Ирина Слюсарева (Вестник №4/2008)
Ирина Слюсарева
КТО НЕ ДВИЖЕТСЯ - ОТСТАЕТ
В Москве состоялась традиционная, третья по счету конференция НАУФОР “Российский фондовый рынок: создание международного центра”.
Заявленная в названии конференции тема - создание международного финансового центра - является для НАУФОР очередным этапом проекта, осуществляемого на протяжении двух последних лет. Начиная работу над исследованием “Идеальная модель фондового рынка России”, Ассоциация ставила задачу описать в названном документе конкурентоспособный в глобальном контексте рынок ценных бумаг, определить параметры такого рынка (не только российского, а любого) во временной перспективе до 2015 года. Но, разумеется, конечная цель данного проекта НАУФОР - создать своего рода “дорожную карту” достижения должной конкурентоспособности именно для России.
Процессы глобализации мирового рынка капитала чрезвычайно остро ставят этот вопрос. Российский рынок, скорее всего, стоит перед выбором: либо перейти в категорию развитых рынков, либо прекратить существование. Но если он сумеет достичь параметров “идеальной модели”, то это именно и будет означать, что Россия сумела создать международный финансовый центр (МФЦ). В это же время ФСФР предложила для обсуждения проект Доклада о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу, где также ставится вопрос о “качественном повышении конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формировании на его основе самостоятельного мирового финансового центра”.
Панель 1: Финансовый рынок и экономическое развитие страны.
Конференцию открыл председатель Совета директоров НАУФОР Сергей Васильев.
Игорь Юргенс, первый вице-президент компании “Ренессанс капитал”, отметил, что над концепцией международного финансового центра (МФЦ) начинали работать на повышательном тренде, а заканчивали в период кризиса, который стал своего рода катализатором. Доклад ФСФР о мерах по совершенствованию рынка ценных бумаг поступил в правительство своевременно, но для реализации намеченных задач следует сделать многое. В правительстве параллельно рассматривается Концепция долгосрочного развития России (КДР). Ряд мер, рекомендованных в Концепции (скажем, изменения налогового режима), рекомендует также и ФСФР, и разработанная НАУФОР Идеальная модель фондового рынка. Но прописаны эти меры в каждом из документов по-разному. Концепции должны быть сопряжены, поскольку речь идет о выработке единой стратегии развития.
Но даже если итоговый документ будет согласован и принят, то для создания финансового центра понадобится сделать еще целый ряд важных вещей. Кроме того, общепринятым международным стандартам должно соответствовать не только качество финансового рынка, но в целом качество жизни в России. Если непосредственно после принятия стратегии развития начинать ловить шпионов в ВР, то такими методами заявленных задач не решить. Глобализация тянет за собой цивилизационные вызовы, подытожил г-н Юргенс, поэтому сообщество должно быть креативным.
- Мы не можем не думать о международном финансовом центре, - заявил модератор дискуссии Алексей Тимофеев, председатель правления НАУФОР, - поскольку Россия должна самостоятельно обеспечивать финансирование собственной экономики.
Председатель комитета СФ РФ Дмитрий Ананьев начал свое выступление с констатации того факта, что основные результаты 2007 года были благоприятны для нашего финансового рынка. Российские компании привлекли в рамках IPO больше, чем компании других европейских стран: средний размер привлеченного в рамках IPO капитала превысил $1 млрд. Предложения Сбербанка и ВТБ стали в 2007 году крупнейшими размещениями в мире. Сама аббревиатура IPO больше не является для основных акционеров эвфемизмом, обозначающим “фиксацию прибыли”.
За 2007 года более чем в два раза увеличились объёмы биржевых торгов; удвоилось количество участников торгов - инвесторов, в т.ч. физических лиц. В 4 раза вырос биржевой оборот паев. За год на ММВБ были допущены более 200 новых бумаг.
Изменилось и само качество внутреннего рынка:
- на нерезидентов теперь приходится лишь 36% объёма торгов ММВБ;
- внутри страны размещаться стало выгоднее и интереснее;
- российский фондовый рынок занял место в ряду наиболее капитализированных фондовых рынков мира и, наконец, стал выполнять функции превращения сбережений в инвестиции.
2007 был также годом законодательной активности. Подготовлены законодательные условия для выпуска российских депозитарных расписок иностранных эмитентов. Ожидается, что в весеннюю сессию будет принят законопроект по прямому допуску иностранных ценных бумаг на российские биржи; принят в первом чтении законопроект, упрощающий процедуру эмиссии акций кредитных организаций. Наконец, запущен новый инструмент - биржевые облигации.
