Тамила Умарова, №6/2025
| ВЕСТНИК НАУФОР №6/2025 |
|---|

Генеральный директор АО «Финансовый Институт»
АКТИВЫ НА ПОКОЛЕНИЯ
Собственники крупного капитала получили перспективный инструмент для структурирования активов и организации семейных имущественных отношений
Проблема долгосрочного сохранения, преумножения и устойчивой передачи крупного капитала будущим поколениям остаётся одной из ключевых в сфере управления благосостоянием по всему миру, в том числе и в России. Поэтому введение института личных фондов в российское законодательство в 2022 году стало значимой новацией, в результате которой собственникам крупного капитала был предложен новый и весьма перспективный инструмент для структурирования активов и организации семейных имущественных отношений.
Целью создания личного фонда является обеспечение защиты, преемственности и долгосрочного преумножения активов на поколения вперед. Реализуется это через передачу активов от собственника (учредителя) в пользу создаваемого им фонда и назначение выгодоприобретателей - лиц, имеющих право пользования имуществом фонда, которые имеют право на выплаты или получение имущества фонда. При этом ключевое преимущество заключается в том, что, формально передав право собственности, учредитель получает куда более мощный и комплексный инструмент управления судьбой своего капитала при условии грамотного структурирования системы владения и управления активами.
Личный фонд имеет ряд преимуществ перед другими структурами и помогает в достижении, прежде всего, нефинансовых целей владельцев крупного капитала:
Личный фонд иногда ошибочно воспринимается как инструмент для налоговой оптимизации. Определенная налоговая эффективность может быть достигнута при правильном структурировании, налоговом планировании и использовании доступных налоговых льгот, однако, это не инструмент для агрессивного налогового планирования. Если фонд создаётся только ради ухода от фискальных обязательств, без реального независимого управления, это легко отслеживается и может привести к претензиям со стороны налоговых органов как необоснованная налоговая выгода.
В целом налогообложение личных фондов сконструировано таким образом, чтобы фонды являлись «продолжением» человека, его учредившего, но по некоторым аспектам есть неопределенность, так как законодательство о личных фондах является новым.
Ряд пробелов в законодательстве уже устранён путём издания соответствующих разъяснений контролирующими органами. Вместе с тем, по нашему мнению, на сегодняшний день остаются неурегулированными следующие вопросы:
1) Обложение НДС передачи имущества личному фонду от учредителя, имеющего статус ИП. Согласно позиции контролирующих органов, НДС возникает в ситуации, когда имущество использовалось учредителем в предпринимательской деятельности и продолжит использоваться в таковой после передачи в фонд. Предлагается внести изменения в Налоговый кодекс, согласно которым передача личному фонду имущества не будет признаваться его реализацией.
2) Обложение налогом на прибыль рыночной стоимости имущества, полученного от третьих лиц. Исключений для личных фондов сейчас не предусмотрено, а классификация такой операции в качестве пожертвования неоднозначна. Решить эту проблему можно с помощью изменений в том же НК, согласно которым к целевым поступлениям будут относиться также взносы физических лиц, являющихся близкими родственниками учредителей.
3) Возможность уменьшения доходов от реализации имущества на расходы на его приобретение, если имущество было приобретено за счет денежных средств, полученных в качестве целевого поступления. Формирование налогового базиса в такой ситуации прямо налоговым законодательством не предусмотрено (в отличие от имущества, которое передано в качестве целевых поступлений). Также сохраняется неопределенность в отношении возможности амортизации имущества, используемого в коммерческой деятельности и приобретенного за счет целевых поступлений. Для этого необходимо предусмотреть в НК возможность для личного фонда уменьшения доходов на расходы, произведенные за счет денежных средств, полученных в качестве целевых поступлений.
4) Возможность применения пониженной ставки по налогу на прибыль 15%. В текущем перечне пассивных доходов отсутствуют такие доходы, как промежуточные выплаты по паям, доходы от продажи или погашения облигаций, доходы по сделкам РЕПО. Возможность применения 15% ставки по налогу на прибыль не предусмотрена и для процентных доходов по ОФЗ и муниципальным облигациям, а также по обращающимся на организованном рынке российским корпоративным облигациям. В Государственной Думе уже рассматривается проект закона, направленный на включение промежуточных выплат по паям в перечень пассивных доходов личного фонда. Также предлагается включить другие вышеуказанные доходы в перечень пассивных, а также предусмотреть применение личными фондами ставки 15% в отношении процентов по облигациям.
