Журнал "Вестник НАУФОР" >>  архив >> 

Лиана Пепеляева (Вестник №7-8/2009)

ЗАКОН ОБ ИНСАЙДЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ

Появление комплексных правовых институтов, предполагающих использование квалифицированных, но тем не менее субъективных оценок - современная реальность

Заместитель председателя комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ Лиана Пепеляева рассказывает "Вестнику НАУФОР" о том, какие именно особенности российской экономики мешают капиталу свободно перетекать от одного экономического агента к другому. А также о том, какими способами следует такое положение менять

Лиана Витальевна, каковы основные проблемы, связанные с нынешним состоянием законодательной базы российского финансового рынка?

Если попытаться сформулировать проблему одной фразой, то я считаю, что основная проблема - наличие излишних препятствий на пути свободного перетока капитала в экономике. Эта проблема проявляется во многих сферах - в межбанковских отношениях, на фондовом рынке, при взаимодействии финансового и реального секторов. Поэтому я считаю совершенно необходимыми те действия, которые были предусмотрены в плане мероприятий, направленных на оздоровление ситуации на фондовом рынке, принятом Правительством РФ в ноябре прошлого года.
Значительная часть пунктов этого плана уже реализована, реализация остальных ожидается в скором времени. Речь идет об упрощении процедуры реорганизации, в том числе, для кредитных организаций, о совершенствовании залоговых отношений, об устранении завышенных требований к порядку формирования уставных капиталов организаций. Можно назвать еще ряд направлений.
Но если говорить в целом, то необходимо работать над тем, чтобы наш рынок стал более привлекательным. Должна быть создана соответствующая инфраструктура, созданы гарантии защиты прав собственности участников торгов.
Безусловно, определенные шаги в этом направлении уже предприняты. Так, в апреле вступил в силу закон, установивший административную ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг. В апреле же был принят закон, допустивший возможность публичного обращения иностранных ценных бумаг на российском фондовом рынке.
Сейчас в Госдуму внесен проект закона, предусматривающий механизмы защиты прав владельцев облигаций. Предлагается ввести институт "общего собрания владельцев облигаций", устанавливается процедура досрочного погашения облигаций.
В первом чтении принят проект закона о противодействии инсайдерской торговле и манипулированию ценами.

Как идет работа над законом об инсайде? В осеннюю сессию запланировано второе чтение законопроекта о противодействии инсайду. Каковы ваши прогнозы относительно сроков принятия этого документа? Какие группы заинтересованы/не заинтересованы в его принятии? Каким образом изменятся "правила игры" на российском финансовом рынке после принятия этого закона?

Законопроект об инсайде - очень важный документ.
И злоупотребление инсайдерской информацией, и манипулирование ценами - крайне негативные явления. Попытки принять такой закон предпринимались и раньше, депутаты вносили соответствующий законопроект, но согласовать позиции тогда не удалось. Поэтому принятие правительственного законопроекта в первом, концептуальном чтении весной этого года я воспринимаю как существенный шаг вперед.
Однако, как и в любом другом случае, когда затрагиваются интересы большого круга субъектов, когда требуется урегулировать целый комплекс правоотношений, возникает значительное количество проблем. При внесении законопроекта, его подготовке к первому чтению практически все эксперты, в том числе и комитеты Госдумы, сошлись во мнении, что в законопроекте содержится много неконкретных формулировок, расплывчатых понятий. Слишком широко был определен круг инсайдеров. Это могло привести к ситуации, когда человек, даже не подозревающий о том, что является инсайдером, может быть привлечен к ответственности.
По этой причине при комитете Госдумы по финансовому рынку была создана рабочая группа. В нее вошли представители Госдумы, ФСФР, Минэкономразвития, других министерств, судебных органов, а также банковского, бизнес- и медиа-сообществ. В настоящее время группа занимается подготовкой законопроекта ко второму чтению, устраняет недостатки первоначального текста.
Уже подготовлены конкретные предложения. Дано более полное определение инсайдерской информации. Целый ряд оценочных формулировок (например, "незначительный промежуток времени", "неизменная конъюнктура рынка") предлагается исключить из законопроекта.
Обсуждается возможность того, чтобы из числа инсайдеров были исключены информационные агентства. Эта норма в законопроекте вызвала очень много нареканий. Фактически она рассматривается как препятствие для свободного распространения экономической информации. Поэтому в качестве варианта может быть предложено такое определение: редактор, журналист, редакция СМИ не должны привлекаться к ответственности, если они не знали о том, что распространяемая информация недостоверна.
Конечно, пока что еще не все предложения, с которыми мы работаем, подготовлены в достаточной степени.
Работа над законопроектом будет продолжена. В частности, к ней будет привлечен широкий круг экспертов. В сентябре намечено проведение расширенного заседания рабочей группы, в котором примет участие около 50 человек. Также осенью мы планируем провести парламентские слушания по законопроекту.

Как, на ваш взгляд, будет работать этот закон в нашей стране? Насколько важно детализировать формулировки основных определений данного законопроекта?

Вопросы инсайда и манипулирования ценами, безусловно, сложны. Но, с моей точки зрения, это не первые и не последние вопросы такого уровня в правовом поле России.
Чем дальше будет развиваться финансовый рынок, тем выше будут требования к профессионализму его участников. Это связано как с тем, что мы перенимаем уже накопленный опыт развитых государств, так и с тем, что сейчас имеется тенденции к ужесточению контроля. Поэтому появление подобного рода комплексных институтов, предполагающих использование квалифицированных, но тем не менее субъективных оценок - это современная реальность.
Закон об инсайде, безусловно, будет работать, поскольку в нем есть потребность. Но понятно, что это произойдет не одномоментно, это ведь не изменение налоговой ставки!
Что касается детализации формулировок, то, как я уже сказала, это одна из главных задач рабочей группы. С одной стороны, расплывчатые, неконкретные дефиниции недопустимы, поскольку речь идет об ограничении свободы распоряжения информацией, свободы деятельности субъектов на рынках. В конечном итоге за нарушение закона предполагается установить и административную, и уголовную ответственность.
Однако, с другой стороны, закрепление исключительно абсолютных числовых параметров будет снижать эффективность регулирования, ведь, формально соблюдая нормативы закона, можно тем не менее нарушать права и интересы участников рынка. Поэтому совершенно обойтись без использования оценочных категорий будет сложно. Собственно, сейчас мы и будем заниматься поиском требуемого баланса интересов.
Именно поэтому я не считаю, что закон об инсайде может быть принят "в экстренном порядке" до завершения его качественной проработки.

Какова ваша позиция относительно возможности введения уголовной ответственности за инсайд и манипулирование?

Полная версия данной статьи доступна только для подписчиков журнала.

Дата публ./изм.
01.09.2009