Так что цель превращения Москвы в международный финансовый центр представляется на текущем этапе хотя и амбициозной, но вполне достижимой: лет за 10, к 2020 году можно было бы попытаться ее реализовать. Что для этого нужно? Объединить усилия и реализовать детальный план, представленный регулятором фондового рынка.
Сергей Швецов, директор Департамента операций на финансовых рынках ЦБ РФ, отметил, что Китай имеет два финансовых центра, которые принципиально отличаются по формату. Шанхай является локальным центром для китайской экономики, а Гонконг - международный центр. Россия должна четко понимать, что именно она хочет иметь: Шанхай или Гонконг?
Глобальная конкуренция - это война идей, их производство должно быть поставлено на конвейер. Но у нас такого конвейера нет, поэтому от появления идеи до ее внедрения в России проходит не менее 4 лет. Этот порядок вещей следует пересмотреть, в том числе законодательно.
Но даже повторение лидерства само по себе не гарантирует успеха: должны возникать собственные идеи.
Факторный анализ наших успехов, преимуществ и недостатков отсутствует. Например, наше конкурентное преимущество - русский язык, однако, оно же может быть нашей слабостью. Должны ли мы русифицировать наш деловой оборот? Не означает ли это сдачу позиций?
Еще одна проблема: на нашем рынке недостаточно инструментов. Никакой собственник не будет открывать супермаркет, если в нем нет широкого выбора товаров. Для расширения инструментальной базы должны быть приняты базовые законодательные акты:
- закон о клиринге
- закон о металлических счетах
- закон о секьюритизации.
Значительную роль в законодательном процессе могут играть саморегулируемые организации (СРО): в Государственной думе имеет место дефицит не только идей, но также хорошо проработанных текстов.
В стране имеются также проблемы с судебной системой. Альтернативой может быть развитие третейских судов. Обучение судей - одно из приоритетнейших направлений.
Серьезным результатом прошлого года, по мнению руководителя ФСФР Владимира Миловидова, помимо финансовых показателей, является то, что в результате совместной работы экспертов ФСФР и рынка “зазор между программой ФСФР и программой рынка стал минимальным”. Подготовленная ФСФР программа практически совпадает также и с предложениями МЭРТ. Дело теперь сводится не к выработке свода необходимых мер по развитию рынка (они, в целом, идентичны), а в том, как их реализовать.
В состоянии покоя можно потерять и то, что уже достигнуто. Очевидный набор необходимых мер разработан, теперь дело за тем, чтобы принять их очень быстро.
Один из ключевых вопросов - консолидация инфраструктуры. Этот процесс определяют три ключевых закона:
- о ЦД;
- о биржах;
- о клиринге.
Но одно дело принять закон, другое - его внедрить. Круг экспертов, работающих над разработкой законопроектов, следует сконцентрировать и сделать опорой для подготовки единой стратегии.
Надо договориться по инфраструктуре: нужен ли ЦД? Один ЦД должен быть или нет? И так далее.
Надо выработать общий взгляд на то, как структурировать финансовый центр. Пересмотреть некоторые вопросы налогообложения. Нужна дальнейшая либерализация процедуры эмиссии: следует найти баланс, усиливая контроль, но в то же время давая компаниям возможность выхода на рынок. В целом, сообщил коллегам г-н Миловидов, на ближайшую перспективу Федеральная служба сформулировала для себя 12 приоритетных задач.
От разговора об успехах российского рынка не удержался и президент ММВБ Александр Потемкин. Мы попали в двадцатку крупнейших бирж мира по оборотам, заметил он, но следует помнить, что она чрезвычайно неустойчива по составу. Позиции лидера быстро утрачиваются. Поэтому надо двигаться, надо делать финансовый центр.
Следует бороться за иностранного инвестора. Существуют огромные рынки, инвесторский потенциал которых у нас не задействован. Прежде всего, это азиатский рынок, оборот которого составляет 600-700 млрд долл. в день. Имеется потенциал и у рынка СНГ, хотя его ликвидность уходит за рубеж, а деньги населения в него не вовлечены. Это проблема, но это и колоссальный резерв для развития российского рынка: финансовые потоки легко пересекают границу, а за ними на российский рынок могут прийти эмитенты.
Мы уже сейчас видим проекты российских брокеров, нацеленные на привлечение в Россию иностранных инвесторов. Программа перехода на частичное преддепонирование, реализуемая сейчас ММВБ, также рассчитана на иностранных инвесторов. И на российские инвестиционные банки, нацеленные на глобальную работу.
