь наши приоритеты понятны. С одной стороны, развитие разного рода автоматических сервисов по массовым ребалансировкам, докупкам и распродажам на биржевом и внебиржевом рынках, а с другой стороны, производительность. Текущая наша цель - комфортное обслуживание 500 тысяч-1 млн клиентов на одном контуре системы. На практике наши клиенты уже работают с более чем 100 тысячами счетов.

Дата публ./изм.
26.08.2020