Андрей Иванов (Вестник №1/2009)
Андрей Иванов, директор департамента корпоративных финансов ИК “Файненшл Бридж”
Не только для брокеров
Практическое изучение кризиса для участников финансового рынка еще не закончено: пока пройдена лишь начальная стадия
Ни брокеры, ни их клиенты не смогут обыграть ситуацию до того момента, когда рынок достигнет дна. Не получится! Построение локальных успешных стратегий в этой ситуации невозможно. Профучастникам пора перестать гнаться за валовыми показателями. Во главу угла теперь следует ставить только эффективность.
Изучение кризиса и выработка успешной стратегии, можно сказать, становятся новой дисциплиной: на стыке менеджмента, стратегического анализа, макроэкономики, прикладной математики… Важно подойти к ситуации с непредвзятых позиций, открыто и честно, признать реальность во всей ее сложности и непредсказуемости.
Мир показывает нам, что он в своей основе проявляет себя как открытая система. Соответственно, компания, ее менеджмент также должны быть системой, открытой для адекватного взаимодействия с миром и всеми его субъектами. Только в таком случае нас может ждать успех. Что считать успехом в нынешней ситуации? Как минимум, это выживание компании (сохранение доходной базы бизнеса и кадрового потенциала), а как максимум - новый виток ее развития и опережение конкурентов.
Как этого добиться?
Для начала сформулируем несколько тезисов:
- Кризисный “курс” еще не закончился. Пока пройдена его начальная школа.
- Асимметрия информации многократно увеличилась на всех уровнях. Масштаб асимметрии неизвестен.
- Система деградирует, в ряде отраслей процесс доходит до разрушения системы на отдельные элементы (важный фактор в оценке перспектив эмитентов).
- Утрачена связь между масштабом и устойчивостью.
- Даже если конкретный специалист делает все правильно, результат может быть плачевным: рушится система, в которой он находится.
- Везение становится все более важным элементом успеха.
- Обыграть ситуацию до момента достижения рынком дна у брокеров и их клиентов не получится. Построение локальных (на кратком периоде времени или отдельном сегменте рынка) успешных стратегий невозможно.
- Важно не пребывать в растерянности. Рациональный поиск собственного места в новых условиях - основа развития компании в будущем.
- Консерваторы рулят! В деловой мир на годы вперед пришли консервативные методики оценки проектов и перспектив.
- Игрокам не следует радоваться разорению других брокеров (кроме прямых конкурентов) - гибель отдельных компаний негативно влияет на всю отрасль.
- Стратегический маркетинг может спасти вашу компанию.
Кризис - строгий учитель. Он заставит выучить свои уроки все компании и все рынки. А тот, кто начнет забывать эти уроки, будет быстро наказан.
Полная версия данной статьи доступна только для подписчиков журнала.
30.01.2009