Но все-таки ключевой задачей является развитие национального рынка капитала, прежде всего, укрепление инвесторской базы. Пока мы далеки от успехов в этой области.
Существует очевидный набор мер, которые следует осуществить для реализации проекта создания МФЦ. Одной из таких самоочевидных мер г-н Потемкин назвал создание для инвесторов налогового режима наибольшего благоприятствования.
В последнее время российский фондовый рынок сменил парадигму развития, - заявил президент биржи РТС Роман Горюнов. - Два года подряд, в 2005 и 2006, Индекс РТС рос стремительно. В 2007 году, не в пример предыдущим периодам, вырос лишь на 19,2%. В текущем году он пока находится, сравнительно с предыдущим, в минусе, и его перспективы на будущее непонятны.
Динамика объемов торгов на рынке акций тоже демонстрирует замедление, в сущности, она нулевая. Основной рост приходится на рынок репо.
Характерная для нашего рынка концентрация ликвидности в 9-10 бумагах не меняется: доля бумаг из топ-10 в общем объеме торгов акциями занимает 94,8%. На долю десяти наиболее капитализированных эмитентов приходится три четверти общей капитализации рынка. Этот показатель, что очевидно, чрезвычайно высок в сравнении с показателями большинства иностранных фондовых рынков. Иными словами, российский рынок ценных бумаг качественно не меняется и продолжает быть в высшей степени спекулятивным.
Сравнение объемов торгов акциями и деривативами за 2007-2008 годы демонстрирует опережающий, сравнительно со спотом, рост рынка производных.
Таким образом, тот факт, что рынок акций в настоящий момент проходит фазу замедления, совершенно очевиден. Рост может продолжаться в основном уже только за счет снижения издержек. Издержки, в свою очередь, могут снижаться путем применения ряда мер:
- за счет применения менее затратных технологий;
- через совершенствование самого рынка;
- привлечением новых эмитентов;
- увеличением клиентской базы;
- а также через появление новых инструментов.
Панель 2: Инфраструктура российского рынка и ее развитие.
Объективные предпосылки для создания МФЦ в России действительно есть, констатировал заместитель генерального директора ЗАО “ФБ ММВБ” Геннадий Марголит. У Лондона и Сингапура не было возможностей опираться на национальные экономики и, в конечном счете, на внутренний спрос. У нас эта возможность есть. Еще один наш шанс - уникальный часовой пояс.
Однако в первую очередь МФЦ - это международные инвесторы. Для них, конечно, важно качество жизни в стране в целом, но за него финансисты не отвечают. А по обустройству собственно фондового рынка в России многое сделано. Наша инфраструктура в целом неплоха, а что касается схемы преддепонирования, то она соответствует специфике отечественного рынка. Вертикальное интегрирование торговых площадок - также доминирующая в мире модель.
Николай Егоров, директор НДЦ, констатировал, что создание МФЦ во многом определяется качеством инфраструктуры, и дело здесь не сводится лишь к консолидации соответствующих организаций. Консолидация инфраструктуры - процесс, быть может, и нужный, однако, непростой и длительный. Определенные элементы учетно-расчетной структуры должны обеспечивать нашу конкурентоспособность уже сейчас, независимо от степени их консолидированности.
О консолидации инфраструктуры, что естественно, говорил и президент ДКК Михаил Лауфер (интервью с ним читайте на стр…….).
Тим Рюкрофт, директор по исследованиям компании “Томас Мюррей”, в своих выводах относительно перспектив российской инфраструктуры был достаточно оптимистичен.
Панель 3. “IPO и новые финансовые инструменты”.
Управляющий директор ООО “Дойче банк Россия” Дмитрий Снесарь, открывавший эту часть конференции, начал с замечания, что существующие финансовые центры - Нью-Йорк, Гонконг, Лондон, Франкфурт - жестко конкурируют между собой. Россия в этой гонке не участвует. По линии от Нью-Йорка к Азии ликвидность размывается и падает. Правильный шаг - включаться в гонку, тем более, что наше экономическое положение, по прогнозам, будет улучшаться. Следует сконцентрироваться на привлечении новых компаний из России, СНГ и, возможно, Восточной Европы.
Еще одна ключевая задача создания МФЦ - совершенствование инфраструктуры: биржевой, депозитарной, кастодиальной.
В России есть активы, которые сейчас безумно интересны иностранцам: инфраструктура, ритейл, страхование, банки. Но пока у этих компаний низкие мультипликаторы, и их собственники не готовы выходить из бизнеса дешево.