5) Риск налогообложения НДС операций по предоставлению активов личного фонда в безвозмездное пользование выгодоприобретателям. По мнению контролирующих органов, такие операции не попадают под понятие «передача имущества выгодоприобретателям личного фонда», которая прямо освобождена от налогообложения. Сейчас уже подготовлен проект запроса в контролирующие органы с целью получения разъяснений по возможности освобождения от обложения НДС операций по предоставлению активов личного фонда в безвозмездное пользование учредителя.
6) Отсутствие исключений для личных фондов по предоставлению в налоговые органы отчета о целевом использовании полученных средств. Это создает дополнительную административную нагрузку для личных фондов по сравнению с иными организациями, осуществляющими коммерческую деятельность. Мы уже работаем над изменения в Налоговый кодекс, которые такую обязанность для личных фондов отменят.
С точки зрения неналоговых аспектов остаются неурегулированными следующие вопросы:
1) Необходимость прохождения личными фондами обязательного аудита финансовой отчетности. Поскольку личные фонды не имеют своей целью публичность и раскрытие существенных показателей отчетности, полагаем, что требуется уточнение законодательства в этой части.
2) Срок внесения имущества в фонд не определен. Требуется доработка законодательства в этой части, как это предусмотрено, например, для обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ.
Личный фонд, несмотря на наличие некоторой правовой неопределенности по указанным выше пунктам, в целом является эффективной с налоговой точки зрения структурой. Внедрение личного фонда в структуру владения личными и бизнес-активами в большинстве случаев не приводит к изменению налоговой эффективности структуры (как минимум, к ее ухудшению). Однако максимальную эффективность можно достичь только при тщательном налоговом анализе и планировании.
На практике мы видим, что при создании личного фонда важно подумать и о других, неочевидных на первый взгляд, последствиях, которые могут возникнуть при шаблонном подходе к созданию фонда.
Одной из самых частых ошибок, встречаемых на этапе разработки учредительных документов и регистрации фонда, является подход к фонду как к регистрации обычного юридического лица. Личный фонд без продуманной стратегии управления активами, четких правил для бенефициаров и системы сдержек в органах управления приводит к тому, что структура становится неуправляемой и уязвимой уже через несколько лет. Использование типовых уставов вместо документов, отражающих индивидуальные цели учредителя, расплывчатые формулировки стратегии фонда и механизмов выплат бенефициарам провоцируют конфликты и создают почву для оспаривания решений органов управления. Равно как и назначение на ключевые роли (единый исполнительный орган, члены Попечительского совета) только лояльных, но не обладающих независимостью и специфическими компетенциями лиц, отсутствие механизмов независимого аудита и реального противовеса единоличному исполнительному органу может привести к злоупотреблениям. Отсутствие предварительного налогового и корпоративного анализа, внесение имущества с обременениями или выбор неоптимальной цепочки сделок приводит к высоким фискальным потерям «на входе» и юридическим рискам в будущем.
Для предотвращения вышеперечисленных сложностей и достижения целей создания фондов и защиты интересов всех сторон целесообразно привлекать независимые управляющие компании с необходимой экспертизой. В западной практике для защиты существует практика использования услуг кастодиана. В России кастодиальные услуги не выделены в отдельный сервис, и, в целом, российский клиент имеет запрос на более широкий комплекс услуг, нежели на отдельную функцию. Профессиональные управляющие компании в рамках такого сервиса объединяют различные компетенции и инструменты на единой платформе, включая:
Личный фонд - это новый качественный инструмент для защиты и структурирования внутрироссийских активов и бизнеса владельцев крупного капитала, который государству дает возможность в прозрачной форме сохранять капитал внутри страны, людям - в эффективном, защищенном и удобном формате владеть и управлять своими активами, а участникам рынка - развивать новое направление бизнеса. В то же время он требует взвешенного подхода, глубокой проработки документов и понимания всех рисков со стороны владельцев активов и профучастников. Его создание - это не юридическая формальность, а стратегический проект, который должен быть реализован с привлечением самых квалифицированных специалистов в области права и финансов.
Справка:
АО «Финансовый институт» предоставляет экспертное бухгалтерское сопровождение и современные сервисы для бизнеса. Компания осуществляет полный цикл бухгалтерских и налоговых услуг, готовит управленческую отчётность, обеспечивает IT-поддержку, комплаенс-сопровождение, информационную безопасность и риск-менеджмент. Отдельным направлением компании является бухгалтерская и налоговая поддержка личных фондов, нового инструмента, требующего высокой экспертизы и точного соблюдения регуляторных требований.
| №6 2025 |
|---|
24.11.2025