Управляющий директор Альфа-банка Доминик Гуалтиери поделился с участниками конференции своими соображениями о перспективах российского рынка секьюритизации: по мнению докладчика, они огромны. Рынок растет, но проблема в том, что пока большинство сделок заключается в иностранных юрисдикциях. Однако сейчас все мировые рынки закрыты и переживают последствия американского ипотечного кризиса. Так что в период затишья есть возможность заняться усовершенствованием российского рынка, в том числе в части законодательства и налогообложения. В законодательстве должны быть, в частности, четко прописаны понятие SPV и возможность транширования сделок. Следует также добиваться изменения инвестиционных деклараций российских институциональных инвесторов.
Деньги в стране есть, так что будущее сулит исполнение наших больших надежд, оптимистично закончил свое выступление г-н Гуалтиери.
Этот ход обсуждения поддержала Елена Курицына, заместитель руководителя ФСФР, сообщившая, что Федеральная служба намерена продолжать работу над законом о секьюритизации. Помимо самого регулирования, законопроект содержит много новаций, которые будут полезны всем эмитентам. ФСФР вообще достаточно много работает над упрощением процедур эмиссии, хотя, заметила г-жа Курицына, следует находить баланс между интересами эмитента и инвестора.
Следующий докладчик, замдиректора департамента лицензирования и финансового оздоровления ЦБ РФ Елена Музыка, рассказала о законотворческой деятельности Центрального банка. В частности, о подготовленном и прошедшем первое чтение законопроекте, упрощающем эмиссию кредитных организаций.
Панель 4: Финансовые институты и инвесторы.
Заместитель руководителя ФСФР Сергей Харламов, открывавший последнюю панель, начал с сообщения о том, что проект закона об инвестиционных фондах дает участникам рынка возможность реализовать процедуры, прописанные для квалифицированных инвесторов.
Далее г-н Харламов подробно остановился на текущих вопросах внедрения стандартов электронного документооборота.
Многочисленные вопросы относительно реализации возможностей нового закона об инвестиционных фондах, незамедлительно последовавшие из зала, г-н Харламов частично переадресовал Татьяне Медведевой, эксперту ФСФР. У нового регулирования, отметила г-жа Медведева, имеются и плюсы, и минусы - как для инвесторов, так и для профучастников. Понятно, что инвесторы столкнутся с ограничением ликвидности приобретаемых инструментов. А у профучастников возникнут трудности в части признания инвесторов квалифицированными, будут и вопросы относительно определения степени ответственности таких инвесторов.
Новые нормативные акты описывают процедуру признания инвестора квалифицированным и критерии такого признания.
Создание рынка для квалифицированых инвесторов - очень важное начинание. За ним должно будет последовать создание полноценного рынка услуг для розничных инвесторов, в том числе создание доступных им инструментов, а также института инвестиционных консультантов.
Все это очень важно для расширения рынка, в частности, для региональных брокеров.
Как раз в качестве представителя брокерской компании выступил далее генеральный директор ООО “Ренессанс онлайн” Максим Малетин.
Профессиональные участники ждут прихода на рынок массового частного инвестора, но что реально они готовы ему предожить? - задался вопросом г-н Малетин. И за счет какой категории клиентов брокер реально может расти?
Сейчас брокеры повышают рентабельность своей работы за счет увеличения прибыли: привлекают как можно больше частных инвесторов и как можно более активно инициируют их биржевые обороты; а затраты (в том числе на риск-менеджмент, на IT-технологии и разработку стратегий) максимально сокращают. Но розничный брокер должен работать с клиентом персонально, а затраты нельзя снижать до бесконечности. К тому же брокер, работающий на “раскрутке” оборотов мелкого частного инвестора, уже не сможет работать с институциональным инвестором.
Каков выход? Следует развивать различные формы индустрии коллективных инвестиций и доверительного управления. А розничному брокеру пусть останутся грамотные, требовательные, обладающие сравнительно большими средствами частные инвесторы: работая с такими клиентами, он будет расти и сам.
Наталья Сидорова, начальник депозитарного отдела ИНГ Банка (Евразия), подробно говорила о позиции конкретной категории инвесторов - глобальных кастодианов (см.: Наталья Сидорова. Оговорочный оптимизм. - Вестник НАУФОР, № 5, с……..).
Директор депозитария Росбанка Михаил Братанов завершил конференцию докладом о продуктовом ряде российского депозитария.
Полная версия данной статьи доступна только для подписчиков журнала.
20.06.2008